В конце апреля после снятия ковидных ограничений в Пскове подвели, наконец, итоги VIII Международного конкурса средств массовой информации «Ганза – связь времен». Там же прошло пленарное заседание Ганзейского медиафорума и общее собрание Союза русских ганзейских городов.
Чествовать наиболее отличившихся в раскрытии темы журналистов, а также поговорить об актуальных проблемах туристического сезона приехали представители из Великого Новгорода, Вышнего Волочка, Порхова, Великого Устюга, Смоленска, а также из белорусских городов Витебск и Полоцк. Все названные города являются участниками движения по развитию культурных связей и туризма «Русская Ганза».
С ветерком
Не первый раз мчусь в поездку в Псков из Новгорода, но впервые дорога в соседний регион была на удивление легкой. Водителю микроавтобуса, как мне показалось, на пути без колдобин было явно скучновато: жми на газ и наблюдай ровно простирающуюся дорогу на скорости, что позволяет мотор, а встречного движения почти нет. Мало кто знает про открывшуюся автостраду. 215 километров по кратчайшему пути меж двумя древними русскими городами с вечевыми традициями (через село Медведь) мы уверенно преодолели за 2,5 часа, хотя раньше путь из Новгорода в Псков занимал не меньше четырех часов. Ремонт автодороги от новгородского Шимска и до псковской Феофиловой Пустыни дорожники закончили в ноябре прошлого года.
Время для туриста имеет принципиальное значение. Одно дело провести в пути четыре часа в одну сторону, и совсем другой коленкор два с небольшим. Даже курсирующий меж вечевыми республиками поезд «Ласточка» перестал поспевать за автотранспортом, он идёт по обходному рельсовому пути через станцию Дно 4 часа и 15 минут. Туроператоры в Пскове и Новгороде мечтают, чтобы и Питер стал к ним поближе. С берегов Невы до Новгорода можно добраться за 2 часа, а вот до Пскова 280 км, и даже поезд в движении без пробок не может гарантировать быстрой доставки. Жаль, гораздо больше туристов в свои объятья из культурной столицы России готов принимать «Большой Псков», это когда в плюс к чисто псковским достопримечательностям в маршрут добавляют Печерскую лавру, Изборск или Пушкиногорье.
Растущий туристический потенциал Пскова предстал нам во всей красе на подготовленной пешеходной прогулке по Финскому парку, что распластался вдоль реки Великая. Здесь приятно прогуляться пешком, проехать на велосипеде, а то и на электросамокате, что предоставляется туристам в прокат. Экскурсия по городу с посещением псковского кремля и монумента «Ледовое побоище» на горе Соколиха также оставит сильные впечатления у туриста.
Баснями не кормят
Особое внимание вояжеру можно обратить на псковскую кухню. Региональный колорит питания ощущаешь уже во время завтрака в гостинице. Вместо набившего уже оскомину разбавленного апельсинового сока псковичи предлагают кувшин с тыквенным компотом. Итальянские оливки заменены на местные солёные грузди, сметану в творог порекомендую накладывать большой ложкой – это вам не майонез, от которого полнеют. Заказывая в псковском ресторане жареную картошку в качестве гарнира к рубленой котлете из телятины, фаршированной шпинатом, не забудьте добавить «а-ля Пушкин». Секрет рецепта в том, что жарят клубни не на растительном, а на сливочном масле. Великий русский поэт знал, каким должен быть настоящий жареный картофель, а не какой-нибудь там «фри». На десерт, если обед был очень уж сытным, попросите просто бланманже, а если порция второго с рыбой оказалась недостаточно сытна, то выручит яблочный пирог. К чаю пусть принесут крыжовенное варенье, его на берегах реки Великой готовят отменно.
Обладатели личного автотранспорта теперь легко могут пообедать в Пскове, а поужинать в Великом Новгороде. Кухня у потомков ильменских славян и современных псковских кулинаров не сильно отличается друг от друга, но всегда находятся маленькие нюансы. Выловленный в Ильмене снеток путешественнику будет интересно сравнить с сушёно-солёным талабским, пойманным в Псковском озере. Судака в Новгороде прекрасно готовят «по-ильменски» во многих ресторанах – с картофелем или молодой капустой, а в Пскове он выпекается в слоёном тесте, что ещё вкуснее! Салат со щёчками псковского судака показался мне, новгородцу, особенно хорош.
