Еще не ветер

Яхтинг в России всегда был занятием для избранных. Первый российский яхт-клуб (если не считать таковым «Потешный флот» Петра Великого) создавался в 1846 году в Санкт-Петербурге при участии самого Николая I. И попасть в него могли только дворяне, да и то не все, а лишь владевшие судном «неторгового» назначения.
Советские времена, казалось бы, отменили привилегии. Но яхтинг привилегией остался – на этот раз для спортсменов. Правда, профессионального спорта в Советском Союзе вроде как не существовало, но суть от этого не меняется: парусник – это вам не коньки с санками.Тут, как минимум, необходимо само плавсредство плюс умение управлять им, которому обучаются годами. Если человек не занимался со школьных лет в детской парусной секции, то его последующее приобщение к радостям самостоятельных морских прогулок под парусом весьма проблематично.
А уж чтобы как на гнилом Западе – и речи быть не могло: ресторан, сауна или вертолетная площадка на территории яхт-клуба могли привидеться только в бреду.
Сегодня многое иначе…

Яхт-клубы, которыми раньше владели министерства, институты, промышленные предприятия, в начале девяностых были частично приватизированы, частично распроданы. Нынче от их былой аскетичности не осталось и следа. И лишь те, что являются собственностью прежних владельцев или сменили их совсем недавно, навевают ностальгическую грусть своей патриархальной простотой. Они по-прежнему укомплектованы яхтами, построенными на польских судоверфях тридцать – сорок лет назад. Теперь этими лодками, как правило, владеют убеленные сединами фанаты, которые гоняются на них с советских еще времен.

Разберемся в терминах

Кстати, а что есть яхта? Вопрос не такой смешной, как кажется. Фанаты яхтинга не устают объяснять, что яхта это судно – внимание! – с па-ру-сом.
Тем не менее повсеместно яхтами почему-то называют как парусники, так и современные комфортабельные моторки. И это уже вряд ли исправишь, хотя у нас в стране по-прежнему существуют две федерации: одна парусного, а вторая – водно-моторного спорта.
Сегодня яхта стала предметом престижа. Ну а престиж, в первую очередь, определяется размерами судна и только затем его скоростью, комфортабельностью, дороговизной и изысканностью интерьеров.
Парусник «с лакокрасочным покрытием» без туалета мало отвечает этим требованиям, да и паруса в штиль – только лишняя помеха, а потому многие состоятельные господа очень быстро от них отказались, переключившись на мощные моторные лодки. Обладатели парусников и владельцы моторных катеров – это не только люди с разным уровнем доходов, но просто разные люди. У них разные привычки, сленг, отношение к жизни. Пассажиры парусных лодок, кажется, чувствуют себя на воде, как в деревне: издалека здороваются или знакомятся с экипажами встречных яхт, обмениваются скудными новостями, громко общаются. Пролетая же по воде на моторке, согласитесь, невозможно даже подумать о том, чтобы окликнуть рулевого встречного катера!

Кто вы, хлопцы, будете?

Яхтинг – не просто увлечение людей, имеющих деньги. Прежде всего это идеология, стиль жизни. Скажи мне, на чем ты ходишь по воде, и я скажу, кто ты.
Поклонников яхтинга сегодня можно условно разделить на две категории: энтузиасты парусного спорта, порой весьма и весьма среднего достатка, и состоятельные любители.
Первые ценят в парусниках «чистый адреналин» – азарт и риск.
Для «новых русских яхтсменов» чаще всего важнее сам факт приобщения к увлечению элиты. Ведь парусные лодки всегда считались роскошной игрушкой королей и принцев, на них отдыхают и принц Монако, и греческий король Константин, и «железная леди» Маргарет Тэтчер.

Мне в Гавану, шеф!

