В этом номере «Отдыха в России», выходящем накануне туристского форума в Архангельске, планировалось большое интервью с руководителем Ростуризма Анатолием Ивановичем Ярочкиным. Ведь идея организации этого форума зародилась именно с его легкой руки, да и сам Анатолий Иванович – несмотря на тяжелый недуг – очень хотел побывать в столице Поморья. Но ровно за месяц до им же обозначенной даты архангельского события случилось непоправимое – Анатолия Ивановича не стало.
В такое совершенно невозможно было поверить, а уж принять… «Когда тебя совсем не будет, – писал поэт Михаил Дудин, – и время память запрядет, пусть о тебе промолвят люди: «Он вышел, он сейчас придет». Сотрудники Ростуризма, коллеги Анатолия Ивановича все эти месяцы его тихой и мужественной борьбы с болезнью жили одной мыслью и не сомневались: он скоро придет. Улыбнется, как прежде, и спросит: «Ну как вы тут, без меня?» Сотрудницы отдела региональной координации даже подумывали о том, чтобы предложить всем коллегам написать к его возвращению слова поддержки в большую тетрадь.
И вот лежит теперь вместо тетради на столике в приемной Ростуризма большая книга – прообраз книги воспоминаний об Анатолии Ярочкине, которая, я уверен, непременно должна появиться. А вместо интервью в журнале «Отдых в России» – этот небольшой опыт воспоминания о его яркой творческой личности…
К слову, Анатолию Ивановичу очень нравилось это издание, целиком посвященное путешествиям по родной стране, и он был рад решению жюри Национальной туристской премии имени Ю. Сенкевича удостоить его в 2010 году звания лауреата.
А 24 сентября, на церемонии награждения в московском «Президентотеле», выяснилось, что Анатолий Ярочкин и издатель журнала Александр Крестников к тому же еще и земляки по Нижегородской области.
Впрочем, о происхождении главы Ростуризма особый рассказ…
Купеческого рода
Анатолий Иванович Ярочкин родился 3 марта 1954 года в Москве. Но корни его по материнской линии идут из города Павлово. Город расположен на правом берегу реки Оки, на Перемиловских горах, в 79 км от Нижнего Новгорода.
В Павлово сохранился дом, построенный 1870-м году купцом Василием Устиновичем Пестряковым – прадедом Анатолия Ивановича Ярочкина.
В этом доме родилась его мама, Евгения Александровна, здесь она и жила вместе с бабушкой Анатолия Ивановича до переезда в Москву в 1931 году.
«Это типичный купеческий дом с каменным низом и деревянным верхом, с уникальной деревянной резьбой и наличниками», – рассказывал он.
Весной 2007 года на этом красивом старинном особняке в память о развитии павловского купечества и в честь одного из успешных предпринимателей XIX века была установлена памятная табличка. По такому случаю Анатолия Ивановича тогда пригласило руководство Министерства поддержки и развития малого предпринимательства Нижегородской области.
В тот приезд Анатолий Иванович передал в дар Историко-краеведческому музею Павловского района ряд вещей, принадлежавших семье прадеда: столовые приборы, скатерти, салфетки, одежду и старинные фотографии. А глава Павловского района Нижегородской области в знак благодарности вручил гостю традиционный подарок – нож, изготовленный известным павловским мастером.
По России – с любовью
О том, что Анатолий Иванович Ярочкин даже самым заманчивым зарубежным поездкам предпочитал знакомство с российской глубинкой, знали все. И некоторые до сих пор удивляются, почему человек, получивший прекрасное языковое образование – сначала в спецшколе с углубленным изучением испанского языка, а затем на переводческом факультете Московского государственного педагогического института иностранных языков имени Мориса Тореза, – наибольшее удовольствие получал от путешествий по России – вояжей в Псков и Суздаль, Великий Новгород и Тобольск… Кстати, именно с подачи Анатолия Ивановича всероссийские форумы по культурнопознавательному туризму, как и многие другие мероприятия под эгидой Ростуризма, стали проводиться в региональных туристских центрах.
Символично, что и первое совещание по туризму, под председательством президента страны, прошло в начале августа 2008 года в Угличе – маленьком, но весьма продвинутом в туристском смысле городке на Волге.
А вскоре Анатолий Ярочкин был назначен руководителем Федерального агентства по туризму.
Следующая конференция по культурнопознавательному туризму состоится тоже именно в Угличе. И было бы вполне логично, на мой взгляд, присвоить ей имя почившего главы Ростуризма, а кроме того, повысить статус до международного и вернуться, начиная с 2012 года, к ежегодному формату проведения этих форумов.
