Екатерина Шпица снялась в таких нашумевших лентах, как «Метро», «Куприн. Яма», «Поддубный», «Экипаж», «Ёлки 1914». О ней говорят как об актрисе с большим будущим. Но мало кто знает, что на пути к успеху молодой пермской девушке пришлось долго искать себя и много трудиться – работать танцовщицей в ночных клубах, вокалисткой, репетитором по английскому языку и хореографом.
Характеру этой миниатюрной девушки (ее рост всего 160 сантиметров и вес 45 килограммов) можно позавидовать. Оказавшись в Москве по воле случая, актриса сполна его проявила, заслужив зрительскую любовь, и признание в режиссерской среде.
– Екатерина, судя по всему, ваш характер получил хорошую закалку в условиях Крайнего Севера и вечной мерзлоты.
– Уж не знаю, закалился ли он настолько, как бы мне хотелось, но я действительно родилась в северном шахтерском городке Инте Республики Коми. И там прожила до 13 лет, пока наша семья не переехала на родину моей мамы – в Пермь.
– Полярное сияние, бескрайняя оленья тундра и сорокоградусные морозы успели врезаться в память?
– Конечно! А также шашлыки с родителями на природе, строительство снежных шалашей, совместные походы в баню, футбол на проселочной дороге – все это было у меня в жизни.
– Интересно, в детстве что-нибудь предвещало яркое актерское будущее?
– Теперь-то я понимаю, что явные предпосылки были. Мама вспоминала, что я еще в двухлетнем возрасте веселила их взрослую компанию забавными небылицами, которые сочиняла на ходу, а потом в красках рассказывала да еще в лицах изображала. Когда я ездила к бабушке на Украину, в село Стецовка Черкасской области, обожала петь частушки с соседками, участвовать в сельских праздниках. Я училась в экспериментальной французской школе, где мы помимо общеобразовательных предметов занимались изящными и иными искусствами. Там я играла главные роли в утренниках, всегда участвовала в конкурсах чтецов.
– Но после школы вы собирались стать юристом?
– Да, школу в Перми я закончила с золотой медалью, поступила на юридический факультет. Так и планировала: стану юристом в хорошей фирме, буду ездить в заграничные командировки, благо прекрасно владею иностранными языками. Потом, скорее всего, перебралась бы в Москву, наладила жизнь с каким-то земным, обеспеченным человеком. Все было бы стандартно, стабильно, спокойно. Но в какой-то момент поток ветра подхватил меня и понес в совершенно другую сторону. Я оказалась «унесенная ветром».
– Так с чего все началось?
– С того, что я победила на пермском конкурсе красоты. Благодаря этой победе познакомилась, а затем подружилась со столичным фотографом-скаутом крупных зарубежных модельных агентств Лешей Васильевым. Однажды, будучи в Москве проездом, я остановилась у Леши дома «на пару дней». А вскоре получила приглашение работать вокалисткой, хореографом и репетитором по английскому в продюсерской фирме известного композитора Юрия Чернавского. От таких предложений не отказываются.
– Его Величество Случай?
– Абсолютно! Меня же ждали в Перми родители, институт, неоконченные дела… А дальше еще веселее: я попала на пробы в музыкальный фильм режиссера Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Адам и превращение Евы», и он меня утвердил. С этого началась моя карьера в кино.
– На сегодня в вашей фильмографии более тридцати главных ролей. Есть среди них особо любимые, памятные?
– Мне ни за одну мою работу не стыдно, я их все люблю. Пожалуй, назову фильм-катастрофу «Метро», потому что во время съемок я вдруг узнала, что… беременна. Это придало мне такой осмысленности в глазах! Мне кажется, мой еще не родившийся тогда сын Герман помог мне сделать эту трагическую роль глубже.
– Вас не смутило, что съемки в «Метро» были опасными для женщины в вашем положении?
– Не опасными, а немного экстремальными. Приходилось работать в холодной воде – температура была около 17 градусов. Зато было очень интересно! У меня за это время не было ни одного простудного заболевания. Но женщины ведь и в войну, и в блокаду рожали. Без тепла, комфорта, лекарств. Чем я хуже? У меня такая профессия.
– В картине «Поддубный» вы играете цирковую гимнастку. Сами трюки делали?
– Если бы все, что вошло в фильм, я попыталась сделать сама, то в первый же съемочный день разбилась бы в лепешку. Нет, у меня была прекрасная дублерша – профессиональная гимнастка Катя Рубцова. Мы с ней месяц тренировались. И один трюк я даже научилась выполнять – он частично вошел в фильм. Трюк заключается в том, что ты сидишь на трапеции, а потом спиной падаешь назад и зависаешь на тросах, удерживаясь только подъемами стоп. Все это на высоте шесть метров!
– Было страшно?
