Москвич-полярник

01.07.2024 | Статьи

Какой транспорт годится для покорения Арктики? Это кажется невероятным, но по бескрайним снежным просторам можно путешествовать на «Москвиче-412».

Именно на «Москвиче», произведенном на Ижевском автозаводе в 1981 году, Алексей Жирухин из Самары и Александр Еликов из Твери путешествуют по арктическим регионам страны. Мы поговорили с Алексеем о том, что ими движет, почему выбор пал именно на советскую автоклассику и как она показала себя в полярных условиях.

С ветерком по льду реки Анабар на севере Якутии. За окном примерно минус пятьдесят.

 

Дураки и дороги

Автомобиль «Москвич» купил с рук за 70 тысяч рублей Александр Еликов, в прошлом проработавший много лет водителем в Арктике. Вскоре после покупки, в январе прошлого года, друзья поехали в Новый Уренгой.

По так называемому «веселому зимнику» из Иркутской области на запад Якутии.

– Это была дань воспоминаниям, – рассказывает Алексей Жирухин, – Саша родом из этого города. Двадцать семь лет назад он приехал в Тверь из Нового Уренгоя именно на 412-м «Москвиче».

В первую же большую поездку на «Москвиче» компанию ребятам составили пенсионерка Наталья Шиповская из Москвы и предприниматель Дмитрий Гостинщиков из Череповца.

Стела на въезде в якутский город Удачный. Город получил свое название в честь кимберлитовой трубки.

– Дурак дурака видит издалека, – шутит Алексей, – Наталья и Дима следили в соцсетях за нашими роликами, еще когда мы не купили «Москвич», и захотели присоединиться. В пути поняли, насколько мы друг другу близки по духу и по скорости движения.

Наталье много лет назад поставили диагноз «онкология». Женщина смогла побороть болезнь, под влиянием которой у нее кардинально поменялась шкала жизненных приоритетов.

Коллективное селфи в селе Юрюнг-Хая, расположенном на 72-й параллели.

– Раньше я жила по принципу «дом – работа – дом», – признается она, – а тут поняла, что ничего в жизни не видела и не увижу, если буду сидеть на одном месте. С тех пор я много путешествую, например, в апреле-мае проехала всю страну на своем джипе.

Через кочкарник и волны на зимнике в кромешной темноте полярной ночи.

Так компания отправилась из российской столицы в Новый Уренгой. Для большей ностальгии Александр Еликов и маршрут выбрал старый, по зимнику, хотя к городу уже давно проложена асфальтовая дорога. Поездка получилась настолько колоритной, что появилась идея оставить машину в городе, чтобы с наступлением тепла вернуться и снять видео уже про летнюю Арктику.

 

Тише едешь – больше видишь

Алексей Жирухин, у которого сеть детских центров в Самарской области, может себе позволить путешествие на джипе, но, по его словам, на «Москвиче» гораздо интереснее.

– Мы едем медленно. Условно тысячу километров, которые на современной машине можно проехать за сутки, мы преодолеваем за два-три дня. Приходится чаще делать остановки, неизменно привлекая внимание местных жителей. Для многих из них с «Москвичом» связаны воспоминания молодости. Люди угощают, дарят запчасти, иногда даже ремонтируют бесплатно.

На тысячекилометровом зимнике «Анабар». На заднем фоне – Анабарские столбы.

Начинка у машины оригинальная, поэтому в дороге часто приходилось ее ремонтировать. Все улучшения были сделаны по опыту отцов и дедов. Например, перед первой зимней экспедицией посоветовали поменять термостат, утеплить двигатель, накинув сверху одеяло, и изолировать днище. Машина стала теплой, и при морозах до минус пятьдесят в ней вполне комфортно было ехать.

Позади ребят, если приглядеться, видны нефтегазовые месторождения Якутии.

Родные и близкие путешественников относятся к таким арктическим вояжам нормально.

Светлое время суток все короче. Крест как напоминание о том, что Арктика не прощает ошибок.

– Я и со своей дамой путешествую, правда не по северам. У Саши есть семья, двое детей. Они тоже с пониманием относятся. У нас все-таки экстремальные маршруты, которые далеко не каждому по душе, – говорит Алексей. – Мы таким образом показываем окружающим, что путешествия в Арктику и по Дальнему Востоку не требуют особых затрат. Обычно ведь что видят простые люди в фильмах про эти края? Крутые внедорожники за миллионы рублей, красивую форму, большие команды профессионалов. Видят и делают вывод, что такие путешествия не для них. Хотя на самом деле 99 процентов российских дорог доступны даже для «Москвича».

В каждом населенном пункте на севере Якутии есть современные гостиницы со всеми удобствами.

 

Посланцы вселенной

В этом году экипаж зеленого «Москвича» успел проехать из Москвы в Архангельск, а потом доехать до села Юрюнг-Хая в Якутии. Село известно тем, что в нем проживает единственная в республике компактная группа долган. До Юрюнг-Хая нет асфальтовой или грунтовой дороги – только зимник. Друзей не напугали даже якутские морозы.

– Взяли с собой побольше бензина, – рассказывает Алексей, – запчасти, теплую одежду, лопаты, чтобы заносы расчищать, и в путь.

Мороз на зимнике почти все время стоял на отметке около минус 50.

В пути случается разное. В путешествии к Юрюнг-Хаю был момент, когда друзья подобрали водителя бензовоза, у которого на морозе загорелась проводка, и он был вынужден отправиться за помощью пешком. В тот день они не только спасли горемыку, но и потушили пожар, чем предотвратили взрыв огромной цистерны с горючим.

– Вас вселенная послала к нам! – воскликнул глава поселения, в котором путешественники после инцидента остановились переночевать.

Александр Еликов в «Москвиче». Яркое полярное сияние в Арктике почти каждую ночь.

В отдаленных улусах Якутии их команду встречали как дорогих гостей. Угощали строганиной, олениной и прочими северными деликатесами, приглашали в хоровод традиционного танца эвенков, проводили экскурсии по местным музеям, организовывали мастер-классы по национальным видам спорта. Как вам, например, без остановки совершить одиннадцать прыжков через импровизированные нарты? Алексей признается, что это очень тяжело.

Четверо друзей у зеленого «Москвича» и очередной стелы полярного круга. Полуостров Ямал.

Интересуюсь, как дорого обходится эксплуатация старой машины.

– Сильно дешевле, чем может показаться, – отвечает Алексей, – например, на трассе около Тайшета у нас пробило радиатор. Если бы мы были на иномарке, его бы без вариантов пришлось менять. А так мы доехали до ближайшего автосервиса, пятьсот рублей отдали за снятие-установку и столько же, чтобы запаять пробоину. На сто километров «Москвич» расходует двенадцать литров бензина, заправляемся в складчину.

Заброшенные антенны тропосферной связи на берегу моря Лаптевых. Пейзаж абсолютно космический.

Со слов Алексея Жирухина, поломки – единственный негатив, с которым ему приходилось сталкиваться в Арктике. Он отмечает, как улучшается жизнь в поселках. В одном из них путешественников познакомили с 87-летней бабушкой, получившей новую благоустроенную квартиру по программе расселения ветхого жилья. В другом – пригласили в современную «школу-сад», в одном из помещений которой имеется… лечебная соляная пещера.

Ямальская сверхглубокая скважина СГ-6. Аналог скважины на Кольском.

Ямальская сверхглубокая скважина СГ-6. Аналог скважины на Кольском.

 

Будете на Колыме

В планах экипажа зеленого «Москвича» – посетить все арктические регионы России и зимой, и летом. Сейчас машина стоит в гараже в городе Мирном – алмазной столице Якутии. В июне друзья прилетят туда, чтобы посмотреть якутский национальный праздник Ысыах, а после своим ходом поедут в Якутск и далее в Магадан по легендарной трассе «Колыма».

Четверо романтиков у ледника Романтиков. Урал Полярный, жара тропическая.

– Ее еще называют «Дорогой смерти», – с азартом рассказывает Алексей, – потому что построили силами заключенных, на костях. Трасса до сих пор не асфальтирована, зато на ней много камнепадных участков, а расстояния между поселками огромные.

«Москвич» переправляется на пароме по реке Оби из Ямало-Ненецкого в Ханты-Мансийский автономный округ.

Даже на Чукотку, куда, как многим кажется, можно попасть только по воздуху, у Алексея есть виды.

– Часть пути можно преодолеть на грузовом пароме, – объясняет путешественник, – он курсирует между Сеймчаном в Магаданской области и Анюйском в Чукотском автономном округе. В Анюйске начинается дорога до Певека. Для справки: даже в Норвегии, которая считается эталоном развития дорожной сети, есть места, куда можно добраться только на пароме.

Строения на заброшенной после смерти Сталина Трансполярной магистрали на Ямале.

Во время поездок Алексей сам снимает видеоролики, из которых получился интересный сериал «Москвич-Полярник». Его смотрят в социальных сетях тысячи человек. В комментариях люди пишут слова поддержки, восхищаются красотой родной природы и радушием жителей северных поселков. Находятся и те, кого блог Алексея подтолкнул по-новому взглянуть на возможности своего личного авто.

Ретроавтомобиль на фоне мурала с мамонтом в Салехарде.

– Несколько человек написали, что в следующем году тоже собираются поехать и повторить один из наших маршрутов, – с гордостью говорит Алексей Жирухин.

 

ТЕКСТ: АЛЕКСЕЙ ЕГОРОВ | ФОТО: АЛЕКСЕЙ ЖИРУХИН



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest