Белые паруса на Черном море

09.09.2013 | Событие

ях0Недавно завершился первый Международный яхтенный фестиваль «Черное море» – «IBSYF-2013». Крейсерские яхты под флагами России, Украины, Мальты, Панамы и Коморских Островов впервые прошли вдоль Черноморского побережья России и Украины, заходя в порты.

В канун этой «экспериментальной» регаты был принят федеральный закон, позволяющий отечественным и иностранным судам ходить между российскими портами и морскими терминалами без прохождения пограничного и таможенного контроля. Де-юре закон открывает новые возможности для развития яхтенного туризма в прибрежных водах России. По идее, теперь яхтсменам вместо оформления множества бумаг достаточно уведомить пограничные органы о своем маршруте. Участники фестиваля решили проверить, как действует этот закон де-факто.

Эскадра фестиваля на девяти яхтах стартовала из Севастополя. Преодолев около 400 миль, девять яхт с российско-украинскими экипажами посетили Балаклаву, Ялту, Феодосию и пришли в Новороссийск, где начался российский этап регаты: через Геленджик в Сочи. По дороге суда попали в 5-балльный шторм и даже в смерч, что заставило всех поволноваться.

Я присоединилась к «яхтопробегу» как раз в Новороссийске, попав вместе с тремя барышнями на яхту «Виктория». До Сочи шли под панамским флагом.

С якоря сниматься, по местам стоять!

Капитан Виталий Цишнатий на яхте «Виктория» обошел почти весь мир, но вдоль черноморских берегов идет впервые.

Капитан Виталий Цишнатий на яхте «Виктория» обошел почти весь мир, но вдоль черноморских берегов идет впервые.

– На яхте нет пассажиров, только члены экипажа, – строго сообщил нам капитан «Виктории» Виталий Цишнатий.

Так мы стали матросами. Теперь мы знаем: нельзя подниматься на борт чужой яхты без разрешения, вступать на палубу нужно без обуви, при передвижении по палубе желательно иметь… три точки опоры.

Отплытие намечено на девять утра. Но вот полдень, а мы все еще в Новороссийске. Ждем, когда яхты заправят топливом, водой и оформят кучу бумаг. Впишут, подпишут и поставят печать. Отнесут, сверят, заверят и разрешат или… придумают что-нибудь еще.

Чтобы не терять время, готовим обед. Кто-то сказал: «Ничто не сплачивает коллектив лучше, чем совместное приготовление пищи». Вместе с другими членами экипажа «Виктории» – помощником капитана Кириллом Ежовым и матросом Светланой Майоровой – начинаем активно сближаться, строгая лук, морковку и капусту на салат.

Как умудряются в шторм готовить еду?! Мы пока у причала, к счастью, шторма нет, но качает сильно. Нож пытается промазать, нарезанные овощи – укатиться подальше. Кастрюля вдруг взмывает к твоему носу и тут же, словно на качелях, уходит вниз. Чтобы она не свалилась с конфорки, ее закрепляют специальными «бабочками».

Помощник капитана яхты «Виктория» Кирилл Ежов.

Помощник капитана яхты «Виктория» Кирилл Ежов.

Кирилл рассказывает про себя: когда-то стоял за токарным станком, занимаясь яхтингом лишь на досуге. Но в какой-то момент яхты перешли из разряда хобби в самую настоящую работу. Спектр его обязанностей и умений широк: он может красить, шпаклевать, если надо, «в двигателе поковыряться» и многое другое.

– Капитан, у нас проблема – у заправщика только пожарный шланг! – доносится громкий крик с соседнего катера.

Процесс «пошел» – яхты начали заправлять водой, хоть и с помощью не вполне предназначенных для этого «девайсов».

Просторы морей и океанов бороздят сегодня сотни тысяч яхт. Они приносят принимающим их странам миллиардные доходы и создают рабочие места. На побережье того же Черного моря, но с его южной – болгарской и особенно турецкой – стороны для яхт давно оборудованы комфортабельные и современные марины. Но только не у нас! Пока в наших, большей частью грузовых, портах яхты – непривычные и непрошеные гости. Поэтому любое действие по обслуживанию судна превращается в экстрим и приключение, тренировку терпения, живости ума и быстроты реакции.

