Археологи подтвердили непрерывное развитие города на протяжение 10 столетий
Историк, участник Рыбинской археологической экспедиции Леонид Иванов рассказал, что означает письмо РАН о возрасте Рыбинска.
Споры о возрасте второго по величине города Ярославской области идут много лет. Естественно, патриоты города хотят «удревнить» дату основания. Письмо президента РАН — серьезный аргумент. Но ставит ли он точку? Ведь напрямую в нем не говорится, что 1071 год можно считать годом основания. Или все же говорится?
В России давно принято, что дата основания населенного пункта отсчитывается по первому упоминанию его или его предшественника в письменных источниках. Впрочем, бывали и исключения. Например, 1500 лет Киеву в отсутствие письменных источников праздновали на основании данных археологов. 1000-летие, которое праздновал Ярославль девять лет назад, основано на литературно-исторических сочинениях конца XVII—XVIII веков. А первое упоминание города в «Повести временных лет» датировано лишь 1071-м годом. В том же летописном рассказе, кстати, упоминается и предшественница Рыбинска — Усть-Шексна. Археологические исследования на территории Рыбинска позволили подтвердить (и это подчеркивается в письме Президента РАН), существование здесь крупного поселения, возникшего не позднее начала XI века. Это был торгово-административный центр с весьма зажиточным населением. В ходе многолетних раскопок в непотревоженном слое были найдены, в частности, два клада арабских серебряных монет конца X века. Эти артефакты древнее, чем найденные при раскопках в Ярославле, их возраст старше летописного упоминания Усть-Шексны почти на целый век.
Известно, что дату основания Ярославля «подтягивали» под 950-летие города еще в советское время. В Рыбинске, если принимать 1071 год, 950-летие тоже на носу…
Привязка событий 1071 года к месту впадения Шексны в Волгу не нова. Она впервые была предложена на рубеже 20-х — 30-х годов прошлого столетия знаменитым краеведом — исследователем и председателем Рыбинского научного общества Алексеем Золотаревым. Он же первый предположил преемственность двух поселений — Усть-Шексны и Рыбной слободы, и непрерывность жизни людей на территории Рыбинска. Так что гипотезу нашего великого земляка можно считать окончательно подтвержденной.
Российская академия наук раньше отвечала отказом на подобные письма. Что изменило позицию?
В начале нулевых, действительно, приходили письма, написанные в иной тональности. Позицию Академии изменило, во-первых, накопление материалов археологических исследований. При участии специалистов Института археологии РАН исследовались обнаруженные клады арабского серебра, выполнялся анализ и расшифровка вислых печатей, которыми скреплялись грамоты, определялся возраст спиленных для постройки изб деревьев. Поэтому на смену тезисам типа «нельзя судить о времени возникновения целого поселения по возрасту одного найденного бревна» пришли более объективные оценки.
В том, что Усть-Шексна была крупным поселением, в результате раскопок уже никто не сомневается. Но можно ли считать ее именно городом? Понятно, что люди много тысяч лет селятся примерно на тех же местах, но никто не считает историю города от стоянки каменного века.
В российской науке давно сформировался перечень материальных признаков древнерусского города — и это не только стены, башни или валы со рвами. При раскопках Усть-Шексны были обнаружены и усадебно-дворовая застройка, и идущие параллельно реке Шексне улицы. Уникальной находкой стал кузнечно-металлургический комплекс — последняя оружейная мастерская русских войск, готовившихся выступать на битву с ордынцами на Сити. Кроме кузниц и металлургических печей, были раскопаны остатки ювелирных мастерских. Доказательством административных функций Усть-Шексны стали многочисленные находки вислых печатей, включая печать одного из героев «Слова о полку Игореве» князя Давыда Святославича, печать суздальского князя Юрия Долгорукого, печать греческого церковного иерарха и многие другие. Список этот можно продолжать, но лучше просто посмотреть своими глазами на многочисленные находки, экспонирующиеся в Рыбинском музее-заповеднике.
Но Рыбинск — на правом берегу Волги, а Усть-Шескна — на левом. Может, это два разных поселения, не связанных между собой?
Сейчас нам стала более понятной преемственность поселений — Усть-Шексны на левом берегу Волги и появившейся в конце XV века Рыбной слободы — на правом берегу Волги. Лучшим доказательством связи двух поселений является долгое бытование «двойного наименования» Рыбной слободы в шестнадцатом столетии. Например, царь Иван Грозный, первый из русских властителей посетивший ее, ехал из Кирилло-Белозерского монастыря в 1553-м году «на Усть Шексны на Рыбную», и только затем — в Ярославль. «Двойное» название могло быть принесено только жителями левобережья, переселившимися на правый берег и записавшихся в рыбные ловцы великокняжеской слободы. Этому переселению способствовала передача рыбных ловлей по Шексне правобережной слободе. Археологам удалось выявить взрывной рост территории Рыбной слободы в начале XVI века с одновременным резким сокращением площади Усть-Шексны в этот же период. В 1526-м году Рыбная слобода впервые оказывается на одной из карт Московского государства, составлявшихся в то время иностранцами. Таким образом, одно поселение является преемником второго — и предшественником современного города Рыбинска, подчеркивается в письме Президента РАН.
Получается, что в 2021-м году Рыбинск может отпраздновать свое 950-летие?
Именно так. До юбилейной даты еще два года, и было бы правильно начинать готовиться к ней заранее. Конечно, вряд ли в нынешнее непростое время можно рассчитывать на масштаб подготовки, аналогичный тысячелетию Ярославля или Казани. Но сама юбилейная дата второго города Ярославской области заслуживает как внимания регионального правительства, так и участия в федеральных проектах. Можно многое успеть привести в порядок, чтобы сделать город Рыбинск более комфортным для его жителей и интересным для его гостей