Туризм с акцентом на познание истории и культуры был наиболее близок и дорог ему. Эта тема красной нитью проходила во время всех публичных выступлений Анатолия Ивановича. В том числе и на последней его пресс-конференции в «Комсомольской правде», состоявшейся 2 ноября 2010 года. Отвечая на вопрос о том, кого из иностранцев надо считать туристами, он со свойственным ему остроумием заметил: «Нам давно пора считать туристами всех, кто к нам приехал. Кто останавливается в отеле, кушает в кафе, покупает сувениры и, конечно, непременно сходит в Третьяковку погрустить у картины Пукирева «Неравный брак»! Анатолий Иванович был не просто прекрасным – феноменальным и энциклопедически просвещенным знатоком русской литературы и искусства. А как неподражаемо он декламировал на память целые произведения любимых Чехова и Гоголя, разыгрывая их в лицах! Мне лишь однажды довелось стать зрителем этого потрясающего театра одного актера – в купе поезда «Горький – Москва». Те семь удивительных часов пути я запомню на всю жизнь. Когда поезд уже въезжал в Москву и Анатолий Иванович закончил, я спросил его: – Как вы это все запоминаете? – Само запоминается – я ведь минимум раз в год всего Чехова с Гоголем обязательно перечитываю, – ответил он так, будто речь шла о привычке чистить зубы каждый день… А еще он очень любил саму дорогу, связанные с ней ощущения и переживания. В этой связи вспоминается эпизод из его нижегородской поездки. Вечером, сразу после приезда Анатолия Ивановича в Нижний, руководитель профильного областного министерства Василий Казаков за поздним ужином стал рассказывать о планах строительства скоростной железной дороги: – Представляете, скоро вы будете не 7 часов до нас добираться, а всего 2-3! – А зачем так быстро? – улыбнулся Анатолий Иванович. – Нет, так быстро не надо. Вот мы сейчас душевно ехали, прекрасно пообщались на разные интересные темы. Русская культура – это культура дороги. На ней вся наша великая литература выросла! И категорически ему не нравилось коверкание русской речи, чужеродность, а порой и неуместность засоряющих ее иноязычных терминов.
Вспоминается характерный случай в дни форума в Великом Новгороде. Анатолий Иванович ведет заседание «круглого стола» и вдруг с задних рядов звучит реплика одной дамы из научноакадемических кругов: дескать, в прошлом году такой-то город посетило столько-то рекреантов… Надо было видеть его возмущение! Он тут же прервал выступавшую: – Как вы сказали – рекреантов?! Вот потому-то и возникают у нас проблемы со статистикой, раз мы не туристов с путешественниками считаем, а рекреантов! Особо подкупало в его многогранной личности то, что при всей своей глубочайшей любви к России и всему русскому, ему были совершенно чужды малейшие проявления ксенофобии и квасного патриотизма. Блестящий испанист, он вдохновенно исполнял на банкетах «Бессаме мучо». Превосходным баритоном, артистично, поиспански темпераментно и по-русски проникновенно.
Душа любого застолья и неподражаемый ведущий любого мероприятия, независимо от статуса и состава участников. Чувство юмора у Анатолия Ивановича было безупречным, как и быстрота реакции. Прозвища, которые он мгновенно присваивал отдельным «персонажам», поражали точностью и сочностью. Но это саркастическое гоголевское начало великолепно уравновешивалось в нем чеховской мудростью и деликатностью.
Он был действительно очень русским – в самом высоком и глубоком смысле этого слова!
Национальное достояние
Когда такие люди уходят, многое в обстоятельствах их жизни начинает представляться в ином свете, обретая определенную знаковость. Такой знак видится мне и в том, что изначально Анатолий Иванович играл ключевую роль в работе по организации Национальной туристской премии им. Ю. Сенкевича, неизменно возглавляя ее Экспертный совет. Нелегкое это дело – определять лучших из лучших и потом устраивать по случаю вручения им наград большой и хороший праздник.
Ему всегда это удавалось – иногда на грани предынфарктного состояния от гипертрофированного чувства ответственности, также свойственного Ярочкину. Наверное, и поэтому еще он, увы, чересчур много курил.
Но зато как искренне, почти подетски радовался, когда лауреатами становились по-настоящему достойные люди, начинания и проекты. Обожал вручать памятные знаки и оказывать всем знаки внимания – он был исключительно воспитанным, внимательным и заботливым человеком.
Мог, например, подойти и по-отечески поправить галстук. Сам Анатолий Иванович выглядел всегда безупречно, хотя был напрочь лишен какой-бы то ни было чиновничьей пафосности и чопорности.
У тех, кто лично не знал безвременно ушедшего руководителя Ростуризма, может возникнуть серьезное подозрение в моей необъктивности – уж слишком идеальной предстает его личность. Нет, конечно же, и Анатолию Ивановичу были присущи недостатки, но в том-то и дело, что они были продолжением его достоинств! Например, его мягкостью и великодушием некоторые откровенно пользовались, а свойственная ему поразительная толерантность, о которой упомянул на гражданской панихиде его бывший начальник и давний друг Владимир Стржалковский, имела такую же оборотную сторону. Однако при этом все равно возникало ощущение какой-то его надмирности и снисходительности к людям. Он как будто все время был выше нас всех, даже если и не превосходил кого-то ростом. Выше междоусобных трений и суеты.
Спокойный и рассудительный, умеющий держать паузу. Но при этом остро чувствующий несправедливость и эмоционально на нее отзывающийся. Не мудрено, что сердце его так быстро износилось. И вот почему больше всего он любил отдыхать у себя на даче, которую в силу занятости так, кажется, и не успел толком довести до ума. Однажды я спросил его о самом любимом времени суток. «Раннее утро! – тут же ответил Анатолий Иванович. – Когда все домашние еще спят.
Можно послушать птиц, что-нибудь поделать не спеша по хозяйству или посмотреть старые советские фильмы».
Он и покинул этот мир ранним утром, тихо и неожиданно для всех нас.
«Это был не просто руководитель, олицетворявший перед всем миром российский туризм, – сказал на панихиде Владимир Канторович, еще один близкий друг и коллега Анатолия Ивановича. – Это был, если угодно, наш самый настоящий туристический бренд!» Воистину, такие люди – наше национальное духовное достояние. При этом не имеет значения, был Анатолий Иванович религиозным человеком или нет. Господь призвал его в первый день Пасхальной недели, и этот день был необыкновенно солнечным. Значит, и наша печаль об Анатолии Ивановиче Ярочкине должна быть светла.
Светлая и вечная ему память!
Олег Мосеев, руководитель пресс-службы Ростуризма