Установить точную дату появления первых изделий из фарфора невозможно. Известно лишь, что это событие произошло в I веке нашей эры в Китае. И на протяжении столетий технология изготовления фарфора держалась в секрете.
Еще бы, ведь в Европе посуду и украшения из фарфора продавали за бешеные деньги! А если у чашки откалывалась ручка, ее не выкидывали, а носили на цепочке как настоящий драгоценный кулон. Сейчас это кажется смешным. Но европейцы, которым не удавалось разгадать секрет производства фарфора вплоть до начала XVIII века, этот тонкий материал и правда ценили на вес золота.
Первый успешный опытный обжиг белого фарфора был произведен в 1707 году в Германии саксонскими экспериментаторами Чирнгаузом и Бёттгером. И только в 1710 году на пасхальной ярмарке в Лейпциге была представлена пригодная для продажи посуда из фарфора.
Фарфор в России: история возникновения
А в России технология производства фарфора была заново открыта почти полвека спустя. Это стало заслугой Дмитрия Виноградова, известного ученого, друга Михаила Ломоносова. Надо сказать, что судьба изобретения оказалась счастливее, чем судьба самого ученого. Судите сами: за Виноградовым следили, держали его под караулом, чтобы никто не узнал секрет изготовления фарфора. Однажды ученый попытался сбежать, и тогда его приковали цепью к стене. Он прожил всего десять лет после того, как наладил производство фарфора и керамических красок для росписи фарфоровых изделий на Невской порцелиновой мануфактуре (порцелином в то время называли белый фарфор, от итальянского porcellino – поросенок).
В начале виноградовского периода роспись предметов была одноцветной и относительно простой. К концу – на фарфоре делались многоцветные тонкие рисунки, настоящие художественные миниатюры. Золотая краска для росписи изделий готовилась из золотых монет императорской казны. Ранний русский фарфор отличался самобытностью форм и декора, копирование европейских образцов началось позже. Для росписи изделий приглашались ученики Петербургской академии художеств. Самые первые рисунки утверждала лично императрица Елизавета Петровна.
До настоящего времени сохранилось всего девять изделий с маркой самого Виноградова (W), поэтому все они представляют огромную музейную ценность.
В чем секрет производства
Люди испокон века пользовались глиняной посудой. Что может быть проще: собрал с обрыва у реки глину, промыл ее в воде, чтобы от всяких соринок очистить, потом слил воду и оставил на пару дней, чтобы испарилась лишняя влага. А дальше – бери да лепи что душе угодно.
Другое дело фарфор. Этот тонкий и капризный материал вроде бы та же керамика, а сколько с ним сложностей! Начнем с состава: белая глина каолин, кварц и полевой шпат. (Кстати, название каолин – китайского происхождения, переводится как «высокие горы» из северо-западной провинции Китая Цзянси, где была обнаружена белая глина.) Используется каолин не только в производстве фарфора и фаянса, но и мелованной бумаги, резины, пластмасс, кирпича, цемента и даже входит в состав парфюмерных изделий.
Но вернемся к фарфору. В зависимости от состава фарфоровой массы он бывает твердый и мягкий. Конечно, на ощупь не отличить. Твердый требует более высокой температуры обжига и применяется в технике (электроизоляторы). А мягкий фарфор – для изготовления художественных изделий. Кстати, одним из видов мягкого фарфора считается костяной фарфор, в нем содержится 50% костяной золы, и отличается такой фарфор очень тонкими стенками.
Под императорским крылом
В 1765 году Невская порцелиновая мануфактура была переименована в Императорский фарфоровый завод, перед которым сама Екатерина II поставила задачу: «удовольствовать всю Россию фарфором». Но сначала всю продукцию завода скупал императорский двор по очень высоким ценам. Благодаря этому появились по-настоящему ценные в художественном отношении предметы из фарфора. А по личному заказу Екатерины II появились сервизы – «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский». Сервизы были поистине гигантскими: около тысячи предметов в каждом! Екатерининский фарфор очень высоко ценился – как шедевр живописи и скульптуры.
Павел I, вступивший на престол в 1796 году, тоже был неравнодушен к фарфору, посещал завод и показывал его высоким гостям. Благодаря этому были сделаны крупные, дорогие заказы – завод продолжал процветать. С подачи императора в моду вошли сервизы на две персоны – «дежене». Как ни парадоксально, последним сервизом, созданным на заводе в ХVIII веке, стал сервиз, заказанный Павлом I для Михайловского замка. И именно этот сервиз украшал стол в канун гибели императора.
А вскоре и завод зачах: его исключительно дорогая продукция не выдерживала конкуренции с продукцией частных фарфоровых заводов, появившихся к тому времени в России.
Массовое Товарищество Кузнецовых
В роду Кузнецовых все занимались фарфоровым производством. Еще в 1812 году Яков Кузнецов открыл мануфактуру по производству фарфора в районе Гжели. Его сын Терентий продолжил династию. А три внука еще расширили производство. Уже в 1889 году появилось «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», в которое вошли 7 российских заводов по производству фаянсовой и фарфоровой посуды.
Товарищество изготавливало безупречные по качеству фарфора изделия и неоднократно удостаивалось высоких наград. К 1898 году товарищество стало крупнейшим в Европе, а в начале XX века на фабриках товарищества производилось больше половины всего российского фарфора. В 1902 году Кузнецову было пожаловано звание Поставщика Двора Его Императорского Величества. Фарфор экспортировали в Персию, Румынию, Турцию, Афганистан.
Как появился Дулевский фарфоровый завод
Дулевский фарфоровый завод был детищем Терентия Кузнецова, деда самого известного в Российской империи фарфорового фабриканта Матвея Кузнецова. Терентий Кузнецов выкупил в 1832 году земли, на которых впоследствии построил завод, у обедневших помещиков Сарычевых. Пустошь Дулеве во Владимирской губернии была сплошь покрыта болотами и бесконечными лесами. Терентий справедливо считал, что для создания успешного производства посуды необходимы два фактора: дешевые дрова и дешевая рабочая сила. Все это он нашел в Дулеве: земля в этом месте не могла прокормить крестьян, они занимались различными ремеслами. Фабрикант рассчитывал сделать завод ведущим фарфоровым предприятием России. Завод был для того времени суперсовременным производством, с первым в этой отрасли разделением труда: формовкой занимались одни, обжигом другие, расписывали изделия художники. Это на четверть увеличивало производительность. Терентий применил еще прием перекупки технологий производства: купил посудный завод Сафронова, который славился росписью по фарфору, и перевел всех художников в Дулево. Это подняло кузнецовский фарфор на более высокий уровень.
Изделия Дулевского завода отличались безупречным качеством: ослепительная белизна и великолепная позолота. Но покупатели хотели более ярких красок. В результате благодаря народному творчеству появился неповторимый дулевский стиль: агашки – роспись не кисточками, а пальцами. Существует легенда о художнице Агафье, которая придумала яркие розаны расписывать быстрее. Ее имя и дало название стилю.
«На потребу публике»
Но когда мода на фарфор изменилась и покупателям захотелось иметь такие же сервизы, как у аристократов, на Дулевском заводе начали покрывать посуду изнутри золотом. У нее даже появилось название – «золотое нутро», эта посуда выставляла напоказ богатство владельцев. А еще для создания впечатления роскоши в фарфоровых изделиях появился симбиоз популярных, но абсолютно разных стилей и элементов оформления. В результате этих тенденций, кстати, продиктованных в основном вкусами и потребностями покупателей, кузнецовский фарфор стали называть «кузнецовщиной». Это слово стало характеристикой пошлости и безвкусного яркого оформления. Многие исследователи русского прикладного искусства XIX – начала XX века вообще не рассматривали этот фарфор как самостоятельное направление, считая его ремесленничеством.
Итак, к концу XIX века характерной особенностью кузнецовского фарфора стали стилевая эклектичность, перегруженность декоративными элементами, резкие цветовые сочетания, яркость, даже пестрота оформления.
Инновации в производстве
Надо отдать должное династии Кузнецовых: за какие-то сто лет им удалось создать с нуля успешное во всех отношениях дело, которое прославило имя фабрикантов на весь мир. Чтобы достичь такого результата, Матвей Кузнецов постоянно пользовался новейшими открытиями. Когда в 1870 году началось массовое развитие железнодорожного транспорта в России, резко подорожали дрова. Это было единственным топливом, на котором работали фарфоровые и фаянсовые фабрики. Добыча каменного угля еще не была развита. В 1860 году инженер Чарыков был командирован за границу, чтобы изучить способы торфяного производства и использовать новое топливо для обжига фаянса.
Матвей Кузнецов сразу оценил все преимущества использования торфа: дешевизна, возможность добиться постоянного качества – предсказуемость обжига приводила к снижению доли брака. К тому же вокруг Дулевской фабрики – сплошные торфяные болота. Оборудование кузнецовских предприятий постоянно модернизировалось: уже в 1887 году фабрика в селе Буды начала работать на каменном угле, имела две паровые машины и была полностью электрифицирована. На ней даже были собственный телеграф и телефон!
Иногда, правда, новые научно-технические достижения внедрялись за счет страховых компаний. Матвей Кузнецов отдавал распоряжение управляющему заполнить старые деревянные цеха и склады битым и бракованным фарфором и поджечь. На деньги, полученные по страховке, выстраивались новые кирпичные корпуса.
Судьба заводов и династии
Матвею Кузнецову повезло: он создал фарфоровую империю и передал ее сыновьям. Он умер за несколько лет до революции, в 1911 году, не увидев краха дела всей жизни. В 1917 году его сына Сергея Матвеевича Кузнецова заставили покинуть фабрику в Дулеве. Больше он там не появился. У династии Кузнецовых оставалась до 1940 года только Рижская фабрика по производству фарфора. Кузнецовы работали на ней в качестве обычных служащих. С приходом немцев в Прибалтику вся семья Кузнецовых уехала на Запад.
После Гражданской войны заводы Кузнецовых были восстановлены. Фабрики оказались настолько хорошо оснащены технически, что обновление производства началось только в 30-е годы. Произведения художников, «выращенных» при Кузнецовых, на протяжении многих лет удостаивались медалей и наград на международных выставках уже в советское время.
В 1932 году Дулевский фарфоровый завод был модернизирован. На заводе создали художественную лабораторию, неподалеку построили завод по производству специальных красок для росписи по фарфору. Пришли новые талантливые художники. Художественный уровень фарфоровых изделий повысился. С 1932 года главным художником завода стал Петр Леонов. Он положил основу новому фирменному стилю. Сервизы с росписью Леонова выглядели ярко и радостно. В изделиях стали преобладать роспись крупными цветовыми пятнами и позолота.
Новые фарфоровые изделия завоевали высокие награды Всемирной выставки в Париже (1937), выставки в Нью-Йорке (1939), ряда Всесоюзных выставок, а позже Всемирной выставки в Брюсселе (1958). Именно скульптура А.Г. Сотникова «Сокол», получившая золотую медаль и Гран-при Всемирной выставки, стала символом Дулевского завода, а ее графическое изображение – торговой маркой предприятия.
В наше время дулевский фарфор является многократным дипломантом программы «100 лучших товаров России». Дулевский фарфоровый завод поставляет свою продукцию в 75 регионов России, в 6 стран ближнего зарубежья, а также в США, Канаду и Норвегию. И по-прежнему, как во времена Кузнецовых, является одним из крупнейших заводов Европы.