Что можно увидеть в столице Якутии за два дня? Как живет город и о чем думают его жители – в материале Антона Семенова.
Мы летели в Якутск впервые. У нас было всего два дня, чтобы взять интервью у главы речного пароходства и записать рассуждения жителей города о том, кто такие первопроходцы. Успеем ли мы увидеть туристическую сторону алмазной столицы – этот вопрос меня мучил больше всего.
Десять дней наша группа снимала документальный фильм про строительство Тихоокеанской железной дороги. Ее протяженность – более 500 километров, она пройдет из Якутии через Хабаровский край до самого океана. Прокладывает второй БАМ – дорога является ее ответвлением – компания, владеющая Эльгинским угольным месторождением. Она же строит порт в районе мыса Манорского, откуда коксующийся уголь повезут на судах в Азию. Запустить поезда хотят уже в этом году.
Тема первопроходцев была поднята нами неслучайно. Ведь строители пробиваются через скалы, преодолевают реки, строят мосты в суровых условиях вечной мерзлоты, где морозы зимой порой достигают 70 градусов.
После недели, проведенной в вахтовом поселке «Эльги», мы полетели в Якутск. Как выяснилось, про строительство ТЖД его жители почти ничего не знают.
Откровения таксистов
В Якутск мы летели на одном самолете с заключенными. Небольшой самолет вылетал из аэропорта в Нерюнгри, второго по численности населения города в республике.
В салоне воздушного судна в проходе стоял полицейский. Я не сразу сообразил, что он мне говорит тихим голосом. Я посмотрел за его спину. Примерно половина салона, задняя его засть, была уже занята. По отталкивающим физиономиям и прямым колючим взглядам загнанных в угол людей стало понятно, что везут зеков. У одного из них лицо было настолько страшное, как маска, что я подумал: его можно снимать в фильмах ужасов без грима. Сидели они тихо, кого-то сопровождающие полицейские водили в туалет. В аэропорту Якутска их ждал автозак.
«Яндекс.Такси» в Якутии не работает. Затем было время inDrive, но после его ухода из России жители используют другой сервис. Мы вызывали такси по телефону, словно вернувшись в девяностые, когда тебе перезванивают и подтверждают заказ. Цены, правда, были небольшие – от аэропорта до центра города около 500 рублей, по центру – 150–200 рублей. Таксист посоветовал добавлять по 50 рублей к заказу – тогда быстрее приезжают.
Такси, конечно, отдельная история. Машины все убитые, недорогие, в основном праворульные – из Владивостока быстрее и дешевле пригнать, чем из Москвы. Естественно, никаких шашечек. На боковых стеклах стоит пластик, чтобы зимой, когда морозы до минус 50 градусов, не замерзали. Ездят на газу, потому что бензин здесь дорогой – по 70 рублей за литр.
Первый таксист, якут, рассказал нам, что приехал из улуса, расположенного в 700 километрах от столицы республики, чтобы поменять на машине лобовое стекло – у них это невозможно сделать. А поскольку находится в городе несколько дней, решил подзаработать.
Второй таксист, русский, вез нас из одной гостиницы, где не оказалось мест, в другую. Его рассказ был как крик души.
– Вы приехали в самый плохой город России! У меня все друзья уехали, я один остался. Держался долго, говорил, что патриот, что никуда не уеду. Но всё, сил моих больше нет, все продал, квартиры, машины, переезжаю в Краснодар.
Его откровения нас удивили и, нужно признаться, расстроили. Неужели все так плохо? Нам стало еще интереснее, в нас проснулись исследователи и открыватели.
Мест нет
С гостиницами в Якутске дела обстоят почти как в Сочи в высокий сезон. В самых приличных, «Тыгын Дархан» и «Азимут», которые нам рекомендовали, не было мест. Хотя мы приехали в будний день в конце апреля. Даже при том, что стоимость стандартного двухместного номера в отеле уровня 4 звезды достигала 10 тысяч рублей в сутки – дороже, чем в Москве. В итоге мы оказались в трехзвездочной гостинице «Лена» в центре города. Здесь номер с завтраком стоил порядка 7–8 тысяч рублей. Примечательно, что в сервисе онлайн-бронирования отелей номер стоил дешевле, чем на стойке. Но девушка на ресепшн отказалась нам делать скидку. Даже аргумент, что они экономят комиссию (а она обычно достигает 15–30 процентов от цены), не подействовал. Она решила просто убрать этот номер с сайта агрегатора, о чем мне радостно сообщила. В какой-то момент мне показалось, что я нахожусь в какой-то другой стране.
На этаже, куда нас заселили, шел ремонт. Видимо, поэтому нас разместили именно здесь. Благо был уже поздний вечер, и рабочие ушли. Но утром появились два молодца, которые целый день что-то неспешно шпатлевали в коридоре. Пыль стояла такая, как будто идет капитальный ремонт всего здания. В конце дня было незаметно, что что-то изменилось после их «энергичной» работы.
Якуты-воины
На следующий день мы отправились на набережную Лены. Правда, реки как таковой мы не нашли – небольшая протока под названием Городская была затянута льдом, зато увидели ремонт дороги и тротуаров на набережной Романа Дмитриева. Кафе здесь были представлены в вагончиках типа «Тонар», сконцентрированных на небольшой площади по типу мини-рынка. Продавали в них в основном шаурму.
С другой стороны протоки была довольно симпатичная площадь Победы. На ней установлена скульптурная композиция «Мать, провожающая детей на фронт», танк Т-34, триумфальная арка и гранитная стела в память о воинах-якутянах, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны. У стелы установлена скульптура парящего над землей всадника – якутского богатыря Нюргун Боотура, персонажа эпоса олонхо. На площади любят гулять горожане, собирается молодежь, проводят торжественные мероприятия. Здесь мы записали несколько интервью.
Через дорогу – мемориальный комплекс «Солдат Туймаады». Туймаада – самая большая по численности населения долина реки Лены, где расположен город Якутск. На стелах комплекса золотом выгравированы имена 20,5 тысячи человек, призванных на войну с фашистской Германией.
Памятники известным первопроходцам – Семёну Дежнёву и его жене Абакаяде Сючю, стрелецкому сотнику и основателю города Петру Бекетову – были обнесены заборами, и там и там шел ремонт.
Сибирские деликатесы
Памятник Бекетову установлен рядом со старым городом, где располагаются музеи, торговый центр и кафе.
На его территории есть ресторан национальной кухни «Махтал». Сюда мы отправились по совету администратора нашей гостиницы.
В двухэтажном бревенчатом здании на первом этаже работает кафе быстрого питания, где можно недорого поесть. На втором этаже – собственно ресторан, где подают деликатесы якутской кухни: индигирку (салат из свежеразделанного, порезанного на небольшие куски чира с добавлением небольшого количества соли, перца и лука), строганину, жеребятину, оленину, куерчэх (взбитые сливки) и саламат (нежное блюдо из сливок, сметаны и муки).
Нас встретили официанты в национальных костюмах и предложили провести чайную церемонию с обрядом алгыс.
Еще один ресторан, который можно смело рекомендовать гостям, – «Аврора». Он расположен в том же здании, что и гостиница «Лена», поэтому тем, кто там остановиться, нужно обязательно заглянуть в это место. Ресторан высокой сибирской кухни, как он себя сам позиционирует, предлагает блюда из чира, муксуна, жеребятины, оленины… Здесь очень любопытная подача блюд, например, уху из трех видов рыб принесут в стильной деревянной миске, отдельно от бульона. А пельмени подадут в специальном глиняном горшочке, принесенном будто из старорусской печки – на ухвате. Цены, конечно, кусаются, но посетители есть.
Клад земли
Одним из самых интересных музеев города с богатой экспозицией и длинным названием является Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера имени Емельяна Ярославского. В нем несколько залов, посвященных природе, истории, археологии и этнографии.
Здесь можно увидеть останки стегозавра, кости ископаемых животных ледникового периода: мамонта, шерстистого носорога, бизона, овцебыка. Экспонат, который музейные сотрудники называют «Дедушкой музея», – череп бизона. Его находка в 1887 году послужила толчком к созданию в Якутске первого музея.
Также здесь выставлен скелет Тиряхтяхского мамонта. Это один из немногих найденных в мире полных скелетов взрослых мамонтов, ему больше
30 тысяч лет.
В Кангаласском захоронении представлены части скелета, оружие, бытовые предметы и украшения из ракушек. Они принадлежали человеку, жившему в долине Туймаада около 2900 лет назад.
Также в музее можно увидеть подлинные вещи времен казаков-землепроходцев, памятную плиту от воеводской канцелярии 1707 года, снаряжение научных экспедиций, древний шаманский бубен.
На улице перед музеем в отдельном открытом павильоне установлен скелет огромного водоплавающего животного. Это останки гренландского кита, найденные в 1964 году охотником-чукчей в устье реки Большой Куропаточьей на побережье Восточно-Сибирского моря. Радиоуглеродное датирование показало, что кит погиб более 1500 лет назад.
А где же алмазы?
В центре города много магазинов и торговых центров. И хотя официальная среднемесячная зарплата в Якутии в 2023 году была более 110 тысяч рублей, со слов таксистов, люди здесь получают в районе 40–50 тысяч. При этом на каждом углу ювелирные магазины, ведь Якутия – это еще и алмазная столица России. Объявления о продаже и изготовлении ювелирных изделий с якутскими бриллиантами висели даже в лифте гостиницы. Продавец в магазине признался, что большинство вещиц привозят из Москвы. Камни там неизвестно откуда. Да и цена в российской столице будет такая же или даже дешевле. Но настоящие якутские бриллианты нам тоже показали. Можно было купить маленький минерал на память, как сувенир.
Строганину – сырую рыбу и мясо – нам посоветовали абы где не покупать. Либо запивать большим количеством водки. В аэропорту, в зале ожидания, мы затарились вкуснейшим копченым муксуном и чиром – рыбу и оленину в вакууме пассажиры рейса сметали на наших глазах. Традиционные сувениры и украшения из кости мамонта купили там же. Благо этого добра в Якутии навалом.
ТЕКСТ: АНТОН СЕМЕНОВ