Журнал «Отдых в России» продолжает публикацию материалов в рамках подготовки Первого Национального туристического форума «Отдых в России-2016».
Сегодня о проблемах и перспективах отрасли, выполнении поручений президента, банкротстве туроператоров, и о том, как убедить российского туриста ездить по собственной стране, мы беседуем с Президентом Альянса туристических агентств Андреем Гавриловым.
— Андрей Юрьевич, расскажите, как давно существует Альянс туристических агентств, и чем вы отличаетесь от объединений туроператоров, таких как АТОР и РСТ?
— Нам более 2-х лет, в альянс входят собственники агентств и сетей, есть и достаточно крупные, такие как ГлобалТревел, ТБС, Спутник и другие. Вообще в стране около 20-25 тыс. турагентств, причем их количество постоянно меняется. Туроператорам не выгодно держать собственные сети агентств, у нас разные виды деятельности. Агенты занимаются непосредственным общением с клиентами, продажей и рекламой туруслуг.
Из-за кризиса выездной поток упал на 30-40%. Сейчас появилось много вопросов по безопасности отдыха за границей. Но мы не можем запретить выезжать россиянам за рубеж, а это порядка 17 млн. человек в год.
Туроператоры занимаютсясозданием турпродукта, у них должно быть серьезное финансовое обеспечение. Так в 2014 году прошла серия банкротств операторов: ушли с рынка Нева, Лабиринт-тур, Идеал-тур, 130 тыс. туристов пострадали, страховщики потеряли 4,5 млрд. руб. В 2012 году, когда обанкротилась компания «Ланта-тур вояж», было создано объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь». В задачи объединения входит обеспечение вывоза российских туристов с отдыха за границей с возможностью оплатить 2-3 дня их проживания там, в случае наступления какой-то кризисной ситуации. Туроператоры платят взносы для компенсации этих расходов в зависимости от объема оказываемых услуг, примерно от 100 до 500 тыс. руб. в год.
АТОР – это объединение туроператоров, РСТ – профессиональное объединение предприятий туриндустрии, работающих в различных сферах турбизнеса. Альянс же впервые объединил исключительно турагентский сегмент, имеющий свою особенную специфику работы. А отсюда и задачи, которые ставит для себя наша организация – консолидация туристской розницы, создание барьеров для вхождения на рынок недобросовестных игроков, выработка общей позиции по актуальным вопросам, установление конструктивного диалога и партнерских отношений с туроператорами.
— Я читал ваше высказывание о том, что «идет фактически подмена и профанация поручения президента», где говорится о создании Единого федерального реестра турагентов. Чем недовольны представители туриндустрии?
— Поручение президента звучит так: «Внести изменения в законодательство РФ, предусматривающие введение Единого федерального реестра турагентов». У нас есть на сегодняшний день Единый федеральный реестр туроператоров. Его ведет федеральный орган исполнительной власти – Ростуризм. Ведение этого реестра является государственной услугой, которую оказывают турбизнесу. Она предоставляется как туристу, так и бизнесу бесплатно. Никаких взносов туроператоры за ведение этого реестра не платят. Еще одна аналогия. Минкультуры РФ ведет реестр классифицированных средств размещения, тоже на бесплатной основе.
Сейчас речь идет осоздании аналогичной базы турагентов. Но почему-то предлагается делать это на базе объединения «Турпомощь», причем на платной основе. Это идет в разрез с поручениями президента. То есть услуга будет осуществляться не при органе государственной власти, а при общественном объединении туроператоров в сфере выездного туризма, да еще и на платной основе.
— А почему Ростуризм не хочет взять на себя эту функцию?
— Я могу только предположить, что у них нет возможностей вести реестр, это большой объем информации, для этого нужны соответствующие специалисты. А поскольку у них этого нет, то и заниматься этим они не хотят. Истинные причины Ростуризм пока не озвучивает. Министерство культуры должно разработать законопроект, кто и как должен вести этот реестр. Негативная реакция турагентств объяснима: они не понимают, за что должны платить, что им это дает. Такой реестр может вести и наш альянс, или, например, Уральская ассоциация турагентств, причем сейчас мы это делаем бесплатно для своих членов.
— А как вообще чувствуют себя турагентства, кризис сильно сказывается?
— Если по выездному потоку у нас серьезное падение, то по внутреннему рынку спрос вырос примерно на 25%. Многие крупные туроператоры, например «Алеан» и «Библио Глобус», стали предлагать пакетные туры в Сочи и Крым. Идут они хорошо, в том числе и в зимние каникулы. Агентствам все равно, какой продукт продавать, если он качественный, мы получаем примерно одинаковую комиссию и за выездных туристов и за внутренних. И если с Египтом, мы довольно быстро разобрались, и подобрали варианты замены, то с Турцией пока не совсем понятно. В марте будут известны цены на летний сезон, и тогда станет ясно, что и как мы будем предлагать нашим клиентам.
— Туроператоры сделали достаточно интересных предложений турагентам по продаже туров и отдыху в России в этом году?
— За последнее время российские курорты и города значительно преобразились, улучшилась инфраструктура, построены новые гостиницы и мини-отели, в СМИ все больше появляется информации об отдыхе в России. Но есть и обратная сторона. Например, в новогодние каникулы горнолыжный курорт Красная Поляна был перегружен. Региональные власти даже просили местных жителей не кататься на склонах. Это неправильно. Нужно грамотно распределять турпотоки. Этим должен заниматься бизнес вместе с властью.
— А как можно свести бизнес, в частности туроператоров, и региональные органы власти, тех, кто заинтересован в увеличении потока туристов в регионы, но не может договориться с туроператорами?
— Регионам нужно создавать круглогодичный турпродукт. Наполнить свой календарь качественными событийными мероприятиями и заниматься продвижением своих проектов, чтобы люди к ним поехали.
— Но ведь любое события – это несколько дней в году. А в другие дни что делать?
— Надо работать. Есть очень удачные примеры развития своих территорий и создания новых узнаваемых брендов. Например, город Мышкин. Или этнографический парк-музей «Этномир» в Калужской области с очень насыщенным календарем мероприятий в течение всего года. К сожалению, таких примеров не много, но что мешает их делать больше?
— Кстати, вопросы, связанные с брендингом и продвижением территорий, будут обсуждаться на Первом Национальном туристическом форуме «Отдых в России-2016». Приглашаем Вас принять участие в разговоре.
— Спасибо за приглашение!