Крупные международные события, происходящие в Екатеринбурге, – закономерное следствие его экономического развития, – считает Александр Геннадьевич. – В основе «уральского чуда» – напряженный труд, бизнес-проекты горожан.
Разумеется, успех города – это еще и объективная, сторонняя оценка системы сити-менеджмента. Скажем, наш президент Владимир Путин никогда не признал бы, что «Екатеринбург прекрасно подходит для проведения столь представительных мероприятий», говоря о заявке города на проведение ЭКСПО-2020, если бы не видел воочию успехи уральской столицы.
Составные «уральского чуда»
– Мы прошли большой путь с точки зрения диверсификации экономики города, бывшего еще недавно сугубо промышленным центром, – говорит Александр Высокинский. – Соответственно, функции и структура администрации тоже изменились. Множество задач, лежавших на городских управленцах, – например, руководство промышленными предприятиями, социальные услуги населению – перешли другим субъектам.
В руководстве идет процесс обновления, отсеивание слабых и неэнергичных как залог «выживаемости». Мы постоянно учимся, применяем новые подходы, что-то внедряем, что-то убираем. В городской администрации давно нет и отныне уже не будет некоего закостеневшего «политбюро», как в «оны годы».
То, что нынешняя система управления мегаполисом эффективна, подтверждают показатели. Екатеринбург – единственный из российских городов в последние годы сдает в аренду миллион квадратных метров жилья, количество торговых и офисных площадей на одного человека у нас больше, чем в Москве. Сегодня в Екатеринбурге самая высокая по сравнению с другими российскими городами-миллионниками средняя зарплата. Только несколько мегаполисов России имеют больший товарооборот, чем уральская столица. Уровень жизни горожан тоже растет, о чем свидетельствуют стабильное снижение показателей смертности и, наоборот, роста рождаемости. Все это и есть критерии эффективности.
Когда донор становится локомотивом
– Несмотря на полученное международное признание Екатеринбурга, остается ряд нерешенных до конца городских проблем, волнующих горожан, – признает заместитель сити-менеджера, называя среди них водоснабжение и транспорт.
В начале прошлого века Екатеринбург – маленький уездный городок с небольшими железоделательными заводами, – обращается к истории Высокинский. – В 1930-е страна стремительно создает тяжелое машиностроение, а в Великую Отечественную войну на Урал эвакуируются сотни заводов из центральной России и сотни тысяч заводчан. Свердловск начинает развиваться «широкими шагами», и его инфраструктура попросту не поспевает за ними.
С советских времен нам досталась структура города из разрозненных районов-центров: Эльмаш, Химмаш, Уралмаш, ВИЗ. Каждый из них – фактически отдельный город: свои больницы, школы, детские сады, инженерные сети. Приоритетным видом транспорта был, разумеется, общественный. Жилые микрорайоны массовой застройки – ЖБИ, Парковый, Ботаника – строились из расчета 2 легковушки на один подъезд 9-этажного дома.
Уже на излете СССР реальная жизнь города далеко вышла за его «историческую схему». В 90-е же наступила и вовсе другая эпоха. Понятно, что за эти 20 лет (из которых развитие происходит фактически только последнее десятилетие) восполнить недостатки прошлой однобокости весьма затруднительно. Хотя сделано немало: полностью обновлены системы энергоснабжения, водоснабжения, очистных сооружений. Это при том, что в городе-доноре остается 15% с собранного рубля налогов! Стоит добавить, что, решая свои проблемы, уральская столица еще работает «локомотивом» для Свердловской области, где больше 80 муниципальных образований, доноров из которых можно пересчитать по пальцам.
В Екатеринбург – по делу
Кто бы мог подумать раньше, что город, в течение десятилетий закрытый для иностранцев, будет сегодня столь популярен у немцев, англичан, французов, китайцев!
– Скажем прямо, пляжный отдых – это не наша сильная сторона: моря-солнца на Урале нет, – продолжает разговор Александр Высокинский. – Безусловно, к нам едут в паломничество и просто из любопытства посмотреть на место расстрела семьи царя Николая II. Но нам очень не хочется, чтобы Екатеринбург ассоциировался во всем мире только с этим трагическим событием.
А ведь в городе есть на что посмотреть: прекрасные образцы архитектуры конструктивизма; формируются и новые «аттракторы» для туристов.
На мой взгляд, наиболее перспективно развивать в Екатеринбурге деловой туризм – мы можем получить нужный «вектор» развития. Например, столь мощный выставочный комплекс, как Иннопром, должен быть задействован не раз в год, а как минимум раз в месяц. Тогда неизбежен приток деловых туристов, что положительно аукнется в городском бюджете. Увы, на сегодня туризм еще не стал значимой статьей в экономике мегаполиса. К этому придется приложить еще немало выдумки, «оргусилий» и инвестиций. Несмотря на это, на сегодняшний день в Екатеринбурге есть большое количество достойных гостиниц и есть возможность арендовать коттедж.
Третья столица России
Есть ли у Екатеринбурга четкое понимание своего будущего, что ждет столицу Урала через 20–30 лет?
– За постсоветский период наш город стал одним из центров развития страны в целом и плацдармом развития ее восточной части. Россия вновь ощущает насущную необходимость в собственном тяжелом машиностроении и «оборонке», – говорит Высокинский.
В этом смысле наш промышленный треугольник Пермь–Челябинск–Екатеринбург уникален. Не удивлюсь, если к 2050 г. мы не увидим границы между Екатеринбургом и Челябинском, как сегодня между Екатеринбургом и Березовским. Может быть, это не будет объединением юридическим, но совершенно очевидно станет агломерацией, решающей единые задачи. Екатеринбург останется центром обслуживания УрФО – от торговли до финансовых услуг. По количеству населения мы точно перегоним многие города, например, Новосибирск. Произойдет окончательное оформление «третьего города» страны.
Главное – не потерять динамику сегодняшнего развития, законодательно оформить и воспитать четкую персональную ответственность управленцев всех уровней за каждое принятое решение. Тогда Екатеринбург, несомненно, станет «третьей столицей» России.
Дорожная карта
Непродолжительное время (с марта по июнь 1723 г.) новое строительство на реке Исети официально именовалось «Новозачатые Исетские заводы». Но уже в июне 1723 г. генерал В.И. Геннин, руководивший строительством, предлагает Исетским заводам дать имя «Катериненбурх» и на это испрашивает в своем письме от 6 июня 1723 г. позволения у императрицы Екатерины – жены Петра I. Он пишет: «…около сих заводов зачал крепость и осмелился до указа именовать Катериненбурх, а зовется Катериненбурхом в память Вашего Величества». Ответ генерал получил в сентябре, в котором Петр I и Екатерина предложение одобрили: «Что же Вы писали, что построенный на Исети завод именован до Указу Екатеринбургом и оное також Его Величеству угодно. И … за название во имя наше завода новоустроенного благодарствуем». Как видно из письма, Петра и Екатерину название нового города устроило, но в их письме он именуется немного по-другому – «Екатеринбург». 24 ноября, в день Святой Великомученицы Екатерины, под гром пушек завод был пущен. Эта дата считается днем рождения Екатеринбурга.
О том, в честь кого был назван Екатеринбург, современные историки и краеведы спорят. Одни считают, что город назван в честь императрицы Екатерины I. В качестве доказательства приводят письмо В.И. Геннина. На то, что город был назван непосредственно в честь императрицы, а не св. Екатерины, указывает и отсутствие составляющей «Санкт», «Сан» в начале названия (Санкт-Петербург, Сан-Франциско, Сантьяго и др.).