– Не очень, у меня же был страховочный пояс, так что я знала, что меня все равно поймают. Но кадр, где я парю вниз головой, раскинув руки, в итоге получился впечатляющий.
– По вашим ролям, участию в ледовом шоу и фигуре видно, что со спортом вы дружите.
– Вообще-то у меня от природы гибкие мышцы, хорошая растяжка. Люблю «потягать железо», подтянуться на турнике. У меня дома огромное количество спортивного инвентаря – эспандеры, слайдеры, гантели… К сожалению, в последнее время на интенсивные занятия практически не остается времени. В основном они приходятся на лето. Я с удовольствием плаваю, участвую в других активных видах спорта на свежем воздухе.
– По какому принципу вы выбираете, в каких проектах сниматься, а в каких нет?
– Для меня главный критерий – чтобы было интересно. Чем больше персонаж не похож на меня – тем лучше. Надо признать, пока мне везет: чаще всего я работаю с людьми, которые умудряются за моей миловидной детской внешностью разглядеть женщину. И мой диапазон меня радует. Я играла и девочек-припевочек, и серьезных, и романтичных, и стервозных, и с сумасшедшинкой.
– А есть роль, которую мечтаете сыграть?
– Их много. Всегда говорю, что мечтаю сыграть Джульетту, Жанну д’Арк… Вдруг кто-нибудь из режиссеров это прочитает и предложит! Еще мне никогда не приходилось играть секс-бомбу в каком-нибудь шпионском триллере. С моей конституцией это было бы забавно.
– С вашим знанием языков давно пора ехать удивлять Голливуд. Если честно, хотите?
– А кто не хочет? Покажите мне артистку, которая не покривит душой, утверждая, что не хотела бы сняться в Голливуде! Хотя бы просто посмотреть, как это делается у них, за счет чего они успешны, чем они «цепляют». Американских актеров знает весь мир, а в России, к сожалению, нет такого института звезд. Я бы, например, снялась с удовольствием у Дэвида Финчера. Я открытый для всего нового человек. Всего, что не вредит здоровью и достойному моральному облику.
– То есть все-таки внутренние запреты на участие в эротических сценах есть?
– Нет, я не имею ничего против сцен, имитирующих плотскую часть человеческих отношений. Лишь бы это было оправданно и сделано для решения художественной задачи. Я снималась у Александра Гордона в фильме «Огни притона» топлес. И совершенно меня это не коробило.
– По-вашему, в чем ваше главное оружие как актрисы и как женщины?
– Главное оружие любой женщины – это внутренняя свобода, доброжелательность и уважение к противоположному полу. Надо любить мужчин, друзей – и тогда все станет лучше! А о моих актерских данных все-таки не мне судить.
– Три года назад, снимаясь в картине «Ставка на любовь», вы жили в Америке. Сталкивались с неприязнью по отношению к россиянам?
– Ни разу! Более того, со мной там один забавный случай произошел. Однажды в Лас-Вегасе я ехала на такси и по дороге разговорилась с таксистом. Узнав, что я из России, он вдруг заявил:
– Уважаю вашего президента!
– А как же Крым, который весь мир не может нам простить? – удивилась я.
– А что еще должен был сделать президент страны? – воскликнул этот американец. – Лично я бы хотел, чтобы моей страной руководил такой парень, как ваш президент, который будет действовать исключительно в интересах народа.
– В России есть любимые для путешествий места?
– Я люблю путешествовать, обожаю российскую глубинку, ее природу, людей, уж не говоря о самом красивом на свете родном Пермском крае, Урале. Но из-за работы ездить получается крайне редко, да и то в основном на съемки. Например, «Поддубного» снимали в Феодосии. Вот уж где виды необыкновенные!
– К Москве привыкли?
– Давно. Почти десять лет живу в районе метро «Аэропорт». Там прекрасная энергетика, удобная инфраструктура: транспортная доступность, магазины, парки, где так здорово гулять весной, Ленинградский рынок. С удовольствием с сыном ездим гулять в Ботанический сад или парк «Сокольники».
– Когда выпадает свободное время, как предпочитаете его проводить?
– Сплю! Еще смотрю хорошее кино, очень люблю читать. И современную литературу, и классику. Люблю подумать, поразмышлять, побывать на природе, посидеть в тишине. Это дает совершенно иные ощущения. И по возможности – обязательно спорт на свежем воздухе.
– Что еще способствует вдохновению?
– Танцы и вкусная еда. Обожаю тайский массаж. Мечтаю уехать на Бали и каждый день ходить там к местным специалистам.
– А что еще лично вам нужно, чтобы быть успешной и счастливой?
– Учить языки, путешествовать, заниматься здоровьем, спортом! Жить надо так, чтобы было интересно с самим собой!
Андрей Колобаев