Визитной карточкой Дагестана уже более полувека является уникальный коллектив, ставший у себя на родине легендарным
Народы Кавказа с древних времен славятся своей музыкальностью и богатой танцевальной культурой. Именно в танце они выражают свой темперамент и чувства, рассказывают истории, передают из поколения в поколение традиции. Эти традиции бережно сохраняет и развивает государственный академический заслуженный ансамбль танца Дагестана «Лезгинка». В канун празднования 2000-летия древнейшего города-крепости Дербент мы побывали в Махачкале, с удовольствием прогулялись по широкому проспекту имени Расула Гамзатова и не могли не побывать в гостях у артистов.
Генеральный директор ансамбля, заслуженный деятель искусств России, лауреат премии Правительства Российской Федерации, доверенное лицо Президента РФ В.В.Путина Джамбулат Магомедов рассказал журналу «Отдых в России» о танце, объединяющем людей, о том, как легендарный коллектив сберегает культуру дагестанского народа, воспитывает молодое поколение и помогает сохранять мир.
Дружная многонациональная семья
— Джамбулат Мусаевич, как давно вы возглавляете коллектив?
— С начала 90-х годов, то есть уже более четверти века. Пригласил меня в «Лезгинку» Иосиф Самуилович Матаев, который на тот момент был ее художественным руководителем. Познакомились мы на борту самолета: я летел в Москву на вручение диплома кандидата экономических наук, а он — чтобы решить, стоявшие на тот момент, острые проблемы «Лезгинки». Долго разговаривали, обменялись телефонами. Когда вернулся домой, узнал, что Иосиф Самуилович уже приходил к моим родителям и попросил их уговорить меня возглавить коллектив. Они у меня люди творческие: мама Фазу Алиева – национальная поэтесса, отец Мусса Магомедов – известный писатель. А потому искренне обрадовались, что моя судьба может повернуться именно таким образом. После некоторых раздумий и сомнений я согласился. Еще до прихода на должность я, как многие, наверно, наивно полагал, что «Лезгинка» – это вечный праздник, поездки по миру, богемная звездная жизнь. Оказалось все иначе: у коллектива не было нормальной репетиционной базы, танцоры ютились на каком-то складе, латали дыры на костюмах… скотчем. Мне стало так обидно за лезгинку, за легендарный коллектив, который в 1958 году создал народный артист Танхо Селимович Израилов. «Как же так? Этот ансамбль знает весь мир, ему рукоплещут миллионы поклонников, а сами артисты существуют в ужасных условиях!», — подумал я и решил действовать.
— С чего вы начали?
— Первое, что я сделал — создал программу развития ансамбля из десяти этапов, с которой обратился непосредственно к самому председателю правительства Республики. Он меня выслушал и пообещал поддержку при условии, что я сам не остановлюсь на полпути. Коллективу я сказал: «С меня — лучшие условия, с вас – железная дисциплина!». Все согласились и принялись за дело.
Конечно, сегодня мы работаем в совершенно иных условиях. Если раньше мы буквально ходили и уговаривали молодых юношей и девушек прийти к нам, то сегодня на одно-два места — 60-70 желающих! 20 лет назад средний возраст артиста «Лезгинки» был 36 лет, сегодня – 24,5.
Во все выступления мы вкладываем определенный смысл, поэтому они становятся настоящим событием. Например, когда только начинались беспорядки на Манежной площади, помните, из-за разборок футбольных фанатов, я в рамках проекта «Россия – на века!» привез в Кремль все творческие кавказские коллективы с «Лезгинкой». Мы пригласили на концерт много молодежи, в том числе и футбольных фанатов, которые после нашего выступления сказали: «Вот такой Кавказ мы уважаем и признаем».
Спустя полгода после страшных терактов в Волгограде мы отправились туда с концертом, чтобы доказать: дагестанцы не враги. Терроризм для нас чужд и неприемлем. После нашего выступления на Мамаевом Кургане ко мне подошла русская пожилая учительница и сказала: «Если бы весь мир был похож на мир лезгинки, то наша планета была бы самой счастливой».
«Лезгинка» выполняет еще одну функцию, которая, казалось бы, не свойственна творческим коллективам: мы воспитываем нашу молодежь. Я им объясняю, что лезгинка – это танец, который должен блистать на сценах ведущих концертных залов, но никак не в грязных подземных переходах, что не должен настоящий дагестанец вести себя неподобающим образом за пределами республики.
— Лезгинка – это танец, который, наверняка, может гордиться великой историей, ведь его танцуют испокон веков. Расскажите, пожалуйста, о нем.
— Еще Дюма писал, что на Восток его привело огромное желание увидеть то, как местные жители танцуют. Известно, что родина лезгинки – это Дагестан. Хотя ее весь Кавказ танцует. Как возник танец, сегодня точно сказать никто не может. Но в том, что у него – тысячелетняя история, можно не сомневаться. Он сумел вобрать в себя ведь дух нашего народа.