Хотя яхт-клубы в Подмосковье забиты лодками под завязку, мало кто рискует отправиться своим ходом в дальние дали. Впрочем и сами эти «дали» обычно не простираются дальше Онеги. Там традиционно проходят Всероссийские соревнования по парусному спорту. А ведь Москва – и на самом деле порт пяти морей! Отсюда можно пойти хоть на Волгу, хоть в Средиземноморье…
Проблема одна: по пути следования нет нормальной портовой инфраструктуры – современных заправок, ремонтной базы, портового хозяйства, приличных стоянок. В этой ситуации отправиться в путешествие по Волге на морском катере стоимостью в несколько миллионов долларов можно только на очень уж нетрезвую голову.
Да и скорость-то настоящую на шикарных морских моторных катерах в наших водоемах не развить. Впрочем, красавица из пластика – средство не для упоения ветром, а для самоутверждения и удовлетворения самолюбия, предмет гордости, свидетельство роскоши и престижа. А на чужих слабостях, комплексах и проблемах можно неплохо заработать. Потому вокруг яхтинга, как правило, плотно кучкуются разного рода коммерсанты. Они занимаются не только строительством судов и портовым хозяйством, но также и выпуском аксессуаров, одежды, организацией самых разнообразных выставок.
На Западе эта индустрия имеет огромные обороты, в России же, несмотря на разговоры о популярности яхтинга, она находится еще в зачаточном состоянии. «Что ищет он в стране далекой?..»

Яхтенные капитаны десятилетиями гоняются на парусных лодках в поисках ветра. А что же заставляет весьма серьезных господ при деньгах кидать миллионы буквально на этот самый ветер? За чем гоняются они, тратя средства на дорогостоящие игрушки с парусами и без? Неужто все эти депутаты, высокие чины из силовых структур, бизнесмены и самые разнообразные VIPы, катерами которых заполнены стоянки в подмосковных яхт-клубах, покупкой дорогих лодок всего лишь удовлетворяют свое больное самолюбие?
Нам кажется, что это немного не так. Дело в другом.
Еще живы в памяти времена, когда местом неформального общения представителей политической и бизнес-элиты были теннисные корты. На смену теннису пришли горные лыжи. Однако на неблизких горнолыжных курортах не слишком-то «потусуешься», да и увлечение это требует определенного времени года. Состоятельные люди ищут способы достойного времяпрепровождения «среди своих», где можно было бы в неформальной обстановке обсудить какие-то проблемы, «порешать вопросы», завести нужные знакомства. Яхтинг как нельзя лучше подходит для этого.
Пример. В июне этого года на Клязьминском и Пестовском водохранилищах уже в четвертый раз проходила «Банковская регата», на которую собирается российский банковский бомонд. Очень удобно: вроде как участвуешь в развитии спорта и пропаганде здорового образа жизни, но при этом не надо самому бегать по корту с ракеткой или рисковать головой на горном склоне.
При этом «старая гвардия» никак не портит лицо современного яхтинга.
Вот типичная яхтенная команда одного из победителей регаты – парусника «Муссон» длиной 6,5 метра.
Его капитан и владелец Игорь Румынский, который разве что только не родился на яхте – выпускник Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Рулевой Евдокия Васильченко владеет французским, выпускница географического факультета педуниверситета и аспирантка одного из институтов. За плечами у Владимира Иванова (бывшего охранника президента страны, между прочим) юрфак Московского госуниверситета культуры и искусств. Георгий Мествиришвили, советник председателя правления ОЛД-банка, недавно присоединившийся к этой дружной команде, имеет три высших образования – физфак, психологический и юридический факультеты МГУ.
И это типичная ситуация в яхтинге. Леонид Петрович Самойлов – еще один лидер регаты, владелец и капитан яхты «Бигль» – ученый из Центра имени Келдыша, разработчик ракетных двигателей, член-корреспондент академии имени Циолковского. Как видите, фанаты яхтенного спорта неплохо смотрятся рядом с банкирами и сильными мира сего, которые не стесняются тусоваться на регате.
Здесь можно встретить зампреда Центробанка РФ Татьяну Парамонову, зампреда Банка России Михаила Сенаторова, бывшего представителя президента в Госдуме, президента федерации парусного спорта Александра Котенкова. Свои призы для участников регаты передали директор Русского музея из Питера, президент русского клуба владельцев автомобилей «Ягуар»…
Быть причастным к парусному спорту нынче престижно и выгодно.
С чего же начать, чтобы иметь возможность присоединиться к этой компании?

Сколько стоит? Миллион…

Новичку предстоит определиться с кучей вопросов. Прежде всего, что вам нужно: романтический парусник или моторку? Вы собираетесь гоняться на ней за ветром или за престижем? Вас интересует скорость или, наоборот, рыбалка в какой-нибудь тихой заводи? Вы хотите самостоятельно управлять лодкой или готовы нанять шкипера? Вы планируете отдыхать на ней с возлюбленной или с семьей, включая тещу и ее любимую собачку, или с многочисленными друзьями и знакомыми? И самый главный вопрос: сколько денег вы готовы потратить на покупку яхты, ее обслуживание и отдых?
Выставка «Катера и яхты» на Красной Пресне нынче в два раза больше по площади, чем в прошлом году. В Россию едут самые известные мировые производители. Говорят, сделки о продаже дешевых однокаютных катеров за 25 тысяч долларов совершались в первый же день ярмарки, а моторки по полмиллиона долларов «уходили» к покупателям на второй-третий день.
По мнению знатоков, на акватории подмосковных водохранилищ сегодня пришвартовано не менее тысячи «моторок» стоимостью более ста тысяч долларов. На пирсах клубов «Буревестник», «Спартак», «Галс», «Водник» запросто швартуются катера стоимостью 250–500 тысяч долларов, да и «миллионники» с «пятимиллионниками» здесь не диво.
Но если вам не по карману такие цены, возможно, вас обрадует последняя тенденция на рынке «водоплавающих». Сейчас многие судовладельцы, купившие подержанные катера лет пять–восемь назад, когда рынок только формировался, продают их, чтобы поменять на более крупные и комфортабельные. Двадцатилетнюю яхту из стеклопластика длиной девять с половиной метров можно купить примерно за двадцать–двадцать пять тысяч долларов, тридцатипятилетнюю – за пятнадцать.
К слову, покупка новой яхты, в отличие от покупки автомобиля, еще и удачное вложение капитала, поскольку судоверфи поднимают цены на них каждые два-три года. (Постоянно растущая стоимость старинных яхт с богатой родословной – отдельная история.)
Однако настоящие затраты на воплощение вашей заветной мечты в момент ее покупки не заканчиваются, а только начинаются.

Куда ставить будем?

Мало яхту купить. Ее надо еще где-то держать. Не на дворе же собственного дома, знамо дело…
На акватории подмосковных водохранилищ около двух десятков яхт-клубов, появившихся еще в советские времена, и почти столько же – новорожденных яхтенных пирсов, гордо именуемых «клубами». Они сильно отличаются друг от друга и по ценам и, соответственно, по комфортабельности.
«Добрые старые времена» с их ненавязчивым сервисом и отсутствием достижений цивилизации невольно вспоминаются в клубах, не избалованных денежными вливаниями. К таковым относятся «МГУ», «Маяк», «Химмаш», «Неопик», «Химик», «Вымпел», «Чайка», чьи стоянки одни из самых дешевых в Подмосковье.
Престижнее держать судно в более крупных и дорогих клубах типа «Буревестника», «Водника», «Спартака», также ведущих свою историю с советских времен.
В конце девяностых годов родились «Патриот», «Авангард», «Фарватер», «Парус», «Адмирал», «Ореховая бухта»…
Весьма престижным считается держать катер в небольшом закрытом клубе «Галс» на берегу Пироговского рукава Клязьминского водохранилища, модными местами среди яхтсменов слывут «Водник», а также «Пирогово», где тусуются владельцы парусных яхт типа «дракон».
На парусный спорт среди крейсерских яхт ориентируется «Ореховая бухта». Паруса «поощряет» и яхт-клуб «Клязьма». Беда в том, что недорогие парусные лодки постепенно «выдавливаются» из дорогих и престижных яхт-клубов «моторниками», как называют состоятельных владельцев дорогих катеров с моторами. Давать приют парусникам нынче нерентабельно, а потому паруса у пирсов сегодня свидетельствуют о некоем… благородстве, романтизме или даже интеллигентности владельцев клуба, что ли?..
Самая крупная стоянка парусников на подмосковных водохранилищах – в яхт-клубе «Спартак». 35 стоянок из 120 здесь предназначены для парусных яхт. По словам директора клуба Валерия Анатольевича Шевелькова, «парусники – это бремя для яхт-клуба, их оплата едва окупает расходы на воду и на соблюдение экологии…».

Галина Калинина



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest