Этим летом в Алтайском крае прошло масштабное и значимое для региона и страны двухдневное мероприятие – Первый Международный форум «Сельский туризм». Площадкой для проведения стал туркомплекс «Конный двор» Смоленского района, расположенный в одном из красивейших предгорных мест.
Первый в России форум, посвященный сельскому туризму, так хорошо представленному на Западе и начинающему свое развитие у нас в стране, собрал сотни участников из более чем двадцати регионов РФ. Гостями стали представители федеральных министерств и ведомств, зарубежные эксперты, владельцы «зеленых домов» из территорий, где туризм все больше укрепляет свои позиции.
Сельский туризм: начало
За два дня, что провели гости и участники форума в Белокурихе и на «Конном дворе», было обсуждено немало вопросов, которые непременно встают перед регионами, решившими развивать туризм. Алтайский край – территория с богатейшим рекреационным потенциалом, готовая принимать у себя ежегодно сотни тысяч, а то и миллионы туристов.
В последнее время к оздоровительному и экскурсионному прибавился и сельский туризм. Направление хоть и не особо новое (комнаты и дома сдавались внаем и раньше), но впервые переходящее на качественно иной уровень. Шутка ли – на сельский туризм обратили самое пристальное внимание власти – правда, пока в больше степени региональные. И в этом отношении Алтайский край стал одной из первых территорий, где краевая администрация активно и достаточно успешно продвигает идею популяризации сельского туризма.
Почему именно сельский туризм? Губернатор Алтайского края Александр Карлин, открывая форум, особый акцент сделал на том, что сельское хозяйство играет весомую роль в экономической и социальной жизни региона. Агропромышленный комплекс в последние годы получает на свое развитие все больше средств из краевого и федерального бюджетов, но развивать лишь отдельные направления было бы неправильно – нужен комплексный подход. И туризм как один из векторов развития российского села – часть продуманной стратегии улучшения качества жизни в сельских районах.
Работают инвестиционные проекты и целевые программы, направленные на поддержку сельскохозяйственной отрасли региона; край производит высококачественную экологически чистую – настоящую! – продукцию, вкус которой жители мегаполисов уже позабыли; на Алтае имеются уникальные и неповторимые в своей красоте и чистоте места; есть и люди, не позабывшие еще дедовские ремесла и обычаи, готовые принять в гостевых домах гостей из других регионов и стран – и власть делает ставку на развитие сельского туризма.
Сельский, или агротуризм позволит снизить уровень безработицы и, соответственно, повысить уровень благосостояния сельских жителей. При этом бизнес позволит сохранить местные культурные обычаи и фольклор, а значит, память о прошлом. Плюс к этому доходы от сельского туризма пополнят как местные бюджеты, так и копилку сельхозпроизводителей – продукция с полей, ферм, подворий, огородов и садов традиционно пользуется высоким спросом у отдыхающих.
Жак Рагон, эксперт по туризму из Франции, которая является законодательницей мод в том числе и в организации сельского туризма, был экспертом форума.
– Я, конечно, пока не очень хорошо узнал Алтайский край, но уже могу отметить некоторые моменты, которые, как мне кажется, нужно учесть при продвижении регионального турпродукта. Например, надо сделать ставку на привлечение иностранных туристов, живущих и работающих в Москве. Они хотят открывать для себя Россию, и это желание необходимо использовать. Слово «Алтай» обладает притягательной силой, за ним кроется чтото таинственное, непознанное, экзотическое, а самое главное, Алтай прочно ассоциируется с чистой нетронутой природой. Это надо учесть при привлечении туристов.
Дальние расстояния, которые сегодня многих отпугивают, можно, наоборот, подать как изюминку этих мест, позиционируя туризм на Алтай как приключенческий. Многие ведь хотят новых ощущений, чего-то выдающегося. Расстояния как раз могут стать этим выдающимся – вы бы знали, как мы, французы, любим хвалиться друг перед другом чемто необыкновенным, особенным. Поверьте, поездка на Алтай – как раз тот самый случай! Иностранцев может привлечь жизнь российской глубинки – очень колоритная, с богатыми традициями. Русская деревня как открытие – такой прием можно использовать для повышения популярности сельского туризма. Тем более ваши гостевые дома благоустроены, хозяева гостеприимны – это большой плюс. К тому же на Алтае развит оздоровительный туризм, думаю, многих это может заинтересовать. За два дня я узнал про Алтай очень много. В том числе и про «Большое Золотое кольцо». Интересные проект, но я пожелал бы вам его «раскрутить», обкатать, и лишь затем звать иностранцев.