Туризм действительно завоевывает Россию. Причем все большую популярность в последнее время приобретают не авиаперелеты, а железнодорожные путешествия. Ведь самое интересное, как известно, находится на земле, а не в небе… Сегодняшний наш собеседник –заместитель генерального директора ОАО«Федеральная пассажирская компания»,Председатель Совета директоров компании«РЖД Тур» Андрей Калибердин.
— Андрей Геннадьевич, внимание, которое Федеральная пассажирская компания стала уделять туризму, это что – дань моде или за этим стоит реальный экономический интерес?
— Туризм сейчас активно развивается во всем мире, и мы не должны упустить эту важную экономическую нишу, не забывая, однако, что это особый вид бизнеса. Он связан с имиджем страны, с тем, как к нам будут относиться зарубежные партнеры. Ну и, разумеется, мы должны предоставить возможность нашим соотечественникам лучше узнать свою родную страну. Обидно, поверьте, когда россияне едут к чужим берегам, забывая, что у нас в стране есть гораздо более интересные места.
– Видимо, туристическим направлением занимается специальное подразделение вашей компании?
– Не совсем. В 2011 году мы вошлив капитал компании «РЖД Трэвел». Эта структура, в свою очередь, имеет две дочерние компании – «РЖД Тур» и «РЖД Тур Корпорейт». Непосредственно туризмом занимается «РЖД Тур», недавно был утвержден состав совета директоров этой компании. И мы надеемся, что то, чем мы занимаемся с «РЖД Тур», выльется в полномасштабный туристический проект на российском рынке.
– Эта же компания будет заниматься и международными проектами?
– Она развивается и будет развивать международный бизнес. У нас неплохие контакты с иностранными компаниями, и мы их уже начали ориентировать на Россию. Нашей опорой, понятно, будет железнодорожный туризм. А дальше, очевидно, выйдем на туристическую компанию полного профиля. Мы в итоге хотим стать крупным оператором на рынке туризма, то есть не только создать все возможности для туризма внутри России, но и привозить иностранцев сюда и отправлять наших людей за границу. Возможности для этого есть. Наши поезда ходят и в Ниццу, и в Париж, и в Берлин, и в Варшаву – всего у нас 32 международных маршрута.
– Специальные туристические?
– Это прежде всего регулярные поезда, в периоды пиковых перевозок – специальные туристические. Скажем, на новогодние праздники, в летний период мы назначаем дополнительные поезда. Сейчас работаем над подачей дополнительных поездов в Польшу и на Украину в связи проведением Чемпионата Европы по футболу. Проведены консультации с белорусской «Чугункой»и с Польской железнодорожной компанией. Мы установили контакты с официальными российскими туроператорами, которые аккредитованы на сайте УЕФА. И, соответственно, сейчас разрабатываем возможности перевозки наших туристов за границу. Это будет в определенной степени уникальная вещь, участие транспортной пассажирской компании при подготовке таких знаковых спортивных мероприятий очень важно. Этот опыт будет использован при организации перевозок на Универсиаду-2013, Олимпийские игры «Сочи-2014», Чемпионат мира по футболу 2018.
– То есть фактически у вас, наверное, можно будет приобретать и билеты на футбол? Вы будете продавать полный тур: отель, дорога, билет…
– Билеты будут распространяться через официально аккредитованных операторов. Мы сможем с ними взаимодействовать и, соответственно, если найдем коммерческие решения, то сможем выходить и с такими пакетами. Да, в общем-то, так и получается –- мы предложим им нашу перевозку, а они включат эту перевозку в свои пакеты.
– Это интересно. А вот что касается поездок по России – может, уже сейчас есть какие-то, так сказать, готовые поезда?
– Разумеется. Возьмем Новый год. У нас в этот период организуется традиционное паломничество российских детей на родину Деда Мороза в Великий Устюг. И мне кажется, что в этих перевозках значительно больше притягательности – многие даже не подозревают, что красивый город Великий Устюг сам по себе интересен. Кроме того, люди не знают, что тот же парк Деда Мороза работает круглогодично: детей туда можно привозить и в осенние каникулы, и в весенние, и даже летом. В любой сезон эти путешествия очень интересны.
