В начале XIX века в Одесском порту даже существовала Арзбузная гавань, принимающая мелкие суда («дубки») с Херсонщины, загруженные арбузами. О том, что там было раньше, живо вспоминал один из старых одесситов – режиссер В.Галицкий: «Сотни дубков… стояли в несколько рядов, прижавшись друг к другу, как сельди в бочке. Вода между дубками, усеянная зелено-мраморными корками, гнилыми арбузами, напоминала драгоценный пол из малахита. Арбузы тащили в мешках, грузили в тачки, на пароконные подводы. Вереницы грузчиков, выстроившись цепочкой, перебрасывали арбузы из дубков в товарные вагоны, стоявшие на линии. Ржание лошадей, свистки пароходов, гудки катеров, крики людей – все сливалось в симфонию жизни, неповторимую по своему звучанию. На гривенник мы приобретали пяток средненьких крепышей и тащили их с собой. Арбуз с куском булки – что может быть прекрасней!»
Одессу спасли апельсины
После смерти Екатерины II на российский престол взошел ее сын Павел I, который невзлюбил детище императрицы. К тому времени Одесса переживала страшнейшую в истории города эпидемию чумы. Чтобы задобрить нового императора одесский, считай по-нашему, мэр, отправил в Петербург дар – 3 тысячи апельсинов, доставленных туда с особыми предосторожностями. За это царь благосклонно предоставил одесскому магистрату 250 тыс. руб. для развития города – как долгосрочную ссуду. Взятка – уже в ту пору и на самом высоком, августейшем, уровне!
Кино изобрели в Одессе
Изобрели кино и запатентовали свой аппарат 13 февраля 1895 года французы – братья Луи Жак и Огюст Люмьеры. Так считает весь мир. Некоторые исследователи, а с ними и историк кино Г. Островский, утверждают, что кино изобрел Иосиф Андреевич Тимченко, механик-самоучка Новороссийского (Одесского) университета. Свой аппарат для показа движущихся фотографий (прообраз киноаппарата) он продемонстрировал 9 января 1894 года врачам и естествоиспытателям на их IX съезде. Делегаты съезда увидели «кино», составив при этом протокол, где выразили господину Тимченко восхищение и благодарность за его оригинальную работу. О патенте тогда никто не подумал.
В Одессе жил реальный Остап Бендер
Приятельница Ильфа Варвара Васильевна Окс вспоминала, как однажды он встретил ее словами: «Вава, жаль, что вы не пришли раньше, только что ушел Остап Бендер!». Она не спросила тогда, кто это приходил, но в окружении Ильфа и Петрова был лишь один человек, который, пусть в первом приближении, мог претендовать на экстраординарную роль прототипа Бендера.
Это – Осип Беньяминович, в миру Остап Васильевич Шор, брат одесского поэта А.Фиолетова, завсегдатай «Коллектива поэтов», приятель Багрицкого, выпускник гимназии Раппопорта, студент университета, милиционер в 1917 году, боец красного партизанского отряда в 1919-м, профессиональный рыбак, снова студент, поклонник Бахуса, на вопрос, что он пьет, водку или вино, неизменно отвечавший: «И пиво!»…
Он переехал в Москву, ночевал на бульварах, к осени поселился у Ю.Олеши, где-то служил, а когда его узнали в Остапе Бендере, деланно дулся на Ильфа и Петрова, но связи не терял и, похоже, втайне гордился таким поворотом судьбы.