Пригороды Калининграда пестрят московскими названиями. Мало кто из москвичей догадывается, к примеру, о том, что в окрестностях Кенигсберга можно найти Люблино или Сокольники. Но о существовании поселка Борисово знает каждый автолюбитель России. Здесь находится крупнейший автомобильный рынок, откуда каждый уик-энд на просторы российского бездорожья вбрасываются сотни подержанных иномарок. Насколько же выгодно сейчас ехать за машиной в Калининград?
Первое, что бросается в глаза по приезде в город, – полное отсутствие продуктов российского автопрома. Здесь практически нет ни «Жигулей», ни «Волг», и только трудяги-ЗИЛы, развозившие хлеб еще во времена развитого социализма, продолжают испытывать на прочность немецкие булыжные мостовые. Впрочем, все, что ездит по улицам Калининграда, можно отнести к категории металлолома не только по европейским, но уже и по московским меркам. Основным средством передвижения служат «Фольксвагены», «Ауди», «Опели» 15–20-летней давности. Машины 1999–2000 годов выпуска здесь уважительно называют «новыми». И не вздумайте признаться, что у себя в городе вы ездите на едва сошедшей с конвейера «десятке» или «Волге» — засмеют! К российским авто здесь относятся с презрением – такой вот калининградский снобизм.
Средний возраст местного автопарка продиктован не только бедностью, но и почти немецкой практичностью: состарившись, машины доходят до определенного ценового порога, ниже которого не опускаются до самой своей железной смерти. Лучше всех эту логику нам разъяснил Игорь, водитель из областной администрации, которому мы обязаны своей свободой передвижения по Янтарному краю:
— Посудите сами: куплю я новую машину (т. е. 3-4-летнюю – ред.) за 15 тысяч, покатаюсь на ней с годик. Сколько она будет стоить? Уже тысяч 12, в лучшем случае. А возьму я «гольф» 1991-года, так он за год, ну, максимум, долларов на 200 подешевеет…
Вот потому ветераны немецких автобанов обретают в Калининграде настоящую вторую жизнь: успевают сменить еще трех-пятерых хозяев.
Причина бешеной популярности подержанных иномарок проста: жители области – особой экономической зоны (ОЭЗ) – могут «растаможить» их гораздо дешевле, чем остальные россияне. Например, легализация пятилетней «Ауди» с 2-литровым двигателем калининградцу обойдется примерно в 2000 долларов, житель же Москвы или Питера вынужден будет пожертвовать государству чуть меньше четырех тысяч.
Сразу после введения для области налоговых льгот был придуман обходной маневр: машина покупалась у калининградского дилера, и спокойно уезжала в «континентальную» Россию по генеральной доверенности. Тогда Москву заполонили машины с «39-ми» номерами. Единственным неудобством была необходимость каждый год проходить техосмотр по месту прописки «настоящего» хозяина машины.
Сейчас эта практика пресечена новыми налоговыми правилами: дорожный налог теперь платит владелец транспортного средства, а не тот, кто пользуется им по доверенности. Калининградские перегонщики машин «в награду» за хитрость получили кипы налоговых извещений и теперь лихорадочно пытаются найти реальных владельцев автомобилей. Таким образом, уверенно пользоваться доверительной схемой сегодня могут лишь те, кто имеет родственников или хороших друзей в Янтарном крае. Но стоит ли экономить 2000 долларов, чтобы потом каждый год мотаться в Калининград, покупать литовские визы и дразнить московских «гаишников», – решать вам.
Если по улицам Калининграда ездит, в основном, откровенное старье, то на рынке «Борисово» продают и вполне «свежие» машины. Основной расчет – на покупателей с «большой земли». Цены на автомобили выставляют, как правило, с учетом растаможки «на Россию», часто машины уже растаможены. Пройти таможенную очистку, как «на Россию», так и «на область», проверить машину «на угон» по базам ГИБДД и Интерпола, загнать на диагностический стенд можно тут же, в окрестностях рынка. В этом – одно из преимуществ покупки автомобиля здесь, в Калининграде: вы уезжаете уже на полностью легализованной, «российской» иномарке.
Вообще, приобрести подержанную иномарку «только из Германии» в Москве можно несколькими способами. Первый, самый простой и стремный, – поехать на Люберецкий авторынок и поверить рассказам продавца, что он лично два дня назад покупал эту «ласточку» у пожилой фрау из Эссена, которая ездила на машине исключительно за покупками в ближайший супермаркет. На самом деле, машина уже была перекуплена в Литве или том же Калининграде и ее истинной истории не узнает никто. Второй способ – отправиться за машиной лично в Германию, но это потребует изрядных накладных расходов и, как минимум, базового знания немецкого языка. Можно заказать подбор и доставку машины специализирующейся на этом фирме, но это будет покупкой «вслепую», и полного удовольствия от процесса вы не получите. Третий способ – купить уже ввезенную иномарку прямо на границе. Самые популярные рынки – в Литве и Калининграде. Однако литовцы специализируются на восстановлении аварийных машин – более 70 процентов продаваемых здесь авто прошли через «жестянку». К тому же Литва – тоже заграница, и таможенные, равно как и визовые, проблемы, придется решать здесь, на родине.
Остается Калининград. Посмотрим, насколько поездка за машиной в Борисово оправдана с экономической точки зрения. Сравним цены на некоторые автомобили, увиденные нами на рынке, со средними по Москве.
Как видим, при покупке машины в Калининграде, можно легко сэкономить 1–3 тысячи долларов. Поездка же из Москвы туда и, своим ходом, обратно обойдется в 300–400 «баксов», включая одну-две ночевки и минимальный набор развлечений.
Так что – имеет смысл!