Лезгинка – это не агрессия, а экспрессия, зажигательность, грациозность. В этом танце каждое движение рук что-то обозначает. Кстати, вы никогда не увидите в лезгинке, чтобы девушка и парень дотрагивались друг до друга. Они передают всю палитру чувств с помощью языка тела.
Увы, сейчас нам активно навязывают западную культуру, которая, часто и откровенно пропагандирует вульгарность, пошлость. Поэтому мы должны особенно бережно относиться к нашему культурному наследию, к тем, кто работает ради его сохранения. К счастью, у нас есть Ансамбль танца Игоря Моисеева, хор имени Пятницкого, «Березка», «Кабардинка», «Вайнах» и многие другие великолепные коллективы, которые сохраняют «лицо» нашей страны.
— Дагестан – многонациональная республика, наверняка, и лезгинка у каждого народа своя, оригинальная?
— Да, в многообразии оттенков заключается еще одна уникальность этого танца. Каждая народность Дагестана привносит в танец что-то оригинальное. Например, в одном из сел народа аварцев в танце используют канаты. Этот атрибут появился потому, что он с древних времен был неотъемлемой частью их быта: люди в горах, где часты обвалы, вынуждены были добираться в соседние селения через пропасти с помощью канатов.
Вообще, лезгинка скрывает еще много интересного. Иногда мы оказываемся в гостях у 90-летнего джигита, в далеком селении, который достает из сундука такие костюмы, которых мы в жизни не встречали. Даст Бог здоровья, мы еще многое узнаем о лезгинке и расскажем об этом всему миру!
Символ мира
— Молодежь интересуется этими традициями?
— К сожалению, все меньше. Поэтому мы стараемся сделать наш танец интересным для нее, пытаемся привлечь их в эту культуру. Нам приходится конкурировать с турецкой, американской поп-музыкой, которая «захватила» Кавказ.
— Почему так происходит, как вы думаете?
— Потому что во главе шоу-бизнеса встали люди, которые интересуются только деньгами. Они не понимают, что своими руками разрушают народную культуру. Записали песню под фонограмму, собрали денег, а спустя год об этой песне никто и не вспомнит, у людей в душе, сердце ничего не остается.
Недавно мы создали Ассоциацию профессиональных народных творческих коллективов России (я являюсь ее председателем). И одна из задач, которую мы перед собой поставили, — предотвратить девальвацию народного искусства. Сделать все для того, чтобы наш народ был высоконравственным, образованным, культурным.
— Дагестан – это родина многих известных творческих и общественных деятелей: Расул Гамзатов, ваша мама Фазу Алиева… Что эти имена значат сегодня для республики, для ее народа?
— Эти люди – символ мира, порядка, совести. В свое время они своими пророческими словами останавливали войны, ограждали детей от дурного влияния, буквально спасали души миллионов людей. Помню, когда в Чечне началась война, моя мама стала первой женщиной, которая села за стол переговоров с боевиками. Сейчас, несмотря на болезнь и возраст она делает все, чтобы Россия была сплоченной. В память о Расуле Гамзатове установлены памятники, его стихи преподают в школах. Если мы забудем об этих людях, то потеряем самих себя и свою страну.
— Мы впервые за многие годы оказались в Махачкале, но у нас сложилось впечатление, что здесь все, наконец-то, сдвинулось с мертвой точки, началось позитивное развитие. Это так?
— Вы правильно заметили. В последние лет пять республика меняется к лучшему. Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов ведет мудрую политику. Да, порой, жесткую, но иначе и нельзя.
Мне, к примеру, иногда бывает стыдно за Дербент. Он мог бы давно уже стать настоящей туристической жемчужиной всего региона. Возродить свою былую славу древнейшего города России. Благо, сейчас и там происходят позитивные перемены. Недавно Группа Сумма и благотворительный фонд «ПЕРИ» Зиявудина Магомедова открыли уникальный музей Петру I. Его создание приурочили как раз к празднованию 2000-летия Дербента. Музей настолько хорошо устроен, что по своему состоянию опережает развитие всего Дербента лет на 25. Туда приходят дети, туристы и приобщаются к истории великой державы. Группа Сумма также планирует открыть в одном из высокогорных районов Дагестана крупный горнолыжный курорт Матлас. И хочу заверить: там все будет сделано на высшем уровне, никакая Швейцария не нужна будет. Эта компания помогает и «Лезгинке». Они приобрели для нас шикарный дорогостоящий автобус. Это настоящий дом на колесах, в котором можно с комфортом ездить по всему миру.
Если бы каждый из нас вносил свой посильный вклад в сохранение и развитие культуры, традиций, то можно было бы не переживать за будущее нашей страны.
Фото: Фото из архива ансамбля «Лезгинка»
Олег ЗЛОБИН, журнал «Отдых в России»