– Но под Новый год там вводятся ограничения, потому что Вотчина не может принять всех желающих…
– Да, на то есть объективные причины, связанные с возможностями инфраструктуры. Мы в этом году предприняли некоторые усилия, увеличили протяженность состава на Великий Устюг, фактически работали в экспериментальном режиме. И планируем повторить это на будущий год. Компания делает все от нее зависящее, чтобы увеличить поток пассажиров. Кроме того, мы нашли дополнительную резервную станцию, на которой могут отстаиваться составы, а пассажиры могут сойти. И здесь мы будем очень рассчитывать на поддержку местной администрации, местных компаний, которые также могли бы принять участие в организации этих туров. Со своей стороны, мы готовы сделать перевозки круглогодичными и знаковыми. Словом, надо найти дополнительную мотивацию, привлекательность для такого рода поездок. Например, съездить в гости к Деду Морозу на Масленицу, встретиться со Снегурочкой, с Лелем, показать фрагменты из оперы «Снегурочка». Интересный эксперимент этим летом мы провели с администрацией Великого Новгорода. Они разработали программу мероприятий, включая постановку оперы «Садко» в исторических декорациях, заседания Новгородского вече, организацию исторических сражений… Людям – а «РЖД Тур» доставил туда около 500 человек – это очень понравилось. Среди туристов была и моя мама. Вот над такими проектами мы сейчас и пытаемся работать.
– Но это пока единственный пример?
– Сейчас мы начинаем реализацию похожего комплексного проекта под рабочим названием «Пять пятниц». В течение пяти пятниц – в сентябре-октябре – будет одновременно запущено 30–40 специальных поездов из крупных российских городов в исторические города России. Туристы ночуют в пути, находятся в регионе один день – в субботу – и в ночь на воскресенье уезжают обратно. Это исключает затраты на гостиницу. И маршруты интересные – не только из Москвы, но это и Владивосток – Хабаровск, Ростов-на-Дону – Волгоград и другие. Такую акцию мы проведем впервые и приурочим ее к Году российской истории, который объявлен президентом России. Недавно я выступал на туристической конференции в Казани и спросил, сколько людей видели пирамиды в Египте и сколько – памятник 300-летию Романовых в Великом Новгороде. Выяснилось, что в Каире побывали значительно больше людей. Хотя, казалось бы, логично, что гораздо больше должно быть тех, кто был в Новгороде Великом.
– Может, люди считают, что там нет достаточно интересного «набора мероприятий»?. Приехать и просто стоять, что называется, у памятника уже мало желающих. Очевидно, требуется какой-то креатив, да и цена имеет значение…
– Безусловно, дело и в цене, и в креативе, но и в информации тоже. Задайте простой вопрос: как отдохнуть, например, в Ярославле? Мало кто ответит. Человек, как говорится, сидит с красными глазами перед телевизором в уикенд. А на самом деле он вполне мог бы сесть в поезд и побывать в наших древних городах, расположенных сравнительно недалеко от Москвы или других российских городов. Ведь действительно, сколько у нас интересных мест, куда можно доехать на поезде! И вот это станет одним из направлений бизнеса «РЖД Тур». Культура посещения исторических мест в России именно в выходные дни пока у нас не на высоте. И плюс ко всему сюда можно, как и раньше, «приурочить» и спортивный туризм, и какие-то велопробеги, лыжные походы – все, что было раньше. Но это уже вопрос конкретного бизнеса. Мы со своей стороны, как материнская компания, занимающаяся пассажирскими перевозками, готовы этому всемерно содействовать и поддерживать эти инициативы.
– На западе очень популярны так называемые ретропоезда с их стилизованными под старину или просто реально старыми вагонами. Они очень комфортабельны, с большими окнами, удобными сиденьями… Что вы думаете об этом?
– Не так давно мы проводили благотворительную акцию для детей, страдающих онкологическими заболеваниями. Пригласили их в Музей железнодорожной техники на Рижском вокзале. И оттуда отправили детишек специальным ретропоездом до Красного Балтийца и обратно. Такая поездка привела ребят в полный восторг! Это я к тому, что такие возможности у нас есть. Вот сейчас мы «поднимаем» ретропоезд на Байкале – Кругобайкальский экспресс. Именно это я и имел в виду, когда недавно в газете «Гудок» была опубликована статья о том, что «золотая пряжка» ожидает притока туристов. Этим вопросом сейчас занимается начальник Восточносибирской железной дороги В. Ф.Фролов, бывший первый заместитель генерального директора нашей компании. Представляете, каково туристу оказаться зимой на Байкале? За окном – 50-градусный мороз, а он сидит в теплом и уютном ретровагоне со всеми удобствами…На Байкал обязательно заезжают туристические поезда, курсирующие по Транссибу. А для многих западных туристов искупаться в Байкале – важное событие в жизни.
– Думаю, там не знают, что такое наши вагоны…
– У многих из нас еще с детства осталось специфическое впечатление о вагонных «удобствах». Сегодня в наших поездах курсируют новые российские вагоны – оснащенные современной экипировкой, с кондиционерами, удобными туалетными кабинами. Вагон выглядит совершенно по-иному. В следующем году на линию выйдут двухэтажные вагоны. Короче говоря, у нас есть все возможности для развития.
– Мы слышали, что сейчас по стране ходят туристические поезда исключительно с иностранными туристами?
– У нас за прошлый год по Транссибу прошло 16 таких поездов. Их организовывает Федеральная пассажирская компания совместно с компанией «РЖД Тур» по заявкам западных туроператоров. Формируются поезда в Москве, а дальше – два варианта. Первый: поезд идет по маршруту Казань – Екатеринбург – Иркутск и дальше через Улан-Батор в Пекин. Второй: доезжает до Улан-Батора и оттуда уходит во Владивосток. В городах туристов ждут экскурсии, в пути им обеспечивается обслуживание класса «люкс».
– …что вполне естественно: ведь это иностранцы, платят твердой валютой…А в каких престижных вагонах можно путешествовать по России?
– Это вагоны экстра-класса, где в каждом купе имеется душ и туалет, а также вагоны класса СВ и купейные, рассчитанные на самые разные категории пассажиров в зависимости от стоимости пакета. Завтраки и ужины – на борту поезда, обед – в городах по пути следования вместе с экскурсиями. ФПК предлагает «отели на колесах»: поезд № 3/4 Москва –Санкт Петербург, элитный туристический поезд «Александр Невский».
– А что входит в программу 21-дневной поездки помимо городских экскурсий по пути следования?
– Пассажиров ждут развлечения и качественный сервис. К концу путешествия туристы прекрасно поют «Калинку-малинку» на русском языке и довольно выразительно изъясняются. Во время движения поезда по радио транслируются обзорные лекции-экскурсии. Гости могут смотреть фильмы – все купе оборудованы телевизорами. В каждом поезде есть вагон-бар, вагон-ресторан. Можно подкрепляться по ходу следования – кто чем хочет. Туристов развлекают опытные аниматоры, а также балалаечники и другие артисты, концерты идут чуть ли не в режиме нон-стоп. Продаются сувениры. И, разумеется, к услугам гостей прачечные, гладильные и другие объекты сервиса.
– Кто готовит пакет услуг?
– За это отвечает западная компания. Мы предоставляем средства передвижения. Логистика, так сказать.
– А вы не хотели бы взять все на себя, перехватить, так сказать, инициативу у западных компаний?
– Для этого, собственно, и приобрели компанию «РЖД Тур». Мы хотим сохранить все хорошее, что уже наработано, и развивать новые направления. Наш туристический потенциал недостаточно раскручен. Я сам в этом году побывал в Вологде, Великом Устюге. Прекрасные города, где сохранились целые исторические кварталы, церкви, монастыри. И все это на фоне красивейшей природы. Но дело не только в этом. Вы знаете, что помимо родины Деда Мороза недалеко от Вологды находится еще и родина Бабы-яги? А мы не можем все это грамотно преподнести и «сагитировать» людей для поездки туда. А ведь сейчас самое время возрождать традицию с помощью таких железнодорожных перевозок, благодаря чему можно и экономить на гостинице, и достойно кормить людей в поезде, и показывать все эти красоты, делая небольшие туры. Мы сейчас к этому и идем.
– А не кажется ли вам, что наш народ отвык от железной дороги? Пользуется только сезонными поездками, а так сторонится поезда…
– Не знаю, отвык или нет, но на самом деле западный человек в среднем на поездах ездит больше, чем наш. Житель Германии или Скандинавии совершает 40–50 поездок за год, а наш – 7–8, включая пригородное сообщение. Если же брать транспорт дальнего следования, то среднестатистический россиянин совершает менее одной поездки в год. Но дело ведь не только в отставании по этим показателям. Главное –чтобы было куда ехать. В Западной Европе турист едет не в пустоту – его буквально «опутывает» всякого рода полезная информация. Повсюду его поджидают специальные офисы, готовые помочь и ответить на любой вопрос, везде предлагаются путеводители и карты, привязанные к конкретной местности, музею или достопримечательности, проспекты с адресами кафе и ресторанов. К услугам туриста как персональные гиды, так и групповые экскурсоводы. Все это помогает ему сформировать четкую программу действий. Путешественнику уже будет известно, где и в какое время он будет обедать, где выпьет чашечку кофе, во сколько он пойдет на концерт и когда окажется в поезде, который доставит его домой… Здесь нам, конечно, учиться и учиться. Но, как известно, русские быстро учатся, это еще Петр доказал.
– Какую роль сыграет компания«РЖД Тур» в развитии железнодорожного туризма?
