Какой транспорт годится для покорения Арктики? Это кажется невероятным, но по бескрайним снежным просторам можно путешествовать на «Москвиче-412».
Именно на «Москвиче», произведенном на Ижевском автозаводе в 1981 году, Алексей Жирухин из Самары и Александр Еликов из Твери путешествуют по арктическим регионам страны. Мы поговорили с Алексеем о том, что ими движет, почему выбор пал именно на советскую автоклассику и как она показала себя в полярных условиях.
Дураки и дороги
Автомобиль «Москвич» купил с рук за 70 тысяч рублей Александр Еликов, в прошлом проработавший много лет водителем в Арктике. Вскоре после покупки, в январе прошлого года, друзья поехали в Новый Уренгой.
– Это была дань воспоминаниям, – рассказывает Алексей Жирухин, – Саша родом из этого города. Двадцать семь лет назад он приехал в Тверь из Нового Уренгоя именно на 412-м «Москвиче».
В первую же большую поездку на «Москвиче» компанию ребятам составили пенсионерка Наталья Шиповская из Москвы и предприниматель Дмитрий Гостинщиков из Череповца.
– Дурак дурака видит издалека, – шутит Алексей, – Наталья и Дима следили в соцсетях за нашими роликами, еще когда мы не купили «Москвич», и захотели присоединиться. В пути поняли, насколько мы друг другу близки по духу и по скорости движения.
Наталье много лет назад поставили диагноз «онкология». Женщина смогла побороть болезнь, под влиянием которой у нее кардинально поменялась шкала жизненных приоритетов.
– Раньше я жила по принципу «дом – работа – дом», – признается она, – а тут поняла, что ничего в жизни не видела и не увижу, если буду сидеть на одном месте. С тех пор я много путешествую, например, в апреле-мае проехала всю страну на своем джипе.
Так компания отправилась из российской столицы в Новый Уренгой. Для большей ностальгии Александр Еликов и маршрут выбрал старый, по зимнику, хотя к городу уже давно проложена асфальтовая дорога. Поездка получилась настолько колоритной, что появилась идея оставить машину в городе, чтобы с наступлением тепла вернуться и снять видео уже про летнюю Арктику.
Тише едешь – больше видишь
Алексей Жирухин, у которого сеть детских центров в Самарской области, может себе позволить путешествие на джипе, но, по его словам, на «Москвиче» гораздо интереснее.
– Мы едем медленно. Условно тысячу километров, которые на современной машине можно проехать за сутки, мы преодолеваем за два-три дня. Приходится чаще делать остановки, неизменно привлекая внимание местных жителей. Для многих из них с «Москвичом» связаны воспоминания молодости. Люди угощают, дарят запчасти, иногда даже ремонтируют бесплатно.
Начинка у машины оригинальная, поэтому в дороге часто приходилось ее ремонтировать. Все улучшения были сделаны по опыту отцов и дедов. Например, перед первой зимней экспедицией посоветовали поменять термостат, утеплить двигатель, накинув сверху одеяло, и изолировать днище. Машина стала теплой, и при морозах до минус пятьдесят в ней вполне комфортно было ехать.
Родные и близкие путешественников относятся к таким арктическим вояжам нормально.
– Я и со своей дамой путешествую, правда не по северам. У Саши есть семья, двое детей. Они тоже с пониманием относятся. У нас все-таки экстремальные маршруты, которые далеко не каждому по душе, – говорит Алексей. – Мы таким образом показываем окружающим, что путешествия в Арктику и по Дальнему Востоку не требуют особых затрат. Обычно ведь что видят простые люди в фильмах про эти края? Крутые внедорожники за миллионы рублей, красивую форму, большие команды профессионалов. Видят и делают вывод, что такие путешествия не для них. Хотя на самом деле 99 процентов российских дорог доступны даже для «Москвича».
