Яхтенный туризм набирает все большую популярность в России. Но этому виду отдыха присущи и проблемы: неразвитая инфраструктура, дороговизна покупки и аренды яхт, суровый климат на большей части территории страны. Но все не так плохо, как может показаться на первый взгляд
Яхтинг долгое время рассматривался у нас только как спорт. Его продолжают курировать национальные и региональные федерации, занимающиеся подготовкой будущих чемпионов. При этом за последние годы появилось большое количество любителей этого вида активного отдыха на воде. Все это чем-то напоминает историю развития горнолыжного туризма. Как выяснилось, совсем не обязательно участвовать в соревнованиях, чтобы получать удовольствие от катания с горы. Лыжи и сноуборды стали доступны любителям всех возрастов, а склоны и подъемники теперь оборудуют не только в горах, но и в Центральной России.
С чего начать?
Мое знакомство с парусом было, можно сказать, случайным. Я собирался учиться на права на маломерное судно, к которым, как известно, относятся лодки и катера до 20 метров длиной. В московской школе «Морская гавань» мне предложили пройти обучение сразу на моторное судно, гидроцикл и яхту (парусное судно). Онлайн-уроки стоили в 2,5 раза дешевле, чем занятия непосредственно в школе, – около 7 тыс. рублей вместо 17 тыс. Насмотревшись видеороликов и выучив все билеты, я с первого раза сдал теоретический экзамен в ГИМС (Государственной инспекции по маломерным судам). Вся процедура напоминает экзамен на водительские права в ГИБДД, благо представитель школы помогал с оформлением всех необходимых документов. Серьезная комиссия из трех человек в черной форме ВМФ не делала поблажек, и многие уходили ни с чем. Практическая часть экзамена оказалась еще сложнее.
Где лучше учиться?
В интернете можно найти десятки школ, которые предлагают пройти у них курсы по обучению на права ГИМС. Нужно помнить – экзаменационные билеты у всех одинаковые, и рано или поздно вы их запомните и сдадите. Самое главное – научиться управлять судном, пусть это катер или гидроцикл. На эти два плавсредства хватает обычно одного-двух занятий. Учат швартоваться, то есть грамотно подходить и причаливать к берегу, и спасать утопающего. Сдача экзамена проходит на резиновой лодке с мотором, поэтому и тренироваться лучше на такой же. Практический экзамен я сдал только с третьего раза: то буй, изображающий утопающего, давил, то лодку неправильно швартовал. В итоге я учился у разных инструкторов в разных клубах, отрабатывая эти, казалось бы, простые упражнения до автоматизма. Но сложнее всего было освоить парусную яхту.
Пропуск на яхту
При первой же встрече с сотрудником ГИМС, единственным принимающим экзамен «на парус» в Москве, и запись у которого чуть ли не за месяц, стало понятно, что тут двумя занятиями не отделаешься. Не менее 10 выходов с инструктором на воду было его рекомендацией для нас, новичков. «Где вас учили? Кто вам такое сказал? Утопить лодку и людей на ней я вам не позволю!» – в сердцах сказал Кирилл Анатольевич. Чтобы сдать экзамен, вы должны уметь ставить паруса, отходить от причала, подходить к нему, швартоваться, совершать повороты оверштаг и фордевинд (да, эти названия нужно знать как дважды два). Примерно столько персональных занятий мне и понадобилось, чтобы хоть немного овладеть навыками управления парусным судном, запомнить необходимые термины и названия. Этого хватило, чтобы в итоге получить заветный зачет и через пару недель права, но совсем не означало, что я готов к самостоятельному выходу на воду и – тем более – что я стал капитаном судна.
Заграница не поможет
Нужно понимать, что без прав на управление маломерным судном, которые выдает ГИМС, вы не можете выходить самостоятельно на воду, будь то река или море. Вас могут в любой момент остановить и при отсутствии документов привлечь к административной ответственности, а судно отправить на штрафстоянку. Предлагаемые некоторыми школами Международные яхтенные права IYT (International Yacht Training) «за 10 дней без специальных навыков и опыта» означает лишь приобретение вами сертификата частной компании, которая находится в Канаде. Есть еще сертификат RYA Королевской яхтенной ассоциации, который выдается в Великобритании и некоторых других странах. Преподавание и экзаменация по системе RYA ведутся только на английском языке, а их сертификаты признаются многими чартерными компаниями за границей. Но эти бумаги не дают вам никаких прав на территории России.
– Помню, один мужик гордо рассказывал мне, как он получил аналогичный сертификат после обучения на популярном турецком курорте Мармарисе, – поведал мне забавную историю мой учитель по яхтингу. – Я, говорит, капитан, я все умею. И вот он пытается зайти на швартовку в яхт-клуб и врезается на скорости в стоящий катер ГИМС. Видел бы ты выражения лиц тех, кто там находился. Вмятина была приличная.
Вместе с тем яхтенный туризм именно за границей является очень популярным у россиян. Благодаря теплому климату и сравнительно низким ценам на чартер, то есть аренду яхт, особенно популярны Турция, Хорватия и Греция. По некоторым оценкам, россиян, берущих лодки в аренду за рубежом, – 150–200 тыс. человек. При этом наши любители походить под парусом ежегодно тратят за границей на содержание своих яхт 200 млн евро.
Почему мы отстаем?
Считается, что первый в мире яхт-клуб появился в России – в 1718 году Петр I основал так называемый «Невский флот». В 1912 году была создана гоночная ассоциация, сейчас она называется Всероссийская федерация парусного спорта. У нее более 6,5 тыс. членов, а всего занимаются парусным спортом в России, по данным чартерных компаний, более 15,7 тыс. человек.
По данным президента Санкт-Петербургского парусного союза Сергея Алексеева, у нас насчитывается 1695 каютных яхт, подходящих для туризма. Это очень скромные цифры для огромной страны. Так, по имеющимся оценкам, яхтенный флот в скандинавских странах насчитывает более 500 тыс. судов, в Германии – более 100 тыс., в Турции – более 80 тыс. судов.
Моторных судов значительно больше: только в Санкт-Петербурге их более 50 тыс. Строительство новых марин и реконструкция яхтенных клубов, построенных еще во времена СССР, стоят недешево – миллиарды рублей. Но все понимают, без инфраструктуры развития яхтинга не будет.
Иностранцы «зависают» в Крыму
На сегодняшний день одной из основных задач для развития яхтенного туризма в Крыму является создание сети яхтенных портов и стоянок вдоль Черноморского побережья. Переход между маринами не должен превышать расстояние, которое яхтсменам комфортно проходить за день, – 20 морских миль, или около четырех часов пути. Сейчас между наиболее приспособленными стоянками в Балаклаве и Ялте – около 60 миль.
Недавно председатель Комитета Государственного Совета Республики Крым по туризму, курортам и спорту Алексей Черняк рассказал, что иностранцы стали чаще заходить на своих яхтах в порты Республики Крым и Севастополя. При этом они идут на разные уловки, чтобы задержаться в Крыму подольше: говорят, что у них какая-то поломка или, например, шкипер заболел. «Зависают» на неделю-две, а иногда и на три месяца в Ялте или Севастополе», – поделился с участниками конференции, посвященной развитию яхтенного туризма в России, депутат. Он предложил разработать и принять закон о яхтенном туризме, которого пока нет в России.
Также он рассказал, что китайские инвесторы интересуются строительством марин в республике. «Это же не ларьки на рынке, их много не поставишь. Береговая линия ограничена. Кто успел, тот и будет в выигрыше», – заметил Алексей Черняк. С его слов, в планах региональной власти построить на полуострове до 29 марин, места уже определены.
Планируют строительство большой марины на 600 судов и в Балаклавской бухте в Севастополе. На эти цели из бюджета выделены 7,2 млрд рублей до 2023 года. По данным правительства Севастополя, в настоящее время разработанная проектная документация направлена для прохождения государственной экспертизы, и в этом году планируется заключение контракта на строительно-монтажные работы. Также проектом предусмотрено привлечение инвестиций в объеме около 14 млрд рублей, в том числе на создание рекреационного комплекса, гостиниц, спортивно-развлекательного и торгово-офисного центров, сети канатных дорог, ресторанов, яхт-клуба, судоремонтного комплекса.
Путешествие с капитаном
Обучение яхтингу на наших черноморских курортах предлагают как местные, так и московские школы. Стоимость начинается от 30 тыс. рублей, причем не в высокий сезон. Например, яхтенная школа «Сила ветра» предлагает за эту сумму пройти подготовку в 6-дневном лагере в Сочи. Авиаперелет, проживание и питание в эту сумму не входят, только теория и практика в море. Обучение в течение 10 дней в Черноморской яхтенной школе в Севастополе обойдется в 59 тыс. рублей с проживанием на яхте. Дополнительно оплачиваются продукты и перелет до Симферополя. Для сравнения, неделя обучения с проживанием на яхте в Турции стоит 865 евро (около 77 тыс. рублей).
Эти и другие яхтенные школы почти круглый год организуют разнообразные учебные программы, с помощью которых вы можете не только освоить мастерство управления яхтой, но и отдохнуть в хорошей компании. Многие предлагают взять с собой на борт жену или подругу – каюты-то двухместные! Правда, за спутника тоже придется заплатить, хоть и со скидкой.
В последнее время появилось много предложений о путешествиях на яхте у берегов Камчатки и Курил. Так, 8-дневная экспедиция на Курильские острова от «Силы ветра» с опытным капитаном обойдется уже в 170 тыс. Дополнительно нужно будет раскошелиться на перелет до Южно-Сахалинска. Путешествие на яхте из Петропавловска-Камчатского на Командорские острова продолжительностью две недели организует Клуб путешествий Михаила Кожухова. Насыщенная программа стоит 240 тыс. рублей без перелета.
А я в регату хочу!
Еще один отличный способ получить необходимые навыки и опыт – участие в регатах. Они проводятся регулярно на самых разных водах: на реках, морях, озерах. Стоимость участия тоже зависит от сезона, количества членов вашей команды и уровня самих соревнований. Опыт здесь не главное, было бы желание. Участие в ежегодной парусной регате «Кубок Крыма», собирающей до 200 спортсменов, стоит 85 тыс. рублей с человека. Четырехдневная регата «Рулевые игры», проводимая в ноябре, будет стоить уже 30 тыс. рублей. Недельная «Байкальская регата», проходящая в августе, – 89 тыс. с человека.
Также вы можете принять участие в гонках в одной кампании с именитыми певцами и музыкантами. Так, 8-дневная регата под названием «Крым под парусами с Ундервуд», организуемая Клубом Михаила Кожухова в конце мая, обойдется вам в 120 тыс. рублей. Размещение – в двухместной каюте, питание на яхте и в ресторанах. В программу включены прогулки и экскурсии по городам и достопримечательностям Крымского полуострова.
Артем Светлов