Корреспондент «ОТДЫХА В РОССИИ» ЮЛИЯ ТИХОНОВА побывала на вершине северного басега, попробовала пермские сладости и узнала секрет изготовления «настоящих» икон.
– Если вы захотите встретить рассвет в одиночестве, то нужно похлопать в ладоши. Для безопасности, – предупреждает нас директор заповедника Басеги Елена Ульянова.
В прошлом году Елена встретилась с медведем и с тех пор побаивается гулять в лесу одна.
– Только что передо мной прошел. Я его не видела, только запах почувствовала. Сначала даже не поняла, что так пахнет именно медведь. А потом слышу, веточки: шух-шух.
Директор рассказывает, что всего в заповеднике живет около 20 медведей, их популяции ничего не угрожает. Если ходить по тропам заповедника в компании и разговаривать, то бояться встретить их не стоит: нормальный зверь, если слышит посторонний шум, уходит.
Заповедные леса Басеги
Создать природный заповедник в Пермском крае решили почти 40 лет назад, чтобы сохранить среднеуральский елово-пихтовый лес, расстелившийся вокруг горного хребта. Басеги – это 38 тысяч гектаров леса. На всей этой территории кроме нескольких кордонов – небольших домиков для лесной охраны и ученых – нет никаких признаков цивилизации: ни электричества, ни связи, ни людей.
Если вы захотите встретить рассвет в одиночестве, то нужно похлопать в ладоши. Чтобы предупредить… медведя.
Директор заповедника Елена Ульянова осуществила мечту юности и работает в заповеднике уже 22 года. Она живет со своей семьей в близлежащем городе Гремячинске, что находится в четырех часах езды по бездорожью. На работу отправляется служебными командировками от двух дней до пары недель. В заповеднике можно найти применение своим знаниям и опыту по трем направлениям: быть инспектором по охране и следить за порядком, заниматься научной работой или просвещать туристов, рассказывая о проблемах экологии и особенностях заповедных зон.
От дома, в котором останавливаются приезжающие студенты-практиканты и туристы вроде нас, устремляется вверх тропа, ведущая к горе Северный Басег. Несмотря на то что угол наклона горы порой достигает 90 градусов, по тропе идти нетрудно: она вымощена деревянными досками, а на крутых склонах держишься за веревочные поручни. С каждым шагом по пути к вершине открываются все более красивые виды: один горный пояс сменяется другим, на подходе к вершине – черничные поля, по которым в безлюдное время гуляют те самые местные медведи. Смотришь вверх – и уже видно, как на самой высокой точке скалистой горы возвышается кованый крест.
Нашей тургруппе не повезло: под конец дня пошел дождь. Утром на горы опустился туман, дальше пары десятков метров ничего не видно. Пока все собирали промокшие вещи и переживали, как бы не застрять на вязкой дороге, Елена, наоборот, с довольным видом пила чай. В Пермском крае в этом году было засушливое лето: водоемы истощились, лес сухой. Любая искра от костра или непотушенный окурок могли стать причиной пожара. Теперь же, когда лес напитался дождем, сотрудники заповедника могут ненадолго выдохнуть.
Пермский край, куда мы прилетели в середине июля из Москвы, знаменит прежде всего своей промышленностью. Урал получил в свое время большой толчок в развитии благодаря добычи соли, а затем медной руды и даже нефти. Но нас, московских журналистов, интересовали в первую очередь туристические маршруты. В краевой администрации нас заверили, что в ближайшем будущем от сферы туризма и отдыха регион будет зарабатывать не меньше, чем от заводов и фабрик. Объехав полрегиона, мы поверили, что так, возможно, и будет. Природный потенциал у края огромный. Дело за малым: качественными гостиницами и хорошими дорогами. И их, надо отдать должное хозяевам этой земли, становится все больше.
Пермские сласти
Сразу признаюсь: поразила нас в Пермском крае не только природа, но и люди. Искренние, добрые, креативные.
В центре Перми есть небольшая кофейня, где можно попробовать ни на что не похожие десерты со вкусом этого города. Три пермячки – бизнес-консультант Юлия Пивоварова, кондитер Екатерина Головина и режиссер Маргарита Михайлова – решили создать линейку тортов, которые у туристов ассоциировались бы с краем. Все же знают торт «Киевский» или тульский пряник, так почему бы не сделать что-то пермское.
