Баня на полюсе

Эксперт по банно-оздоровительному туризму и мастер пара Сергей Беляев рассказал шеф-редактору журнала Антону Семенову о том, как этим летом парил российских и китайских туристов на Северном полюсе.

 

Увлекательную историю Сергей поведал мне в Сандунах, где он бывает каждую неделю. Мы встретились с ним в свежеотремонтированном Первом мужском разряде за чашкой ароматного травяного чая и имбирного коктейля его собственного приготовления.

– В июле «Клуб полярных путешествий» предложил мне отправиться на мощнейшем в мире ледоколе «50 лет Победы» на Северный полюс. Такие туры компания организует только один раз в год, летом. По их просьбе я должен был поставить на льдине мобильную баню и провести коллективное парение, – начал свой рассказ Сергей.

Эта «полярная» баня фирмы «Мобиба» – штучный экземпляр. Такая есть только на атомоходе «50 лет Победы» и в деревне Федора Конюхова в Тульской области.

– Нас, группу туристов из 123 человек, собрали в Мурманске, в отеле. Утром организованно доставили на борт ледокола Росатомфлота. В порту фотографировать запретили, потому что здесь стоят военные корабли, за этим строго следят. Всех трижды проверили сотрудники Росгвардии и спецслужб. Не пропускали на борт судна только со своим алкоголем. Так что кому-то пришлось оставить свои запасы на берегу.

В бане установлены две металлические печи, которые топятся брикетами из опилок. Внутри печи – баки с водой, которая испаряется, и получается мелкодисперсный пар.

Каюты на корабле достаточно комфортные, в каждой есть туалет и душ. Моим соседом оказался художник Виктор Кобзев. У него имелась отдельная мастерская, где он писал свои картины во время плавания. В отличие от меня наш корабельный художник уже был на Северном полюсе раньше, вместе с прославленным путешественником Федором Конюховым.

Сергей Беляев 3,5 часа топил баню и парил вениками участников круиза.

Из Кольского залива мы выходили с помощью небольшого буксира, который развернул наш атомоход. Позже, во время плавания, нам организовали экскурсию в машинное отделение, где мы увидели, как работают паровые турбины.
К слову сказать, энергии этого атомохода хватит, чтобы автономно существовать в течение пяти лет в любом месте Мирового океана.

 

Дресс-код для капитана

– Все дни нашего путешествия у нас был полярный день: солнце стояло в зените и всегда оставалось светло. Кормили четко по расписанию, три раза в день. Ассортимент блюд оказался огромный, а из-за очень вкусных десертов приходилось даже следить за фигурой.

Космонавт Сергей Рязанский с сыном тоже не побоялись зайти в ледяную воду.

Всего на корабле работали 100 членов экипажа и 25–30 человек – стаф-команда. В один из вечеров нашей группе назначили встречу с капитаном. На ней нужно было обязательно соблюдать дресс-код: классика, белый верх, темный низ. Разрешили даже постоять в рубке, на капитанском мостике. Примечательно, что старпомом капитана оказалась девушка по имени Диана.

После парной все желающие могли окунуться в воды Ледовитого океана. Без страховки тут не обойтись – тебя привязывают веревкой.

Среди пассажиров встречались как одиночки, так и пары, и семьи с детьми. Пожалуй, самой пожилой участницей тура стала женщина 86 лет. Она ехала одна и с удовольствием попарилась с нами в бане. Атмосфера на корабле царила очень дружелюбная, тур был организован на высоте.

Капитан самого мощного в мире атомного ледокола «50 лет Победы» Дмитрий Лобусов во время встречи с круизным лайнером Le Commandant Charcot.

Через пять-шесть часов после выхода из порта Мурманска пропала мобильная связь. Правда, была возможность сделать срочный звонок из радиорубки по цене двести рублей за минуту разговора. У некоторых пассажиров оказались с собой спутниковые телефоны.

Такие гигантские льды, высотой с многоэтажный дом, постоянно встречались на пути следования атомохода.

В обязательном порядке объявили учебную тревогу. На судне есть четыре спасательные шлюпки, и каждый должен был подойти и посмотреть на свое место в ней. Шлюпка может существовать автономно в океане трое суток, то есть запасов продовольствия и всего необходимого для жизни в ней должно хватить.

Тряслась посуда

– После того как мы пересекли Баренцево море, пошли ледники. Сначала небольшие, а потом толщиной в два-три метра. Наш ледокол начал их крошить: то есть он забирается на лед и своим весом давит его, из-за чего тот ломается. Скорость движения судна небольшая – 15–16 узлов в час. И хотя погружение корпуса в воду аж на 13 метров от ватерлинии, посуда трясется сильнее, чем в поезде. Но к этому быстро привыкаешь.

Так выглядит брошенный на Северном полюсе якорь.

Через три-четыре дня пути к Северному полюсу лед стал сплошным. Мы встретили белых медведей, которые при виде корабля быстро убегали. Кто-то из них нырнул в проталину. Один нехотя бросил есть пойманную нерпу.

