Это рассказ о том, как детская мечта о дальних странствиях и поиске затонувших кораблей становится реальностью уже в зрелом возрасте настоящих искателей приключений
Кто из нас не читал в юности приключенческую, полную драматизма книгу «Два капитана» Вениамина Каверина и не представлял себя в роли главного героя – Сани Григорьева, повторяющего девиз: «Бороться и искать, найти и не сдаваться»? Считается, что прототипом каверинского отважного капитана Татаринова является знаменитый уроженец Орла, исследователь Арктики и мореплаватель Владимир Русанов. Именно он открыл на архипелаге Шпицберген и закрепил за Россией гигантские месторождения каменного угля.
Его яркая жизнь оборвалась предположительно в 1913 году при невыясненных обстоятельствах, когда он совершал поход на корабле по тогда еще малоизвестному Северному морскому пути, намереваясь пройти его за одну навигацию.
И вот спустя более 100 лет его земляки, увлеченные подводным плаванием, вновь мечтают отправиться на Север, в Карское море, чтобы на этот раз попытаться отыскать затонувшее судно «Геркулес», с которым пропал бесстрашный капитан и вся его команда из 14 человек.
На арктической широте
Орловский клуб подводного плавания «Диво» существует с 2003 года. За годы работы здесь обучились и получили сертификаты дайверов более 400 человек. Единомышленники путешествуют по морям и океанам в разных странах: от Вьетнама и Мальдив до Кубы и Мексики. В России тоже организуют поездки за впечатлениями: на Байкал, Камчатку, Черное и Баренцево моря.
Северное и холодное Баренцево море, температура воды которого летом поднимается чуть выше 4 градусов, влечет подводников своей необычной флорой и фауной. Здесь чистая и прозрачная вода, а на глубине можно увидеть морских ежей и звезды, камчатского краба, водоросли – ламинарию, более известную как морская капуста. В апреле организуются поездки, совмещенные с захватывающей рыбалкой на треску. Улов в это время года знатный, огромные рыбины с трудом вытягивают на палубу катера с помощью мощных спиннингов и гарпунов.
Но чтобы добраться до этой красоты, путешественники преодолевают многокилометровые расстояния, а бездорожье Русского Севера – на снегоходах.
Несколько лет назад члены клуба выбрали для себя место базирования – турбазу в Дальних Зеленцах. Это поселок на Кольском полуострове, расположенный прямо на берегу Баренцева моря, где кроме метеостанции, военных и базы для дайвинга почти ничего и нет. Когда-то здесь находился морской биологический институт, занимавшийся разведением дальневосточного краба и изучением ламинарии, но после его переезда в Мурманск поселок пришел в запустение. Он находится в 37 км от Териберки, в одночасье ставшей известной после выхода фильма «Левиафан». Запустение вокруг и полуразрушенные некогда жилые дома, молчаливо стоящие среди зеленых сопок как напоминание о рухнувшей советской власти, навевают тоску. Но море и суровые испытания тянут сюда как магнит все новых и новых искателей приключений, ведь жизнь продолжается.
Арендованный катер выходит с группой аквалангистов в море. Подводники облачаются в сухие гидрокостюмы, надевают теплую поддевку. В среднем погружение длится от 30 до 40 минут. За день в среднем можно совершить два спуска под воду и увидеть то, ради чего сюда едут со всей страны.
Шестидневный тур обходится в сумму около 60 тысяч рублей. Сюда входят перелет из Москвы в Мурманск, трансфер из аэропорта, снегоходы, проживание на турбазе. Снять двухместный номер стоит 6–7 тысяч рублей в сутки с питанием.
Находка на Ладоге
Идея отправиться в Карское море на поиски судна «Геркулес» давно не дает покоя членам клуба «Диво» и его руководителю Сергею Куликову. Для этого они берут в аренду специальное оборудование для подводного поиска – гидролокатор бокового обзора. А чтобы опробовать его в условиях, приближенных к суровым арктическим широтам, группа орловских и воронежских энтузиастов в 2017 году отправилась в Карелию на Ладожское озеро.
Глубина озера, также называемого Ладогой, местами достигает 300 метров. Это крупнейшее пресноводное озеро в Европе длиной более 200 км, а шириной около 100 км. Здесь часто резко меняется погода и нередки случаи, когда при солнечной тихой погоде вдруг начинается шквалистый ветер и сильный шторм, а волны иногда достигают шести метров.
– Самый большой шторм, в который я здесь попадал, – когда волны были высотой пять метров, – говорит капитан экспедиционного судна «Одиссей-2» Михаил Чупин.
– Это было в 1993 году, с Валаама мы шли на Онегу в Петрозаводск. И вдруг внезапно начался шторм. Вода пресная, поэтому разгоняется моментально.
Пятиметровая волна на Ладоге – просто забор, который ты должен как-то или проткнуть, или через него перепрыгнуть. И если прыгаешь через этот забор час, два, три – это сильно утомляет.
Все, кто был тогда на борту водолазного бота, говорили, что ничего подобного в жизни не испытывали.
А ребята, можно сказать, весь мир объездили, много повидали. Надо просто к Ладоге относиться с уважением и понимать, где ты находишься, и тогда все будет хорошо.
Кстати, именно капитан Чупин рассказал дайверам про пароход «Валамон Луостари», который затонул на озере во время советско-финской войны 1939–1940 годов, но найти его так и не смогли. Ребята загорелись идеей его разыскать.
И вот, испытывая свое новое оборудование, водолазы, можно сказать, случайно, обнаружили на дне Ладоги судно, когда-то принадлежащее Валаамскому монастырю.
Монастырский корабль
История этого парохода незаурядная. В 1931 году Валаамский монастырь приобрел транспортное судно «Кжель», которое в то время обслуживало пассажирские перевозки и курсировало по всему побережью. Судно было построено в Швеции в 1862 году. Корабль был в отличном состоянии, и весной 1931 года уже под новым именем Valamon Luostari («Валаамский монастырь») стал обслуживать маршрут Валаам – Лахденпохья. Во время советско-финской войны пароход мобилизовали в состав транспортного отряда финской военной флотилии.
22 января 1940 года «Валамон Луостари» в результате атаки советских бомбардировщиков был затоплен в Никоновской бухте на глубине 7–9 метров. Он стал единственной на Ладожском озере боевой потерей флотов с обеих сторон. Никто из экипажа не погиб, из корабельного имущества удалось спасти только бортовой журнал.
– У монастыря финны несколько пароходов тогда забрали. По сути, это и была вся Ладожская флотилия. Но неизвестной судьба оставалась только у «Валамон Луостари». И нам захотелось его найти.
Тем более поисковое оборудование есть. Старались, но тщетно. Решили уже, что это просто местные байки, – вспоминает руководитель клуба Сергей Куликов.
Но в последний день экспедиции удача все-таки улыбнулась группе.
Тренировочные погружения на Ладоге были уже закончены, и команда готовилась к обратному переходу. Накануне решили запастись провиантом, и компания дайверов отправилась на лодке в ближайшее сельпо на причале. Кстати, именно там продается знаменитая копченая форель, которую выращивают и по особому рецепту готовят монахи Валаамского монастыря.
– Мы уже возвращались на судно, – вспоминает дайвер Николай Логвинов, – в Большой Никоновской бухте Валаамского архипелага решили еще раз поработать с гидролокатором бокового обзора. Включили – и на приборе увидели очертание какого-то объекта. Мы так и замерли от восторга. Неужели нашли? Но что именно?
На следующее утро нужно было уезжать, но дайверы решили осмотреть находку. Один из участников экспедиции, Александр Архипов, вспоминает: «Мы туда нырнули – и вот он, красавец, стоит на ровном киле. Просто не верилось».
Спустя два года команда вновь отправилась к месту своей долгожданной находки. За время подготовки дайверы собрали всю информацию не только об этом судне, но обо всех пароходах, которые могли оказаться на дне Ладоги. Изучив судно уже более детально, они убедились, что это именно «Валамон Луостари», сделали съемку под водой.
А в этом году – новая поездка. На этот раз водолазы обнаружили в трюме корабля необычную находку – несколько бутылок с молоком.
Отдали его в Роспотребнадзор, а там определили даже жирность продукта – 4,6%. Пролежавшее на дне более 80 лет, сейчас оно стало экспонатом музея Валаамского монастыря.
Мечты сбываются
– Каждый дайвер мечтает найти затонувший корабль. Непередаваемое ощущение, внутренний восторг, не каждому это дано. Слава Богу, что есть такая возможность прикоснуться к истории! – говорит руководитель клуба Сергей Куликов.
Он и его ребята все еще надеются отправиться в Карское море на поиски знаменитого «Геркулеса», чтобы найти хоть какие-то следы или фрагменты корабля, которые смогли бы приблизить исследователей к разгадке тайны гибели одного из самых смелых открывателей наших северных земель и морских путей – Владимира Русанова и его команды.
Михаил Антонов, Галина Дистерло