– У нас была нетривиальная задача, – рассказывает Юлия Пивоварова, – мы стали думать, какие есть вкусовые акценты территории, которые можно использовать в торте. После нескольких попыток выбрали соль и хвою, ведь Пермский край известен своими соляными месторождениями и богат таежными лесами. Так получился «Пермский» торт. В него входят соленая карамель, кедровые орешки, хвойный и карамельный мусс.
Пермь – единственная территория России, в честь которой назван геологический период. Пермский период существовал 250 миллионов лет назад, именно после него случилось самое большое вымирание в истории Земли. Размышляя о том, как мог бы выглядеть торт с названием «Пермский геологический», девушки решили спросить у палеонтологов, какого цвета были слои грунта, которые ученые обнаружили здесь, возле Перми, 180 лет назад. Так появился слоеный торт в красно-охристых оттенках.
Другие торты посвящены непосредственно жителям Перми. Например, пирожное «Пермь в Москве» рассказывает о двух медиа-
продюсерах – Антоне Зайцеве и Антоне Щукине. Они уехали в Москву и стали создателями компании Good Story Media, которая выпускает всем известные телесериалы.
Рассказывая о том, как Пермь богата на идеи для тортов, Юлия вспомнила, что город несколько лет назад мог стать новой культурной столицей. На его улицах появлялись арт-объекты, по всей России знали пермского уличного художника Александра Жунева, который, если бы не умер так рано, создал бы еще много произведений. Как выяснилось, и без государственной поддержки можно создавать проекты, полезные людям. Проект «Пермские сласти» нужен его создательницам не для того, чтобы заработать большие деньги, а чтобы показать самим пермякам, что им есть кем и чем гордиться: своими соседями, природой, культурой.
Душа иконописца
Игорь Дымшаков – иконописец, художник-монументалист и руководитель Ильинской Строгановской иконописной мастерской. Он живет со своей женой и четырьмя детьми в поселке, который когда-то был центром всех земель знаменитой династии Строгановых в Прикамье. Мастерская Игоря находится в небольшой пристройке рядом с домом, служит рабочим местом еще для двух иконописцев и репетиционным залом для местного церковного хора. Игорь и сам поет во время богослужений.
В работе над иконой отображается внутренний мир художника. Иконописец никогда не начинает ее писать без благословения священника.
На полках под потолком и на подоконниках стоят иконы, созданные в конце XIX – начале XX века. Некоторые из них потертые, с выцветшими фрагментами и царапинами. Их приносят местные жители на реставрацию. Посередине мастерской большой стол, на котором заканчивают большую мозаику с изображением Николая Чудотворца. Такую мозаику изготавливают из тысячи мелких стекол и камешков, каждый из которых вырезают и приклеивают вручную. Материалом обычно служат фрагменты декоративной настенной плитки из строительных магазинов, или сами люди приносят ненужные вещи из цветного стекла. Так, например, книга, которую держит Николай Чудотворец, украшена крупным алым стеклышком – осколком вазы, которую принесла в мастерскую незнакомая женщина.
Как объясняет Игорь, в процессе изготовления иконы важно показывать ее людям, спрашивать совета и слышать обратную связь, чтобы в изображении святого не было никакого уродства или изъянов. Заказчиками икон являются чаще всего обычные прихожане, которые хотят сделать подарок храму. Большие иконы стоят дорого, поэтому плату вносят понемногу на протяжении нескольких месяцев.
Главная задача при написании иконы – показать святость. И получается это далеко не у каждого мастера, потому что внутренний мир человека так или иначе отражается на его работе. Именно поэтому иконописец не приступает к работе без благословения священника.
Из мастерской можно выйти прямо к дому Игоря. На застекленной террасе большой стол, летняя кухня, расписной самовар.
– Человеку сложно жить в большом городе, если в нем больше 50 тысяч жителей. А все потому, что люди становятся «одноразовыми». Ведь в крупных городах трудно встретить на улицах знакомого человека. А вот в поселке – другое дело. Все друг друга знают.
Игорю нравится его дом, хозяйство, мастерская. Он никогда не мечтал переехать в мегаполис и строить карьеру, как его одноклассники. Его место здесь, в Ильинском. В его Пермском крае.
ОвР
Редакция благодарит Минтуризма Пермского края, «Конгресс бюро «Перемаа» и лично Марину Белову и Андрея Чурина за помощь в подготовке материала.
ФОТО: BUSINESS-CLASS.SU / CHITAITEXT.RU / PERMFACES.COM / SMARTIK.RU / ВЛАДИМИР АМОТНИК / ТИМОФЕЙ КАЛМАКОВ