Посланцы вселенной
В этом году экипаж зеленого «Москвича» успел проехать из Москвы в Архангельск, а потом доехать до села Юрюнг-Хая в Якутии. Село известно тем, что в нем проживает единственная в республике компактная группа долган. До Юрюнг-Хая нет асфальтовой или грунтовой дороги – только зимник. Друзей не напугали даже якутские морозы.
– Взяли с собой побольше бензина, – рассказывает Алексей, – запчасти, теплую одежду, лопаты, чтобы заносы расчищать, и в путь.
В пути случается разное. В путешествии к Юрюнг-Хаю был момент, когда друзья подобрали водителя бензовоза, у которого на морозе загорелась проводка, и он был вынужден отправиться за помощью пешком. В тот день они не только спасли горемыку, но и потушили пожар, чем предотвратили взрыв огромной цистерны с горючим.
– Вас вселенная послала к нам! – воскликнул глава поселения, в котором путешественники после инцидента остановились переночевать.
В отдаленных улусах Якутии их команду встречали как дорогих гостей. Угощали строганиной, олениной и прочими северными деликатесами, приглашали в хоровод традиционного танца эвенков, проводили экскурсии по местным музеям, организовывали мастер-классы по национальным видам спорта. Как вам, например, без остановки совершить одиннадцать прыжков через импровизированные нарты? Алексей признается, что это очень тяжело.
Интересуюсь, как дорого обходится эксплуатация старой машины.
– Сильно дешевле, чем может показаться, – отвечает Алексей, – например, на трассе около Тайшета у нас пробило радиатор. Если бы мы были на иномарке, его бы без вариантов пришлось менять. А так мы доехали до ближайшего автосервиса, пятьсот рублей отдали за снятие-установку и столько же, чтобы запаять пробоину. На сто километров «Москвич» расходует двенадцать литров бензина, заправляемся в складчину.
Со слов Алексея Жирухина, поломки – единственный негатив, с которым ему приходилось сталкиваться в Арктике. Он отмечает, как улучшается жизнь в поселках. В одном из них путешественников познакомили с 87-летней бабушкой, получившей новую благоустроенную квартиру по программе расселения ветхого жилья. В другом – пригласили в современную «школу-сад», в одном из помещений которой имеется… лечебная соляная пещера.
Будете на Колыме
В планах экипажа зеленого «Москвича» – посетить все арктические регионы России и зимой, и летом. Сейчас машина стоит в гараже в городе Мирном – алмазной столице Якутии. В июне друзья прилетят туда, чтобы посмотреть якутский национальный праздник Ысыах, а после своим ходом поедут в Якутск и далее в Магадан по легендарной трассе «Колыма».
– Ее еще называют «Дорогой смерти», – с азартом рассказывает Алексей, – потому что построили силами заключенных, на костях. Трасса до сих пор не асфальтирована, зато на ней много камнепадных участков, а расстояния между поселками огромные.
Даже на Чукотку, куда, как многим кажется, можно попасть только по воздуху, у Алексея есть виды.
– Часть пути можно преодолеть на грузовом пароме, – объясняет путешественник, – он курсирует между Сеймчаном в Магаданской области и Анюйском в Чукотском автономном округе. В Анюйске начинается дорога до Певека. Для справки: даже в Норвегии, которая считается эталоном развития дорожной сети, есть места, куда можно добраться только на пароме.
Во время поездок Алексей сам снимает видеоролики, из которых получился интересный сериал «Москвич-Полярник». Его смотрят в социальных сетях тысячи человек. В комментариях люди пишут слова поддержки, восхищаются красотой родной природы и радушием жителей северных поселков. Находятся и те, кого блог Алексея подтолкнул по-новому взглянуть на возможности своего личного авто.
– Несколько человек написали, что в следующем году тоже собираются поехать и повторить один из наших маршрутов, – с гордостью говорит Алексей Жирухин.
ТЕКСТ: АЛЕКСЕЙ ЕГОРОВ | ФОТО: АЛЕКСЕЙ ЖИРУХИН