Команды регаты с честью выдерживают это испытание – к 16 часам все яхты заправлены топливом и водой, документы подписаны, по рации раздается приказ командора:

– Внимание на яхтах фестиваля! Снимаемся с якоря, выстраиваемся в районе морского вокзала и идем в Геленджик…

Грациозные красавицы со стройными мачтами, выбрав якоря, одна за другой скользят из гавани – в мир свободной морской стихии.

 О, дайте, дайте мне свободу!

– Зачем писать заявление, чтобы меня пустили в порт, когда я уже в порту?! Зачем писать заявление на выход?!

– Чиновники просили написать шесть копий документов! Потом – четыре, в итоге сошлись на двух. Мы сами виноваты, мы так живем. Пора эти реалии менять!

Визит в Геленджик не оставляет равнодушными бывалых капитанов. Чиновничьи «аппетиты» и препоны поражают и вызывают недоумение не только у гостей, пришедших под иностранными флагами, но и у российских яхтсменов. «Свободное плавание вдоль российских берегов» – это пока для них только слова. Чтобы перейти из одного города (например, Новороссийска) в другой (допустим, Сочи), необходимо не только заполнить массу документов, но и поехать в погранотряд и получить разрешение.

– И дело даже не в том, что это хлопотно, – говорит Сергей Лысенков, член команды единственной российской яхты «Викинг», присоединившейся к фестивалю в Новороссийске. – Мне, как гражданину России, это непонятно. И унизительно. Я не пересекаю никаких границ, перемещаюсь по территории своей страны. Какой в этом резон? Как это угрожает безопасности государства?

Сергей имеет диплом капитана и неоднократно бороздил океан. Несмотря ни на какие бюрократические препоны, он и его друзья все равно выходят и будут выходить в море. Порой они и сами не могут объяснить зачем. Может, чтобы вдохнуть полной грудью соленый морской воздух и почувствовать себя счастливым? Оттого что брызги – в лицо, ветер – в парусах, над тобой – бездонное небо и вокруг – бесконечный простор. И свобода. В этом их жизнь.

– Возможно, это болезнь, – говорит Сергей. – Не знаю. Но эта болезнь нас радует!

По рыбам, по звездам проносит шаланду… 

ях5От Геленджика до Сочи более ста миль. Мы проведем в пути не менее 16–17 часов. Форштевень «Виктории» победно рассекает темную воду, а сверху на нас незаметно падает южная ночь. Тучи, рассеявшись, открывают звездное небо, словно занавес – сцену. Только в море можно увидеть столько звезд! От бесконечности космоса кружится голова. Бездна вверху, бездна за бортом… Полностью теряешь представление о пространстве и времени. Да и время здесь течет по-особому. То застывает на месте, то сгущается, и за несколько часов происходит столько событий, будто прожито несколько дней.

Мы идем вдоль темных берегов, среди которых вдруг возникают редкие островки огней. Глядя на них, воображение рисует освещенную огнями набережную, вдоль которой цепочкой выстроились маленькие уютные кафе, прогуливаются «подгоревшие» за день нарядные отдыхающие, парочки уединились в темноте у кромки моря…

Все расходятся по своим каютам. На ночной вахте остается капитан. Ночь располагает к разговорам.

Виталий был военным. С детства занимался яхтенным спортом, до службы в армии ходил яхтенным рулевым. Вышел в отставку и в 51 год вдруг резко изменил свою жизнь – стал моряком.

– Я когда уходил на пенсию, думал, сделаю то, это. Строил планы, – вспоминает Виталий. – Прошло полгода, и мне уже ничего не хотелось. Никто не звонит, никому ты не нужен. Там заболело, тут. Настроение всегда плохое. Тогда в Николаеве впервые проходила международная регата. Пришли около 70 яхт со всего света, все яркие, красивые, с флагами. Я познакомился с ребятами-яхтсменами – немцами, голландцами. Они все были бывшими военными. Еще молодые люди, у них хорошие пенсии, они купили яхты и путешествовали по миру. Тогда я решил – я тоже так хочу!

Виталий пошел на курсы капитанов. Он и еще двое курсантов были немолоды, а остальные – совсем юнцы. Его ровесники сходили на два занятия, застеснялись и бросили. Виталий остался. Восемь месяцев пролетели незаметно. И вот – он уже капитан.

