Интервью с Тарасом Кобищановым, гендиректором холдинга «Русский Экспресс».
Больше 100 человеко-лет работы программистов вложил «Русский Экспресс» в создание системы динамического пакетирования, чтобы турагентства могли за секунды формировать самый выгодный по цене тур в любую точку мира. В интервью с гендиректором «Русского Экспресса» Тарасом Кобищановым читайте, как система работает и в чем ее уникальность.
Тарас, начну с провокационного вопроса: почему вы так уверены, что динамическое пакетирование будет востребовано агентствами? Ведь основу продаж составляют пакетные туры, заранее рассчитанные операторами.
Безусловно, пакетные туры по массовым направлениям – это основа агентских продаж, хлеб насущный. Но одним хлебом сыт не будешь. Тем более сейчас, когда перед агентствами нависли две угрозы. Я не об общей экономической ситуации в стране, а о том, что происходит в нашей отрасли.
Первая угроза – это начавшееся несколько лет назад давление на розницу со стороны операторов. Это и снижение агентской комиссии, и развитие прямых продаж. Причем некоторые операторы не гнушаются давать туристам скидку, сопоставимую с агентским вознаграждением. Итог – доход агентств за последние годы упал вдвое.
Вторая опасность – уход значительной части клиентов в прямое бронирование: на сайты авиакомпаний и отелей, в различные агрегаторы, включая пресловутый «Букинг». Для многих туристов это превратилось в хобби, и агентствам надо противопоставить этому сильные аргументы.
Да, так и есть! На рынке рушатся устои – вот одна из причин, почему туроператоры внедряют новые технологии. И вы считаете, что ваша система станет таким аргументом?
Одним из… Конечно, для туриста агент является и экспертом, и доверенным лицом, а зачастую – и психотерапевтом. Но всё же от цены и удобства никуда не деться. Наше решение позволяет агентству практически мгновенно сформировать по максимально выгодным ценам комплекс услуг из авиаперевозки, размещения, трансфера и страховки. Ни один «Букинг» этого не сделает.
Насколько мгновенно?
Видите на главной странице online-express.ru кнопку «Туры»? Нажимаем – и за считанные секунды в пару кликов формируем тур из любой точки России в любую точку мира.
Тема динамического пакетирования муссируется давно, и многие туроператоры рекламируют похожие инструменты. В чем преимущества вашей разработки?
Понятие «динамическое пакетирование» на нашем рынке искажено. Намеренно или случайно им называют три разных типа систем.
Первая – это актуализация цены заранее рассчитанного тура или его части, например, авиаперелета. По сути, это такое «недо-» или «псевдодинамическое» пакетирование. У нас, например, уже больше года на сайте действует так называемая «Красная кнопка», которая проверяет актуальную цену в GDS-системах. Минус этой модели очевиден – выбор вариантов ограничен заранее рассчитанными пакетами.
Во-вторых, динамическим пакетированием называют возможность самостоятельно составлять тур, бронируя его онлайн услуга за услугой. В «Онлайн Экспресс» агентства тоже давно пользуются таким конструктором туров, собирая его из перелета, проживания, трансферов, экскурсий, страховки. Это хорошая практика для профи, но у нее есть свои недостатки: довольно долгое время составления и часто более высокие цены. Если же агент берет проживание и перелет на разных ресурсах, то с точки зрения закона он становится нелегальным туроператором со всеми вытекающими неприятными последствиями.
И, наконец, третий тип – полноценное динамическое пакетирование, составление тура на лету из тысяч вариантов перелетов, отелей и трансферов. С этой недели он доступен агентам на сайте online-express.com.
За счет чего достигаются выгодные тарифы на продукт динамического пакетирования?
Прежде всего, за счет конфиденциальных цен от поставщиков.
Авиакомпании и отели, когда надо подхлестнуть продажи, готовы предоставлять очень выгодные прайсы, но только при условии, что они «зашиты» в пакет. Например, у перевозчиков скидки могут доходить до 25 % от минимальных тарифов. И что авиакомпании, что отели – все категорически запрещают показывать эти тарифы потребителям. Никто не хочет афишировать скидки и ломать классические каналы сбыта.
