Доля курорта растет в структуре продаж внутренних туров
Этим летом курорты Большого Сочи оказались самыми устойчивыми к продолжающемуся падению спроса туристов на поездки по России. В общей структуре продаж их доля составила 65%, заметно увеличившись по сравнению с прошлым годом. Остальные популярные направления, в том числе Крым, напротив, показали отрицательную динамику.
Согласно исследованию Travelata.ru, в текущем летнем сезоне доля курортов Большого Сочи в структуре продаж туров по России составила 65%. Это на 6 процентных пунктов больше, чем было в аналогичный период прошлого года. Наиболее востребованными курортами в границах региона Travelata.ru называет Адлер (41% продаж), Красную Поляну (13%), Сочи (7%), Анапу (5%), Лазаревское, Хосту (1%) и Лоо (1%). Годом ранее лидерами были Сочи (28%), Адлер (19%) и Анапа (8%). Увеличение доли Сочи произошло на фоне снижения интереса туристов к поездкам в Крым, пришли к выводу авторы исследования. Исходя из их расчетов, популярные курорты полуострова (Алушта, Ялта, Черноморское, Евпатория, Судак, Саки, Коктебель, Николаевка, Севастополь и Феодосия) занимают в структуре спроса 27%. Годом ранее их доля оценивалась в 30%.
С расчетами Travelata.ru соглашается руководитель отдела продаж Tutu.ru Мария Чупина, по наблюдениям которой интерес к Сочи в этом году однозначно возрос. «В летнем сезоне 2016 года Крым и Краснодарский край были примерно на одном уровне, сейчас Сочи лидирует, основной поток туристов концентрируется в Имеретинском районе, Адлере и Сочи»,— объясняет она.
Сокращение доли Крыма на внутреннем рынке заметили и туроператоры. Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе говорит, что в прошлом году на полуостров приходилось примерно 35% продаж, а в этом году — около 30%. Доля Сочи, по ее оценке, остается стабильной и составляет 40–50%. Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин объясняет это тем, что спрос на Краснодарский край оказался более устойчивым. «За последние два года поток российских туристов в Крым увеличился в три раза, вечно это продолжаться не могло, начался закономерный откат. Интерес к Сочи показывал более консервативный рост, есть много клиентов, посещающих курорт много лет»,— рассуждает он. Другая картина у Level.travel. Согласно данным компании, доля популярных курортов Большого Сочи в этом году составляет 40% в общей структуре продаж внутренних туров против 54% годом ранее. Доля курортов Крыма за тот же период, наоборот, выросла с 38% до 48%.
Рокировка популярных направлений на рынке организованного внутреннего туризма происходит на фоне общего падения его популярности. Так, согласно расчетам Travelata.ru, доля туров по России в общей структуре продаж за год сократилась с 22% до 11%. По данным Tutu.ru, этот показатель снизился с 43% до 35%. Гендиректор Travelata.ru Алексей Зарецкий связывает это главным образом с возвращением на массовый организованный рынок Турции. «Курортный отдых в России и за границей — это прежде всего вопрос цены: если в Турции будет дешевле — туристы будут летать именно туда»,— отмечает он.
За год стоимость туров по России между тем снизилась. Согласно расчетам Travelata.ru, средний чек упал на 25%, до 38 тыс. руб. В Краснодарский край при этом стали покупать туры дешевле на 24% (35 тыс. руб.), в Крым — на 16% (46 тыс. руб.). По расчетам сервиса, 44% продаж внутренних туров сейчас сконцентрированы в ценовом диапазоне от 30 тыс. до 60 тыс. руб., 38% укладываются в сумму до 30 тыс. руб., 13% — в 60–90 тыс. руб., 5% — дороже 90 тыс. руб. По оценке Level.travel, средний чек на внутренние туры за год снизился на 13%, до 36,7 тыс. руб. В Tutu.ru фиксируют снижение этого показателя на 10%, до 39,8 тыс. руб.