Через пять дней, практически достигнув Северного полюса, капитан скомандовал «Стоп, машина!». На палубу пригласили всю нашу группу и стали звать Посейдона – властелина Ледовитого океана. Началось настоящее шоу. Посейдон, как Дед Мороз, в конце концов появился и вручил ключи от Северного полюса лидеру нашей экспедиции, представителю «Клуба полярных путешествий» Николаю Савельеву.

Еще одно интересное место – птичий базар.

Мы остановились в точке 90 градусов северной широты. Как нам рассказали, глубина океана здесь достигает четырех километров. Начался пир горой: накрыли стол, подавали закуски, мясо и миног. Всем желающим предлагали вино.

На лодках «Зодиак» туристов «десантировали» на остров Гукера.

Дальше капитан начал искать льдину, которая бы не дрейфовала и на которую мы могли бы «припарковаться». Искали долго, но в конце концов бросили якорь. Скорее символически, для фото.

Гигантские айсберги поражают своей красотой.

Прежде чем мы спустились по специальному трапу на лед, вышли пять-семь человек с ружьями, чтобы проверить, нет ли рядом медведей. Убежать от косолапого невозможно, так что предосторожность эта обязательна.

Фуршет на льдине в честь прибытия на Северный полюс.

Первая советская полярная станция, которая была открыта в 1929 году на острове Гукера и называлась «Бухта Тихая».

 

Баня на льдине

– С помощью нескольких добровольцев из числа «соплавателей» я начал ставить мобильную баню. Все, кто хотел попариться, пошли в каюты переодеваться в халаты и сапоги. Температура воздуха, как и воды в океане, оказалась вполне комфортной – минус один градус.

Каждый день проводили познавательные лекции. Космонавт Сергей Рязанский рассказывал о своем полете в космос.

Баню натопили до 70–80 градусов. До открытой полыньи требовалось пройти метров десять. После парной по лестнице можно было зайти в воду и окунуться прямо в Ледовитый океан. Некоторые даже кувыркались и прыгали в воду, хотя я этого и не рекомендовал делать. На столике рядом стояла водка, так что можно было согреться после бани и таким образом. Судя по довольным лицам, удовольствие получили все.

Капитан Дмитрий Лобусов и лидер экспедиции Николай Савельев приветствуют Посейдона.

В круизе встретились люди из разных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, многие приехали из Сибири. Еще присоединились 25 китайских туристов, которые общались с нами с помощью переводчика. В баню, правда, пошли не все иностранные гости – только пятеро. Они очень эмоционально реагировали на русскую баню. Как мы потом узнали, им даже разрешили пронести на корабль свой крепкий алкоголь, которым они нас угощали, когда у кого-то из них был день рождения.

Женщины с удовольствием лепили из пластилина белых мишек в качестве сувениров.

Сергей Беляев провел «установочную» лекцию о пользе парения и рассказал, как правильно ходить в баню.

Десантирование на архипелаг

– Каждый день проводились лекции, на которых нам рассказывали, где мы находимся, какие животные и птицы тут водятся. Однажды мы вплотную подошли к птичьему базару, где сделали массу крутых фотографий. В группе туристов был космонавт Сергей Рязанский, он рассказывал про свой полет в космос. А телеведущий Михаил Довженко организовывал интеллектуальные игры «Студии Довженко» по типу «Что? Где? Когда?».

Архипелаг Земля Франца-Иосифа с высоты птичьего полета.

На атомоходе есть спортзал, сауна и бассейн с морской водой. Каждый вечер в библиотеке показывали разные фильмы. Причем для китайцев на их родном языке.

По дороге обратно мы зашли на архипелаг Земля Франца-Иосифа. Здесь мы «десантировались» на первую советскую полярную станцию, которая была открыта в 1929 году на острове Гукера и называлась «Бухта Тихая». Сейчас это своеобразный музей под открытым небом, входящий в национальный парк «Русская Арктика».

При встрече с белыми медведями на судне делали объявление, и все выходили на палубу.

Состоялась экскурсия на вертолете Ми-2. Он вмещает всего пять пассажиров, поэтому делал рейсы по двенадцать минут, чтобы каждый мог посмотреть на океан с высоты птичьего полета. Однако, по моим ощущениям, полет длился минут сорок.

Еще была неожиданная встреча с французским круизным лайнером, который шел по нашему, уже проторенному во льдах, пути. Два корабля встали практически нос к носу.

Воспоминания на всю жизнь

– Стоимость тура недешевая – на одного человека при двухместном размещении –
от 2,5 миллионов рублей за двенадцатидневный круиз. В эту стоимость все включено, в том числе полет на вертолете. За исключением разве что алкоголя в баре.

В круизе всегда было светло.
Во время полярного дня Солнце не заходит за горизонт, а описывает круг вдоль его линии.

По окончании маршрута каждый участник получает сертификат, что он побывал на самой северной точке Земли. Один из туристов был в таком восторге, что решил подарить такой тур своим родителям. Как говорится, один раз живем! – с улыбкой завершил увлекательный рассказ Сергей Беляев, взял березовый веник и пошел в парную.

ФОТО: СЕРГЕЙ БЕЛЯЕВ, ВАДИМ МАХОРОВ



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest