SPA в России – вовсе не «чужестранка»

11.05.2011 | Sanita per aquas

Еще лет десять назад слово SPA было для россиян экзотикой. Сегодня этой аббревиатурой (которую, впрочем, продолжают толковать по-разному) пестрят все глянцевые издания. Россия переживает настоящий SPA-бум.

Несмотря на отсутствие единых стандартов и относительную малодоступность SPA-услуг, сегодня можно говорить о полноценном развивающемся рынке SPA в России. Емкость его по сравнению с большинством развитых стран невелика, однако на нем присутствуют почти все основные категории SPA с присущей им национальной спецификой.

Если рассматривать SPA-культуру как систему оздоровления организма, основанную на холистической (то есть целостной) концепции, то выяснится, что она нам вовсе «не чужая» – такая культура существовала в России испокон веков. Чего только стоит русская баня с ее вековыми традициями самых разнообразных видов парения! А некогда всем доступное и привычное санаторно-курортное лечение, включающее весь спектр гидротерапевтических процедур (из которых, собственно, и выросла концепция современных SPA)! Существовавшая в советский период система реабилитации позволяла обычным гражданам регулярно посещать всевозможные здравницы и грязелечебницы, расположенные не только на морских курортах, но и в заповедных местах, у горных источников, природных ключей. Отечественная курортология не только не уступала зарубежным системам профилактики и реабилитации, но и во многом превосходила их за счет доступности богатейших природных ресурсов, высокого уровня квалификации медицинского персонала и серьезной научно-практической базы.

Однако SPA в современном виде – это не только водолечение и натуропатические процедуры. Международным профессиональным сообществом принято, что одна из важных составляющих SPA – это высокий уровень обслуживания. SPA – это место, где человек может не только полноценно отдохнуть, расслабиться и восстановить физическую форму. Современные SPA предлагают своим клиентам разнообразные способы достижения душевного равновесия. Для этого наряду с созданием обстановки повышенной комфортности профессионалы SPA окружают своих клиентов индивидуальным вниманием и заботой.

Холистический подход к человеку, воздействие на все органы чувств позволяют заметно усиливать результативность процедур. Не удивительно поэтому, что квалификационные и личностные требования, предъявляемые к персоналу SPA, высоки и сопоставимы разве что с профессиональными характеристиками психологов и педагогов. Приходится признать, что именно сервисная составляющая была в нашей стране слабым звеном как в области медицины, так и в сфере бытового обслуживания, из которой вышло большинство нынешних сотрудников российских SPA.

Первыми российскими SPA – в связи со стихийным формированием спроса и предложения на подобные услуги – оказались фешенебельные салоны в крупных городах, которые были смело именованы «дей-SPA» (в русской трактовке – городские курорты одного дня). Роскошная отделка, эклектичный и вычурный интерьер, дорогое оборудование – были очевидны огромные вложения «первопроходцев» российского SPA-бизнеса, создававших свои проекты прежде всего на основе личных впечатлений от посещения зарубежных SPA. Разумеется, такие заведения были рассчитаны на состоятельных клиентов, ведь стоимость предлагаемых услуг не могла быть низкой.

Реализованное таким образом субъективное представление о сути SPA не могло не сформировать соответствующего общественного мнения.

И сегодня можно услышать (или прочитать), что SPA – это модная игрушка для богатых или наценка к туристической путевке. И хотя наиболее образованных и мотивированных соотечественников уже не привлекают гламурный декор или обещания «тотального омоложения» некоторых заведений, называющих себя SPA, разговоры об общедоступности SPA-услуг пока ведутся лишь в контексте модернизации русских бань и санаториев.

Кстати говоря, именно бани и санатории имеют в России ряд преимуществ перед «классической» моделью SPA. Первые стандартизированы, поэтому введение в банный сервис дополнительных SPA-процедур не требует больших усилий.

Санаторно-курортные учреждения, относящиеся по своей ведомственной принадлежности к системе здравоохранения, работают в рамках медицинского лицензирования, имея для этого все необходимое. Вопрос лишь в том, становятся ли они автоматически столь же привлекательными для клиентов, как бесконечно разнообразные по форме и содержанию австрийские, ирландские или, например, индонезийские SPA? Вопрос этот, увы, пока остается риторическим… Отсутствие в России отдельных немедицинских стандартов SPA-услуг, с одной стороны, тормозит развитие рынка, а с другой – привносит в действующие и новые проекты SPA позитивную специфику. Обязательность медицинского образования для персонала SPA, например, гарантирует клиентам надежность за счет более глубокого подхода к выбору SPA-методик и составлению SPA-программ.

Тем более что на нашем рынке наиболее востребованными до сих пор остаются целевые программы, то есть программы, нацеленные на получение конкретных результатов – похудение, antiage, отказ от вредных привычек и т. п.

За прошедшее десятилетие (примерный возраст российского SPAбизнеса) в крупных российских городах открылось значительное – хотя и несопоставимое с европейскими странами – число дей-SPA, а многие салоны красоты сегмента «бизнес» и «премиум» предлагают сегодня SPAуслуги и процедуры. Салонов красоты с элементами SPA сегодня в Москве не меньше (если не больше), чем SPA как таковых.

Следующей по численности в России (и иногда лидирующей по уровню стандарта) является категория «клубных SPA». Практически все ведущие сети столичных фитнес-клубов интегрировали в свою структуру SPA-салоны, что позволяет некоторым из них – не без основания – называться wellnessклубами. Уникальным явлением стало создание крупнейшей сетью фитнесклубов («Планета фитнес») собственного бренда SPA «Восточный экспресс».

На московском рынке SPA имеется ряд успешных проектов, которые изначально создавались как wellness-клубы, – например, «Венеция» и Else Club.

По мере формирования у россиян таких ценностей, как собственное здоровье, качество жизни, профилактика старения и активное долголетие, на российском рынке красоты и здоровья появляется немало заведений, подпадающих под категорию «медицинские SPA». Именно такой статус могут по праву «присвоить» себе модернизированные санаторно-курортные учреждения, которым удалось поднять на международный уровень гостеприимство (как отдельное направление бизнеса – hospitality) и SPA-сервис. Радует, что лидеры этого направления находятся в ряде случаев в настоящей российской глубинке: SPA-отель «Карелия» – в Петрозаводске, SPA-отель «Плаза» – в Кисловодске и SPA-отель «Большие Соли» в Ярославской области.

Развитие гостинично-курортного бизнеса в России и строительство современных городских и загородных отелей стимулировали появление в нашей стране категории отельных SPA. До недавнего времени этот процесс сильно тормозился в связи с большой долей скепсиса прежде всего зарубежных операторов. Основания для таких сомнений действительно были.

Большинство российских граждан, прекрасно чувствующих себя в пятизвездочных отелях Турции и Египта, не стремились к посещению аналогичных отелей, например в Москве.

Поэтому основной клиентурой SPA в столичных отелях могли быть лишь проживающие в них гости, для которых SPA – далеко не первый пункт в списке российских достопримечательностей.

Между тем стандарты гостиничного сервиса «пять звезд» во всем мире сегодня подразумевают безусловное наличие в отеле SPA. Гостиничнокурортные SPA на сегодняшний день демонстрируют показатели самого стремительного роста. И ведущие международные операторы уже не обсуждают рентабельность SPA в отелях.

Это такой же обязательный элемент, как цветочная композиция на рецепции или халат в номере.

Лучшие отельные SPA в России – это пока так называемые брендовые SPA, завоевавшие признание во всем мире, – ESPA (первый проект – в столичном отеле Ritz-Carlton) и Mandara SPA в московском же Lotte Hotel.

На фоне этих безусловных лидеров мировой SPA-индустрии не могут не впечатлять успех и достаточно высокий стандарт отечественных бизнесмоделей – в частности, подмосковных SPA-отелей Foresta Tropicana, «Артурс», «Гелиопарк» и других.

Новые «камерные» отели (бутикотели) России проявляют активный интерес к организации хотя бы небольшой SPA-зоны, которая может стать дополнительным фактором привлечения клиентуры.

Мощным импульсом развития гостинично-курортных SPA стали предстоящие Олимпийские игры в Сочи в 2014 году. Стремительное развитие в регионе получила индустрия гостеприимства, а вместе с ней – и SPAиндустрия. Черноморское побережье в ближайшие годы имеет шанс заслуженно приобрести статус международного курорта. И хотя инфраструктура Черноморского побережья Северного Кавказа и уровень hospitality оставляют пока желать лучшего, ряд уже реализованных проектов – Гранд-отель и SPA «Родина» (Сочи), SPA-отель «Заполярье» (Сочи), SPA-комплекс «Баня Лэнд» (Красная Поляна) и другие – вполне соответствуют международным стандартам.

Учитывая разнообразие и богатство природных ресурсов России, наличие в нашей стране уникальных климатических и заповедных зон, можно предположить, что вслед за развитием SPA- и wellness-туризма на территории России будет активно развиваться сегмент SPA-отелей. Охватившая весь мир «зеленая революция», трансформация сознания людей в сторону потребления натуральных органических продуктов, энергосберегающих технологий и безопасных строительных материалов с целью защиты среды собственного обитания неизбежно распространяются и в Россию. Проекты создания экокурортов в России – не утопия, а впечатляющая размахом реальность. Эко-SPA-комплексы на Алтае и в Башкирии уже готовы принять новое поколение туристов.

Российские санатории и дома отдыха, пережив серьезный кризис и практически лишившись государственной поддержки, сохранили при этом мощную научно-практическую базу, имеют сегодня единственный путь к возрождению, а именно – развитие в направлении современной концепции SPA и wellness.

Есть все основания предполагать, что Россия как страна с богатейшими природными ресурсами, большим и разнообразным этническим наследием, а также с четкими медицинскими традициями в недалеком будущем предъявит миру самобытные, уникальные SPA-модели, что позволит нашей стране выйти в число лидеров мировой индустрии SPA и wellness.

Елена Богачева , Юлия Долгова.

Елена Богачева

Президент Международного совета по развитию индустрии SPA и wellness. Генеральный директор консалтинговой компании SPA priori.

Член Международной ассоциации SPA (ISPA).

Участник Всемирного саммита SPA (Global Spa Summit) 2009—2010 гг.

Автор книги «СПАмания — диагноз века», колумнист журнала «Империя красоты и здоровья».

Юлия Долгова

Исполнительный директор Международного cовета по развитию SPA и wellness, соучредитель и директор ООО «Академия SPA-технологий » (Казахстан).

Автор, организатор и руководитель оргкомитета Открытого конкурса специалистов в области SPA в Казахстане.



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest