Заместителя министра культуры РФ Аллу Манилову редко можно застать в кабинете – она постоянно «путешествует» по стране, если можно назвать этим словом ее многочисленные деловые поездки по российским регионам. Журналистам «Отдыха в России» удалось ее поймать, чтобы взять короткое интервью, в Брянске – на международном форуме «Год туризма в СНГ. Диалог культур – основа развития туризма».
– Алла Юрьевна, сейчас ваше ведомство совместно с Ростуризмом активно занимается продвижением России, как туристического направления, за рубежом. Положительные результаты работы налицо. Однако чаще всего пребывание иностранного туриста в России ограничивается посещением двух городов: Москвы и Санкт-Петербурга. Как, на ваш взгляд, переломить эту тенденцию?
– Не только Россия, но и страны Европы, такие как Италия, Франция, Швейцария, обеспокоены тем, что их столицы перегружены туристами, тогда как в малые города и региональные центры, в которых сосредоточено огромное количество объектов культурного наследия, туристы не едут. Для того чтобы интуристы поехали в нашу провинцию, нужно прежде всего повышать качество услуг до общемировых стандартов. Следующий момент – грамотное продвижение регионального турпродукта. Продвижение – это не только участие в выставках и реклама. Важную роль в этом играет событийная составляющая.
С одной стороны, событие, будь то фестиваль, олимпиада или другие, создает резонанс. Люди о нем помнят, пишут, рассказывают, а рассказывая, передают информацию о месте, где это событие состоялось. Так, ассоциируясь с уникальным событием, название местности становится узнаваемым. С другой стороны, событие само по себе становится магнитом для туристов. Развитие туризма без создания событий в этом мире уже невозможно, потому что турист очень изменился по сравнению с тем, каким он был еще в прошлом, двадцатом веке. Турист стал более динамичен, хочет более комплексного наполнения тура, хочет больше интерактива. Даже когда он знакомится с вечными ценностями, посещает музей или выставку, он хочет быть в гуще какого-то события. На этом механизме построено все карнавальное движение.
За привлечение туристов в мире сейчас идет острейшая борьба, туристические страны конкурируют друг с другом. А турист хочет понять, почему он должен сегодня среди сотен предложений разных стран, разных городов потратить время, которое у него есть, на поездку именно в этот город, именно в эту страну? Часто выбор происходит из соображений, что только здесь и только в этот день можно увидеть что-то уникальное и даже поучаствовать в этом. Это и есть смысл событийного туризма, смысл роли события в привлечении туриста. В России порядка двухсот самобытных культур, у которых есть свои этнические традиции – богатейшее наследие. Нужно научиться создавать события, чтобы показать этот потенциал.
– В Брянске вы много говорили о начале программы возрождения школьного туризма в нашей стране. В каком состоянии, на ваш взгляд, сейчас детский и юношеский туризм в России?
– Мы достаточно много сделали за прошлый год для реализации поручения президента РФ о возрождении школьного туризма, много профинансировано из федерального бюджета. И дети наконец поехали по стране. Ведь экскурсионные поездки для детей – это не просто времяпровождение с приключениями, это еще и образование, культурное развитие, патриотизм. В СССР такой туризм процветал. Школьники ездили по стране, обязательно были в Москве, Санкт-Петербурге, интересных городах своего региона. Это было общепринятой практикой. Но когда Советский Союз остался в прошлом, эта практика умерла. Ведь в трудные 90-е годы нам нечем было финансировать такие проекты. Потребовалось создать совершенно новую программу на федеральном уровне. За октябрь–декабрь прошлого года более 18 тысяч школьников из 28 регионов побывали в Санкт-Петербурге, в этом году около 25 тысяч ребят побывают в Москве и Питере. Все это за государственный счет. Программа имела невероятный резонанс. Дети, родители и учителя пишут благодарственные письма в Министерство культуры и в адрес нашего президента: «Вы даете нам возможность открыть страну!». Я не могу даже передать словами тот эмоциональный уровень, на каком пишут свои отзывы дети. Некоторые письма без слез читать невозможно. В планах продолжения национальной программы на следующий год – поездки по мемориальным местам Победы. Пусть наши дети почувствуют ее сердцем!
Важно, чтобы они знали родную историю не только по учебникам. Сейчас Министерство культуры по поручению президента страны работает над туристическим маршрутами патриотической тематики, по которым в 2015 году поедут школьники и студенты. В программу поездок мы включим город-герой Волгоград с его мемориалами памяти Сталинградской битвы, Санкт-Петербург и Ленинградскую область в память о блокаде и подвиге гражданского населения, а также Брянскую область, чтобы показать детям, что такое партизанское движение. Возможно, в программы детских туров войдут города-герои в Центральном федеральном округе, а также Белоруссия.