Белый парус с голубой каймой взмывает над нами. Капитан выключает двигатель. Кажется, яхта скользит в абсолютной тишине, но через мгновение ее «прорезает» шум ветра в снастях и плеск воды вдоль борта. За кормой тянется светящийся след, растворяясь в темноте…

Светает. Я, кажется, уже начинаю дремать, как вдруг меня будит эмоциональный и короткий клич капитана:

– Дельфины!

Прямо по курсу из волн выныривает мощный плавник и через несколько метров скрывается в глубине. А потом показывается снова и режет воду вдоль борта, обгоняя нас. Еще два блестящих треугольника «танцуют» у форштевня.

Дельфины резвились вокруг яхты, порой выпрыгивая из воды, подныривая под корпус и появляясь то с одной, то с другой стороны. Они приближались к борту так близко, что были видны их живые, полные разума глаза. Казалось, они улыбаются нам.

Дельфины исчезли так же внезапно, как появились. Подаренный праздник длился всего несколько минут, но на душе надолго осталось ощущение безотчетной, чистой радости.

Путем Ясона и Одиссея

Солнце высоко. Его лучи, отраженные от воды, слепят глаза. На небе ни облачка. Народ разбрелся по яхте в полудреме от жары и качки.

Приближаемся к финишу нашей регаты – идем вдоль берегов Большого Сочи. Современный город вытянулся вдоль моря от Магри до Псоу на 146 км.

Кирилл сменил капитана за штурвалом. Дует встречный ветер, и мы идем галсами. Яхта зарывается носом в волну, брызги окатывают Кирилла, соленые струи стекают по лицу.

Так же, наверное, стоял Ясон за штурвалом «Арго», подходя к этим берегам. Говорят, древний миф основан на реальных событиях, произошедших много столетий назад в Колхиде – на Черноморском побережье Кавказа. Многие энтузиасты верят, что герои добыли золотое руно на территории Большого Сочи. Его там и сегодня добывают, судя по размаху олимпийского строительства!

Проплываем Мацесту. В бинокль хорошо виден полуразрушенный вокзал на пристани. Наверное, где-то здесь Ясон познакомился с Медеей, и она вылечила его отца при помощи серы, воды и огня… Вспомните знаменитые теплые серные ванны Мацесты – это же не что иное, как соединение этих компонент!

Наша цель близка – показался маяк на берегу Адлера. Говорят, здесь побывал другой древнегреческий герой – Одиссей… В 15 км от города находится Ахштырская пещера. Адлерцы уверяют, что именно она стала прообразом пещеры одноглазого циклопа Полифема на острове циклопов, которую столь мощно описал слепой Гомер.

Мечты сбываются!

Имеретинская бухта. Сильный ветер, рябь. Грузовой порт не приспособлен для швартовки яхт. «Викторию» всей ее массой швыряет в пирс правым бортом. Кранцы не выдерживают и «выдавливаются» в сторону. В фальшборте зияет трещина…

Впервые яхты пришвартовались у причалов Имеретинской низменности. После Олимпиады грузовой порт обещают перепрофилировать в огромную яхтенную марину со всей полагающейся инфраструктурой… А пока что есть, то и есть. Вернее – чего нет, того нет: ни электричества, ни топлива, ни воды…

Когда-то на этом месте находились единственные в России колхидские болота, где обитали редкие виды животных и растений, занесенные в Красную книгу. Тут останавливались на отдых перелетные птицы. Сейчас здесь «царствует» бетон – возвышаются недостроенные корпуса Олимпийской деревни, за ними ударными темпами растут громады спортсооружений.

От Олимпийского парка нас отделяют забор в два ряда, ворота с надписью «Зона таможенного контроля» и пост КПП со шлагбаумом.

Но разве такие мелочи могут помешать настоящим влюбленным? Не многие могут похвастаться свадьбой в «Зоне таможенного контроля». Здесь среди леса труб всевозможных диаметров и контейнерных гор грузового порта на яхте «Елена» состоялась церемония бракосочетания двух участников фестиваля. Все было исключительно торжественно! За штурвалом возвышается капитан «Елены» Андрей Махов, пред ним, как «лист перед травой», молодые – Яна и Валерий. Невеста – в белом сарафане, жених – тоже в самом праздничном из того что, можно было взять в яхтенную регату.

– Я всегда мечтала, чтобы моя свадьба была какой-нибудь необычной, – говорит Яна. – Мечты сбываются!

Любовь сродни яхтингу

Любовь сродни яхтингу

Капитан произносит взволнованную речь, которая завершается почти эпически:

– Властью, данной мне регистром судоходства Украины, при свидетелях объявляю вас мужем и женой!

Важное матримониальное событие зафиксировано в судовом журнале, заверено «мокрой» судовой печатью. Теперь, как уверяет капитан, молодые, предъявив эту запись в любом загсе на Украине, могут получить свидетельство о браке.

Вечер обещал быть томным и не обманул обещаний. Ужин в кают-компании при свечах с бокалами вина и тортом, изобретательно сооруженным из оставшихся в камбузе продуктов, был озвучен шумными пожеланиями счастья и суровым плеском волн о ржавое железо причальной стенки.

С полюса на бал

На следующий день акваторию Имеретинкой бухты украсили паруса последней участницы фестиваля – яхты «Scorpius», которая вернулась из первой российско-украинской полярной экспедиции.

За 22 месяца яхтсмены во главе с капитаном Сергеем Низовцевым обошли вокруг Северного и Южного полюсов, прошли Арктику по параллелям, которые практически недоступны для хождения парусных судов. Побывали в таких уголках земного шара, куда за всю историю мореплавания удавалось добраться лишь редким смельчакам.

– Я давно мечтал совершить тройную полярную кругосветку. Спроектировал яхту, но не нашел денег на ее постройку, – поведал участник экспедиции Сергей Щербаков. – Судьба помогла осуществить мечту на «Scorpius». И в свои 60 лет я совершил переход за 60 дней!

Впрочем, об этой яхтенной эпопее мы расскажем в следующих номерах журнала отдельно.

Пушки с берега палят, кораблю пристать велят

Подводя итоги фестиваля, делясь впечатлениями о красотах Черного моря и его северного побережья, яхтсмены невольно возвращались к трудностям, с которыми столкнулись. Практически полностью отсутствуют яхтенные марины, а те, что есть, давно морально устарели. В них нельзя заправиться топливом, водой, подключиться к электричеству. Нет не только возможности выйти в интернет, но и элементарных туалета и душа. Количество необходимых бюрократических разрешений и согласований, бумаг и времени, потраченного на их заполнение, до сих пор удручает. Иной раз можно подумать, что мы находимся «на военном положении»! Как рассказали участники регаты, на Украине бюрократической волокиты тоже хватает, но все же ее там гораздо меньше, чем в России.

– Фестиваль выявил много проблем. А каков позитив? – спросила я командора фестиваля, президента Ассоциации яхтсменов Черного моря, капитана 1-го ранга запаса Игоря Петрова.

– Яхты под иностранными флагами впервые прошли по маршруту Новороссийск – Геленджик – Сочи. Раньше это было невозможно, – констатирует он. – Властями Краснодарского края принята концепция развития марин. Вдоль Черноморского побережья планируют построить 14 яхтенных портов. Четыре – базовые – в Новороссийске, Анапе, Геленджике, Сочи, остальные – промежуточные. И все они, согласно планам, будут оснащены соответствующей инфраструктурой. Понятно, что даже при частичной реализации этот проект позволит привлечь множество яхтсменов-туристов, будет способствовать развитию гостиничного бизнеса, что внесет заметный вклад в бюджет региона.

«Уже через год путем, которым прошли участники фестиваля «Черное море», пройдут десятки других путешественников из разных стран», – выразил уверенность замдиректора департамента по физкультуре и спорту мэрии Сочи на торжественной встрече яхтсменов.

Кавалькада яхт во главе с легендарным «Scorpius» отправляется в свое прощальное красочное шествие вдоль берегов Колхиды.

Завтра капитаны встанут к штурвалам, матросы поднимут паруса – и яхты уйдут за горизонт, навстречу штормам, приключениям и… гостеприимным портам в разных уголках нашей планеты. Им, как и нам, хотелось бы верить, что доброе начало международному северно-черноморскому яхтингу было положено в этом июле. И что вернувшись через год (два, три) к российским берегам под флагами разных стран, они встретят здесь не только по-прежнему прекрасное Черное море, но и радушные, подготовленные для приема яхт берега.



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest