Разговор за кулисами фестиваля
Пять декабрьских вечеров в Москве на сцене знаменитой «Гнесинки» традиционно проходит старейший в России Международный фестиваль «Баян и баянисты».
Российская академия музыки имени Гнесиных, это музыкальный Олимп. Здесь готовят тех, кто может представлять музыкальную Россию на мировом уровне. Но нет в этих стенах ни академического холода, ни отстраненности от реальной жизни, — «Гнесинку» отличает теплая добрая атмосфера. Может быть, еще и потому, что здесь уделяют огромное внимание народной музыке, ее богатству, ее традициям, ее чудесным инструментам.
Об этом мы беседуем с музыкантом, кандидатом искуствоведения, директором Международного фестиваля «Баян и баянисты», Президентом Благотворительного фонда Фридриха Липса Александром ГАТАУЛЛИНЫМ.
До начала концерта-открытия еще полтора часа. Всё готово, все спокойны, и есть даже время на интервью. Хотя, нет-нет, и звонит мобильник, и Александр Анварович отдает коллегам необходимые распоряжения.
— В 33-й раз Москва собирает лучших исполнителей, выдающихся баянистов, это удивительно само по себе. Как это удается?
— Благодаря основателю фестиваля – народному артисту России, профессору Фридриху Робертовичу Липсу. Он – душа фестиваля, его бессменный художественный руководитель. Это мероприятие, безусловно, является титульным для музыкальной академии и, пожалуй, важнейшим для всей мировой баянной школы. Фестиваль, один из немногих, ведущий свою историю еще из Советского Союза.
Конечно, наши заслуженные мэтры, наша кафедра баяна и аккордеона помогают решать все вопросы, и студенты, выпускники тоже принимают участие.
Фестиваль, это не только пять вечерних концертов. Мы проводим различные мастер-классы и творческие встречи. Будет также конкурс, в котором примут участие молодые и талантливые музыканты, он вошел в программу президентского гранта «Талант и успех».
Когда-то, в далеком 1989 году, Фридрих Робертович Липс создал этот фестиваль, ставший теперь широко известным. И по сей день он – заведующий кафедрой и наш главный вдохновитель. Именно он выбирает артистов и составляет программу фестиваля. А мы – часть этого большого дела, этого праздника.
Сейчас даже трудно представить, как в первые годы, в трудные 90-е, можно было такую махину сдвинуть. Знаю, что Фридрих Робертович даже выкупал билеты, для того чтобы помочь оплатить дорогу артистам. Это сейчас у фестиваля есть гранты, поддержка Минкультуры России, Российской академии музыки и партнеров.
Будучи выпускником Ф. Р. Липса, в 2002 году я стал помогать проводить эти фестивали. Так что скоро у меня 20-летний юбилей работы на фестивале. Скажу честно, каждый шаг, давался в начале непросто. Сейчас вопросы, на которые тратил недели, решаются быстро. Ведь столько людей нам с большим удовольствием помогают!
— У вас в течение пяти дней подряд – богатейшая программа, и она, наверное, тоже, делает баянный фестиваль одним из самых престижных в мире?
— «Баян и баянисты» — это именитые музыканты, разнообразные инструменты, народные, симфонические, камерные оркестры. На фестивале, благодаря Липсу, учрежден «негласный» баянный Оскар — «Серебряный диск». Ведущие музыканты мира счастливы обладать им, многие пишут об этом в своих биографиях. В летописи фестиваля множество знаковых имен, легенды баянного искусства. «Серебряным диском» награждаются и мастера – конструкторы баянов…
— Пандемия, увы, уже разрушила многие успешные музыкальные проекты. Как переживает фестиваль эту непростую пору?
— В прошлом году было очень непросто. Приходилось менять программы. У гостей не было возможности приехать. Но в целом, нам удалось решить многие проблемы. В этом году все, что запланировали, состоялось. Несмотря на пандемию, в этом году к нам приехали исполнители из зарубежья.
Иногда я думаю вот о чем: звуки баяна – это высочайшие вибрации, а вирус ковида, напротив, низкие. Музыка наших лучших исполнителей помогает людям тянуться к возвышенному, – высокое разрушает все негативное. Главный девиз нашего фестиваля – позитив. И это тоже позволяет нам, в каком-то смысле, бороться с пандемией.
— Баян или аккордеон – есть между ними какое-то соревнование, что чаще звучит на сцене вашего фестиваля?
— Отвечу так: и баян, и аккордеон! Принцип звукоизвлечения и логика возникновения звуков у этих инструментов одинаковы. Баянисты, конечно, считают, что в силу конструктивных особенностей у баяна больше возможностей для исполнителя, но аккордеонисты с этим категорически не согласны. На академической сцене – принципиальной разницы нет.
Говорят, например, что баян Липса, это даже не баян, и даже не орган — это оркестр с немыслимым количеством красок! Фридрих Робертович сыграл огромное число премьер, открыл новых авторов. Липс поднял инструмент на совершенно другой уровень. Благодаря ему, баян зазвучал на академической сцене, в престижных залах.
Он сделал много открытий и исполнительских, и методических, и педагогических. Все зависит от педагога, и я считаю, что педагог – это второй отец. Что он заложит, с этим ты и идешь по жизни.
— Александр Анварович, а как вы пришли в музыку?
— Меня с детства окружали музыканты – мама играла на домре, а дедушка в самой глубинке Башкирии, в небольшом городке, вел народный и духовой оркестры.
Меня почему-то в музыку не спешили отдавать. С пацанами в футбол играл, коленки драл, пока к нам в класс на урок не пришел «десант» из музыкальной школы. Запомнился мальчишка и его огромный баян. Сколько кнопочек, пальцы порхали по клавиатуре, и он был, как властелин этих колец! Я пришел домой и сказал – хочу! Обаяние баяна меня захватило навсегда.
— Какие качества музыканта и человека помогают вашему наставнику Фридриху Робертовичу Липсу делать фестиваль «Баяны и баянисты» столь интересным в течении долгого времени?
— Маэстро часто приводил нам слова Рахманинова – «не играйте плохую музыку. Мы имеем Сахары плохой музыки». У него врожденная интеллигентность, воспитанность, тонкий юмор. Уважительное отношение ко всем. Неимоверное трудолюбие.
Все знают, что он всегда в академии допоздна, а первую половину дня по-прежнему занимается инструментом. С Липсом сотрудничают композиторы высочайшего уровня. София Губайдулина восхищалась им, известно ее высказывание о баяне: «Знаете, за что я люблю это чудовище? За то, что оно дышит!»
Фридрих Робертович — цельная личность и в то же время многогранная. Он, как магнит, который притягивает. Его ученики сегодня работают во всех уголках мира.
— Стремится ли сейчас молодежь к баянной музыке? Цифровая революция накладывает свой отпечаток?
— Как все живое, все вокруг, конечно, меняется. Мне посчастливилось благодаря программе Юрия Башмета много поездить по стране с мастер-классами. Екатеринбург, Пенза, Хабаровск, Новосибирск… Знаете, я удивлялся тому, что классы были полны, у ребят горели глаза, они хотят развиваться, учиться, поступать к нам. Молодые музыканты сегодня быстро прогрессируют. Игра на русских народных инструментах – это сейчас, на мой взгляд, самый динамично развивающийся вид искусства.
Мы интегрируемся, мы развиваемся. Фестиваль баянистов этому доказательство.
Олег ЗЛОБИН
Фото Петр Колчин, РОСМИПРЕСС