Колыбель человечества… Именно так с некоторых пор пафосно величают вроде бы ничем не примечательный и мало кому доселе известный Солонешенский район Алтайского края. А с какого это, как говорится, перепугу?
— Да я вижу, вы ничего не слышали о Денисовой пещере, – с легким презрением говорит миловидная и пылкая Татьяна Будкевич. – А ведь зона прославила наш район и край на весь свет. Это ведь бренд мирового уровня – здесь наши ученые обнаружили новый вид древнего человека, который так и назвали – денисовский человек. А пещера стала нашим главным туристическим объектом.
Возмущение Татьяны объясняется просто – она работает в администрации Солонешенского района главным специалистом по туризму. То есть, по сути дела, непосредственно отвечает за колыбель человечества. Можно сказать, настоящая повивальная… Нет, конечно, бабкой Татьяну не назовешь – но вы, надеюсь, поняли, что я имел в виду. Вот с таким во всех смыслах ответственным человеком мы и направились в сторону знаменитой на весь мир Денисовой пещеры, где нас ждала встреча с одной из разновидностей наших предков.
Сведения об этом солонешенском чуде, оказывается, можно было найти еще в изданиях XIX в. Правда, тогда о пещере сообщалось как об объекте, не представляющем никакого интереса. В 1926 г. во время путешествия по Алтаю ее посетил великий русский художник и археолог Николай Рерих. По прошествии еще полувека скромный исследователь и тезка Рериха Николай Оводов, словно чувствуя, что пещера хранит великую тайну, вновь открыл ее – на этот раз для археологии. Случилось это в 1977 г., когда Оводов заложил два первых разведочных шурфа и сделал обмеры пещеры. Год спустя ее осмотрела группа археологов во главе со знаменитым академиком Алексеем Окладниковым, которому в ту пору было 70 лет. И только в 1982 г. Академия наук СССР поручила Институту истории, филологии и философии своего Сибирского отделения приступить к комплексному исследованию пещеры. С того момента и по настоящее время в пещере проводятся активные археологические раскопки. А вблизи нее создан стационарный археологический лагерь. Правда, непонятно, почему академия решила, что раскопками должны были заняться историки, филологи и философы. Может, это было сделано из уважения к памяти и заслугам умершего годом ранее, в 1981-м, Алексея Павловича Окладникова, многолетнего директора этого института, который, видимо, и стал инициатором будущих раскопок. А может, потому, что решение принималось в году, когда в стране царила известная рассеянность, связанная с кончиной ее многолетнего любимого руководителя товарища Леонида Ильича Брежнева.
Есть, правда, и другое объяснение – нынешнего Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, специалисты которого ведут сегодня раскопки, в ту пору еще не было. А появился он при следующих обстоятельствах. В 1990 г. Институт истории, филологии и философии был преобразован в Объединенный институт истории, филологии и философии, генеральным директором которого стал академик А.П. Деревянко. В состав объединения вошли Институт истории, Институт филологии, Институт философии и права и Институт археологии и этнографии. В 2001 г. Институт археологии и этнографии покинул эту, так сказать, «конфедерацию» и, забрав с собой в качестве директора академика Деревянко, которому, кстати, в этом январе исполнилось 70, приобрел самостоятельность. Но независимо от всех этих слияний и размежеваний в пещере не переставая шли раскопки, которые в итоге и сделали ее всемирно известной…
Из экскурса в прошлое меня возвращает в сегодняшний день восклицание Татьяны:
– Вот мы и приехали!
– Что, уже пещера? – поспешно осматриваюсь я в поисках знаменитого бренда.
– Нет, уже обед! – Татьяна останавливает мои готовые было вырваться по поводу встречи с пещерой восторги и предлагает пройти в небольшую симпатичную усадьбу, прицепившуюся к пологому горному склону недалеко от дороги. Нас здесь, оказывается, по звонку Татьяны ждали и приготовили вкусный и разнообразный стол. Владеет усадьбой дружная интернациональная семья Елены Даренских и Папина Асатряна. Несколько лет назад супруги организовали небольшую турбазу и недолго думая нарекли ее «Приют туристов». Своим постояльцам они предлагают довольно широкий ассортимент услуг и товаров: агротуризм, пешие и конные маршруты, экологически безупречные продукты с личного подворья, баню, фитобочку, проживание в теплых домиках и кемпинг. В тот день в «Приюте туристов» отдыхали две симпатичные девушки, обе, правда, слабослышащие.
– Они женихов ищут, – то ли в шутку, то ли всерьез замечает хозяйка Елена.
Понятно, специальных матримониальных услуг супруги своим постояльцам и постоялицам не оказывают. Просто все дело в том, что в эти живописные места на летний отдых приезжают много молодых людей, и как знать, может, этим девушкам повезет, они найдут в селе Топольном достойную пару и потом всю жизнь будут благодарить судьбу за то, что она привела их в «Приют туристов».
К слову, подобные небольшие и наверняка счастливые во многих отношениях турбазы и гостеприимные «сельские дома» ждут вас повсюду в районе – в райцентре Солонешное, в селах Сибирячиха, Елиново и других…
Ну а мы отправляемся в дорогу, на встречу с Денисовой пещерой. Всего лишь четыре года назад о ней знали только специалисты. Сегодня это, без всякого преувеличения, завлекаловка всемирного масштаба. С каждым годом увидеть легендарную пещеру стремятся все больше и больше туристов. Построенная здесь турбаза сезонного действия, которая так и называется – «Денисова пещера», – давно уже не справляется с бурным потоком любознательных граждан, стремящихся своими глазами увидеть…
А, собственно, что они надеются увидеть? Неужели ту самую костяшку – последнюю фалангу крошечного мизинца ребенка, жившего в Денисовой пещере примерно 50 тысяч лет назад? Этот артефакт и был найден российскими археологами в ставшем теперь историческим 2008 г. Справедливости ради надо сказать, что на самом деле здесь было обнаружено целых три человеческих фрагмента: во-первых, уже упомянутая кость последней фаланги пальца руки ребенка, во-вторых, целый коренной зуб, принадлежавший молодой особи мужского пола (его размеры крайне велики по сравнению с другими Homo), и, в-третьих, фаланга пальца ноги.
Так вот, ни одну из этих находок никто из любопытствующих паломников увидеть, увы, не сможет. Фаланга девочки была немедленно отправлена в Лейпциг, где группа ученых местного Института эволюционной антропологии общества Макса Планка, возглавляемая шведским биологом Сванте Пеэбо, изучив ДНК из детского пальца, выяснила, что она очень серьезно отличается от ДНК современного человека. Статья, посвященная этому открытию, была опубликована 24 марта 2010 г. в авторитетном журнале Nature. Радиоуглеродный анализ находок, обнаруженных в пещере, позволил определить их сравнительно нестарый возраст – 40 тысяч лет. Мизинец, скорее всего, не принадлежал ни сапиенсу, ни неандертальцу. Это был какой-то третий вид людей. Возможно, все три вида проживали на этой территории совместно и контактировали друг с другом… Интересно, что денисовской находке как виду человеческого рода латинское название до сих пор не присвоено. Ученые все еще размышляют…
А пока мы, насколько разрешает пыльная грунтовка, мчимся вдоль берега реки Ануй.
– Видимо, река названа в честь Жана Ануя? – спрашиваю я у Татьяны.
– Какого еще Ануя?
– Был такой француз, драматург, – скромно объясняю. – Умер недавно…
– При чем здесь этот француз? Этой реке сотни лет, и она всегда именно так и называлась. С древнетюркского переводится как «путь, указывающий дорогу».
Я-то рассчитывал, что Татьяна оценит мою шутку. Но ей, видимо, было не до шуток. Она всю дорогу насыщала нас полезной информацией. Сначала рассказала, почему пещера так называется:
– Есть две легенды. По одной из них, там раньше жил отшельник и знахарь Дионисий. К нему приводили детей, он их лечил, за что жители давали ему поесть. Но однажды он исчез в неизвестном направлении. А по другой, жил здесь пастух Денис. Он никого не лечил, только и делал, что своих овец пас… А вообще-то никакая это не Денисова пещера – жившие здесь племена называли это место Аю-Таш, то есть Медвежий камень.
– Татьяна, скажите, а какие-либо материальные памятники о живших здесь племенах сохранились?
– Ничего не сохранилось. Только предания. И то непонятно чьи. Вот есть здесь у нас село Тележика. По преданию, ехал здесь на телеге некто. Может, Будда. Не исключено, что он действительно прогуливался здесь – ведь эти места соседствуют с загадочной страной Шамбалой, по-нашему Беловодье. И вот едет он на телеге, а она возьми да сломайся. Что делать – бросил он ее здесь. Отсюда, говорят, и пошло название села: Тележика. И потопал он дальше пешком, потом устал и прилег – так появилось село Топольное… Правда это или нет – не знаю. Хотите – верьте, хотите – проверьте.
А зачем проверять? Звучит очень интересно и забавно. Вот только дорога с тех древних времен ничуть не изменилась – такая же оживленная и такая же пыльная.
– К такой легендарной пещере, Сергей Викентьевич, гордости края, неплохо было бы достойную дорогу проложить, – обращаюсь я к С. Харламову, сопровождающему нас сотруднику краевой администрации.
– Будет дорога, обязательно будет. Губернатор лично обещал, – заверяет Харламов. – Тем более что сейчас у нас реализуется очень серьезный проект под названием «Большое Золотое кольцо», которое охватит территории четырех государств – России, Монголии, Китая и Казахстана. Это будет серьезный международный маршрут. Одним из его пунктов станет Денисова пещера. Поэтому дорога на таком маршруте будет на уровне…
И вот она, легендарная наша. Надо было проехать всего сорок километров от райцентра. Пещера расположена на правом борту долины реки Ануй на высоте примерно 30 метров. На протяжении многих тысячелетий она была надежным укрытием для людей и животных. Сегодня ее хозяева – студенты и аспиранты уже упоминавшегося Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. Они работают в галерее за закрытыми дверями, куда посторонним вход заказан, и только иногда показываются на глаза многочисленным туристам с непроницаемыми лицами, с ведрами в руках. В этих ведрах – порода, которая по канатке переправляется на другой берег Ануя в лагерь, где ее тщательно просеивают и отбирают даже мельчайшие свидетельства минувшего времени…
А туристы, отвлекшись на минуту, вновь обращаются к экскурсоводу, который ведет рассказ о пещере, о 22 слоях раскопок, самый нижний из которых относится примерно – только представьте! – к 300-тысячному году до нашей эры, когда, по мнению ученых, эта пещера и открылась. Она уникальна тем, назидательно повторяет юная девушка-экскурсовод, что в ней чередуется весь охват археологии – начиная с эпохи раннего железа, бронзы, среднего палеолита и заканчивая каменным веком… И в доказательство рассказывает о том, что было обнаружено при раскопках: изделия из кости мамонта и бусинки из скорлупы яйца страуса, коллекция иголочек с просверленными ушками, разные рубила и зубила…
Туристы слушают-слушают и начинают задавать вопросы:
– Скажите, а кости человека находили?
– В этих местах водились мамонты?
– А откуда страусы-то здесь взялись?
– А вот эти денисовские люди были каннибалами? Может, они тогда не доели того ребеночка и осталась нам на память его маленькая косточка…
Но добил экскурсовода самый простой вопрос:
– Девушка, а вы не знаете, эти самые каннибалы уже брились?..