– «РЖД Тур» готова сделать все, чтобы упростить процесс поездки по железной дороге. Скажем, есть сейчас возможность арендовать любой вагон (салон, люкс) для поездки фактически в любом направлении. Но процедура аренды достаточно трудоемкая. Надо заключить некоторое количество договоров: на аренду, на организацию поездки, на питание, на что-то еще. «РЖД Тур» в одном все для вас решает. Нет проблем – подходишь к поезду, садишься и едешь. Организуется заблаговременная продажа блоков мест для турфирм, в работе и другие направления.
– А есть ли какие-нибудь занимательные факты, связанные с вашими поездами?
– Например, поезд Москва – Ницца за время эксплуатации мог обогнуть Землю по экватору 12 раз. Или вот интересные цифры: максимальная разница температур между пунктами отправления и прибытия. Бывает так, что когда в Ницце плюс 15, то в Москве минус 30. Разница в 45 градусов. Впечатляет.
– Хотелось бы узнать, что вы подготовили для пассажиров с ограниченными возможностями?
– Это очень важная тема и очень серьезная, ответственная работа. Для таких пассажиров подготовлены вагоны со специальными подъемниками, более широкими дверьми в купе, специальным туалетом для инвалидов-колясочников. Это также актуально в условиях подготовки к Олимпийским и особенно Параолимпийским играм в Сочи. Данная тема регулярно обсуждается представителями на специализированных конференциях в работе с профильными организациями.
В аэропорт Сочи – без пробок!
Наконец из Сочи до международного аэровокзального комплекса и обратно можно добраться на аэроэкспрессе. Новая железнодорожная ветка обеспечит перевозку 60 % всех авиапассажиров, прибывающих в столицу Игр 2014 года – это более 80 тыс. человек в стуки.
В рамках торжественного открытия регулярного железнодорожного сообщения«Сочи – Адлер – аэропорт «Сочи» состоялся торжественный запуск аэроэкспресса. Его первыми пассажирами стали вице-премьер РФ Дмитрий Козак, президент АНО Оргкомитет «Сочи 2014» Дмитрий Чернышенко, глава Сочи Анатолий Пахомови руководители компании ОАО «РЖД».
Новая ветка позволит существенно разгрузить движение в городе. «Интермодальная линия действительно решит транспортные проблемы Сочи. Все те, кто живет в Сочи и те, кто приезжают на курорт, знают об этих проблемах, которые особенно актуальны летом, в разгар курортного сезона», – отметил Дмитрий Козак.
Для организации регулярного железнодорожного сообщения была построена новая стальная магистраль протяженностью около 3 км от вокзала Адлера до аэропорта. Она включает 2 тоннеля, 3 эстакады и мост через реку Большая Хирота. Для посадки-высадки пассажиров в здании аэропорта возведен пассажирский комплекс.
Царская дорога вокруг «царского озера»
Кругобайкальская железнаяжелезная дорога является уникальным памятником инженерного зодчества. 17 мая 1891 года царь Александр III издал указ о начале строительства Транссибирской магистрали, «повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений».
В начале 1902 года началось строительство Кругобайкальской железной дороги. Железнодорожный путь по берегу Байкала был построен в основном за 2 года и 3 месяца и сдан в эксплуатацию почти на год раньше намеченного срока.15 октября 1905 года было открыто постоянное движение.
По количеству разного рода работ, приходящихся на 1 км пути, и по трудности их выполнения Кругобайкальская дорога превзошла все построенные рельсовые пути в мире и по праву считается красивейшей среди железных дорог мира.
На 84 км ее западного участка, буквально вырубленного в скалах над Байкалом, приходится 424 инженерных сооружения, в том числе 39 тоннелей общей протяженностью 8994 м. В обвалоопасных местах было построено 14 км подпорных стенок, 47 каменных и 3 железных галереи.
По объему, сложности и стоимости работ этот участок не имел себе равных среди железных дорог России. До революции этот короткий участок пути называли «Золотой пряжкой стального пояса России».
В настоящее время участок от станции Култук до станции Байкал – тупиковый. После строительства плотины Иркутской ГЭС и затопления участка дороги вдоль реки Ангара от Иркутска до Байкала новая дорога, построенная в 1957 году, прошла по долинам рек Иркут и Олхадо станции Слюдянка.
В конце 70-х годов этот тупиковый участок получил статус историко-архитектурного памятника и был взят под охрану государством. Сегодня туристы могут увидеть здесь хорошо сохранившиеся порталы и своды многочисленных тоннелей, выполненных из тесаного камня, многочисленные виадуки, мощные подпорные стенки, сохранившиеся деревянные строения в стиле модерн начала века.
«Несокрушимый памятник XIX века».С одной стороны – скалистые утесы, с другой, почти вплотную, воды Байкала.