Далее. На данный момент в «Онлайн Экспресс» интегрировано 27 поставщиков, в их числе и глобальные Expedia или Hotelbeds, и локальные DMC. Есть и российские поставщики, например, «Академсервис» или АЛЕАН. На следующей неделе подключаем целую группу принимающих компаний Турции, Египта и других стран Средиземноморья, и общее число поставщиков превысит 40. К концу года доведем его до 60–70.
Зачем вам столько? Они же сплошь и рядом продают одни и те же отели?
Бывает и так. Но у каждого есть свои сильные позиции на тех или иных курортах и отелях.
Важно, что в итоге получает пользователь. Система проводит тарифный мониторинг поставщиков и выводит на верхние строчки турпакеты, в которые заложены авиабилеты, проживание и трансферы по самым выгодным на данный момент ценам.
Действительно, при таком числе поставщиков больше шансов найти лучшую цену. Но как агенту сориентироваться в этом многообразии?
Мы стремились сделать сложную систему простой для пользователя. Судя по отзывам агентов, которые ее тестировали, нам это удалось. На помощь агенту пришла интуитивно понятная система фильтров, позволяющая выбрать тур с учетом запросов клиента.
Например, при поиске отеля можно задать какие угодно критерии: тип питания, местоположение, наличие бассейна, теннисного корта, wi-fi и т. д., по 130 параметрам. Система рейтингует отели по отзывам гостей, причем на основе семантического анализа. Отображает, какая гостиница больше подходит семьям с детьми, парам, людям, путешествующим в одиночестве…
При подборе перевозки тоже не ошибетесь. Как хочет лететь клиент – максимально дешево? Или готов доплатить за комфорт? Задайте критерии поиска: с багажом – без багажа, только прямым рейсом или возможны стыковки, допустимы ли ночные пересадки и т. д.
Еще нюанс. Если клиент летит на отдых с пересадкой (или несколькими), система в рамках пакетированного тура оставляет ту перевозку, которая пишется одним билетом. Таким образом, авиакомпания несет ответственность за доставку пассажира в пункт назначения, даже если срывается стыковка рейсов, – например, по погодным условиям.
За внешней простотой и удобством системы стоит большой труд. Мы посчитали, что потрачено уже более 100 лет работы программистов. И останавливаться мы не собираемся: план развития расписан до 2021 года.
Насчет 100 человеко-лет вы, наверное, пошутили?
Нет, это реальные трудозатраты. С начала 2016 года мы провели полную модернизацию ресурса online-express.ru, IT-команда сейчас превышает 40 человек. Сделаны очень интересные разработки. Например, мы гордимся созданным нами движком по продаже авиабилетов, считаем, что он один из лучших на рынке.
Я начинаю понимать, на что ушли 100 человеко-лет…
Простота, высокая скорость, огромный ассортимент, удобные фильтры и многое другое – конкурентные преимущества нашей разработки.
Кроме того – безопасность. Все туры, сформированные посредством динамического пакетирования на online-express.ru, обеспечены финансовой гарантией. Это полноценный туроператорский продукт, и мы несем за него ответственность. Каждая продажа в системе динамического пакетирования сопровождается специалистами «Русского Экспресса», как и в классическом туроперейтинге.
Добавление динамического пакетирования к продаже обычных чартерных пакетов делает возможности любого турагента фактически безграничными. Он может мгновенно найти на полках своего магазина путешествий любой нужный туристу «товар», осуществить продажу и выдать документы на тур. И в итоге повысить свои доходы.
Кстати, о доходах. Какую предлагаете комиссию?
От 8 до 9,5 % со всей стоимости пакета. При подборе тура отображается цена нетто плюс комиссионное вознаграждение либо цена брутто, которую можно показать туристу. Пользователь сам выбирает подходящий режим.
Оплата происходит любыми удобными для турагентства способами. Нашим проверенным партнерам предоставляется кредитная линия от 50 000 до 500 000 руб., остальные могут либо внести депозит (при желании!), либо платить в установленные сроки.