С собой из Пскова туристы везут сбитень. Приготовленный на основе местного мёда с добавлением мускатного ореха, корицы, кориандра, гвоздики и других пряностей, он надолго продлит вам удовольствие от контактов с псковскими умельцами по приёму гостей. Туриста, как и соловья, баснями не прокормишь, верно ведь?
Кстати, кодов и справок теперь для заселения в гостиницу и посещения достопримечательных мест в Пскове и Новгороде не требуется, но ношение масок приветствуется.
Вокруг «Ганзы»
В условиях, когда побратимские связи русских и западноевропейских городов рушатся, многим россиянам может показаться подозрительным, что псковичи и новгородцы как за соломинку хватаются за ганзейскую идею единения и сотрудничества, пришедшую к нам из нормандского Средневековья. Однако «Русская Ганза» не испытывает дискомфорта по такому поводу. С незапамятных времен торговый союз является удобной формой для развития ремёсел, культурного сотрудничества и туризма. Малые и средние города на севере Европы были равны, и потому идею Ганзы можно называть как гамбургской, так и новгородской. Великий Новгород был единственным, правда, официальным участником средневековой Ганзы с русской земли, но и другие русские города также не против были поторговать.
Как можно заметить, на просторах Северной Европа Ганза развивались на основе добрососедства. В то же время ранние государственные образования феодализма то и дело взрывались междоусобными войнами. Вот и ныне в противовес событиям на Юге древним городам России и Белоруссии любо, когда всех объединяет интерес к истории и собственной идентичности, когда от архитектурных ансамблей так и веет милой сердцу стариной. Ремесленничество, истоки православия, добрый пример Вечевых республик по налаживанию исключительно добровольных отношений между городами и народами и сегодня являются весьма привлекательными составляющими общего успеха. В том числе и для туристов в плане познания своей Родины и своего Отечества.
Из Великого Устюга в Псков участники форума приехали с идеей учредить «Большой Ганзейский путь Деда Мороза» в рамках подготовки к XI Русским Ганзейским дням в их городе, что пройдут в июле нынешнего года. Разумеется, и в таком плане можно использовать формат ганзейского движения, но не надо забывать и о главном. По всему миру, и это очень заметно, ширится и высится строительство «человейников». Ультра-мегаполисы растут, как грибы, в Китае, Индии, Мексике, Египте и по другим уголкам планеты. Ничего старинного в таких урбанистических образованиях не остаётся, только бетон и стекло. Конечно, с квадрокоптера ночной полет меж пышущих люминесценцией небоскрёбов смотрится очень завораживающе, и житель российской провинции при просмотре видео на том же Ютубе даже испытает шок с переходом в комплекс неполноценности от репортажа блогера, но это только по первым впечатлениям. Жить в «человейнике» очень сложно, продукты и жильё дороги, найти применение своим способностям человеку крайне нелегко, а потому туризм в старинные провинциальные города, где люди живут свободно в плане окружающего их пространства, будет только нарастать.
На пленарном заседании в Пскове организаторы туристических потоков говорили о межмуниципальном сотрудничестве как факторе развития туризма в городах. Особый акцент был сделан на развитии связей с белорусскими городами. В частности, об этом говорила председатель комитета по туризму и зарубежным связям администрации Великого Новгорода Ольга Васильева. Как очень перспективное оценил дальнейшее сотрудничество с российскими городами председатель Витебского городского совета депутатов Владимир Белевич.
Резонансно по отношению к стереотипам, складывающимся по отношению к ганзейской провинциальности, прозвучало выступление преподавателя НовГУ Татьяны Каминской. В своей научной работе профессор изучила материалы немецкоязычной прессы по теме Ганзы и вдруг выяснила, что отношение к ганзейскому движению в Германии нередко носит пренебрежительный оттенок. Медийная интерпретация Новой Ганзы в европейском контексте часто звучит высокомерно. «Для городков, которые когда-то были значимыми, а сейчас не играют такой политической роли, Ганза – своего рода утешение», – пишет обозреватель в одном из ведущих немецких изданий. Жителям урбанистических конгломераций часто кажется, что они и умнее, и развитее провинциалов, но на самом деле это не так. Достаточно поездить по провинциальным городам типа Новгород и Псков, чтобы вспомнить, что Болдинская осень у Пушкина приключилась именно в псковской глубинке. Достоевский уехал в новгородскую Старую Руссу, чтобы написать свой гениальный роман «Братья Карамазовы»… У каждого великого человека есть своя провинция, без неё никак.
Текст и фото: Юрий Красавин