Половина гостиниц на черноморских курортах находится в «тени»

30.06.2017 | Интервью

Высокий туристический сезон только начался, но российские туроператоры и курорты уже констатируют, что по сравнению с рекордным прошлым годом он окажется крайне непростым — возвращение на рынок Турции сразу негативно отразилось на востребованности отдыха в России, а к этому еще и добавилась плохая погода в южных регионах. Однако причины тех проблем, которые переживают российские курорты, заключаются далеко не только в этих конъюнктурных факторах. Развитие внутреннего туризма требует и от государства, и от участников рынка подхода, основанного на понимании долгосрочных перспектив отрасли — а в действительности она живет, как и раньше, от одного сезона к другому. О том, как это отражается на общем состоянии российского туризма, EADaily рассказал глава группы компаний Undersun Евгений Бромберг — один из самых опытных отельеров Краснодарского края со стажем работы в турбизнесе более четверти века.

Из ряда заявлений представителей российских туроператорских организаций можно сделать вывод, что самым пострадавшим сегментом внутреннего рынка от возвращения Турции стал Крым — там туроператоры уже фиксируют спад турпотока на 30 процентов. В Краснодарском крае такое же сильное снижение?

Да, туроператоры говорят, что у них и по Краснодарскому краю минус 20−30 процентов. В момент кризиса всегда страдают наиболее слабые направления — на нашем побережье больше всего проседает Анапа. Это семейный курорт, и после возвращения Турции поток сильно упал. Сыграла свою роль и погода: Сочи по крайней мере вытягивает поток за счет событий, а в Анапе, если нет хорошей погоды, делать нечего вообще.

Хотя сейчас в большей степени проседает именно операторский сегмент, а не сами курорты, поскольку многие бронируют размещение напрямую. В прошлом году мощный прирост туроператорам дали те, кто обычно отдыхал в Турции и привык заказывать отдых именно в туркомпаниях. Поэтому вполне естественно, что в этом году с возвращением Турции у операторов происходит отток. Хотя для тех, кто учел ошибки прошлых сезонов, проигрыш по загрузке может обернуться выигрышем по цене. У нас средняя загрузка в июне все равно оставалась на уровне 80 процентов, и это нельзя назвать кризисом.

Насколько сейчас комфортен курс рубля для внутренних направлений?

Нет никакого комфортного курса — мы все равно проигрываем Турции, которая несопоставимо дешевле Анапы — даже если брать дешевые российские предложения. К тому же турецкая лира постоянно девальвируется, а себестоимость в Турции была всегда ниже. Кроме того, на цене в операторском сегменте сильно сказывается фактор авиаперелета. Транспортная доступность наших курортов улучшилась только там, где появились чартеры. Регулярные рейсы очень дорогие. Чтобы купить дешевые билеты на лето, надо бронировать их зимой — уже в апреле билеты стоят достаточно дорого, а сейчас цены просто высоки. Для деловых поездок это, наверное, приемлемо, но для семейного отдыха очень дорого.

В прошлом году власти настойчиво советовали отельерам развивать сегмент «все включено» — это принесло какие-то ощутимые результаты? Кажется, сейчас эти призывы несколько поутихли.

Могу сказать, что в сравнении с прошлым сезоном таких предложений стало больше. У нас сейчас 30−40 процентов размещения продается именно по системе «все включено», но какие-то выводы о перспективах пока делать рано, надо смотреть на экономику. Этот формат востребован, но на наших курортах сложно реализуем. У нас маленькие отели, у которых почти нет своих пляжных территорий, продукты дорогие, есть проблемы с персоналом. Все это сдерживающие факторы, поэтому сделать полноценное «все включено» по аналогии с Турцией очень сложно. Хотя недавно я слышал о том, что разработан стандарт «все включено» на уровне Краснодарского края.

Не кажется ли вам, что сейчас в Краснодарском крае развитие туризма вообще вошло в инерционную стадию? Во всяком случае, со стороны властей пока не наблюдается серьезных стратегических инициатив в этой сфере, а вместо этого появляется какое-то «мелкотемье» типа сельского туризма. Хотя еще несколько лет назад в крупных проектах не было недостатка — например, вполне серьезно говорилось о строительстве новой дороги в Сочи, параллельной действующему «серпантину».

Популизм тоже никто не отменял: можно сделать некую красивую картинку и потом отчитаться — это если говорить о сельском туризме. В то же время надо понимать, что наращивать поток пляжных туристов в Краснодарском крае — это тупик и профанация. Поэтому любые альтернативные виды отдыха действительно надо развивать, и можно малыми средствами достигнуть хорошего роста в том же сегменте сельского туризма, хотя в целом на турпотоке это не скажется. Но вы правы: сейчас есть необходимость именно в крупных инфраструктурных проектах, это и есть элемент стратегии. Но в экономике нет денег — точнее, они есть, но их гораздо меньше, чем раньше. Поэтому сейчас явно не лучшее время для глобальных проектов.

А в какую сторону надо, на ваш взгляд, развивать пляжный туризм?

Главная проблема заключается в том, что на этом рынке появилось очень много непрофессиональных инвесторов, понастроено огромное количество частных гостиниц, но как это происходило и кто ими сейчас управляет — большой вопрос. Процентов 50 отрасли находится в тени, и это специфическое предложение сильно исковеркало и потребителя. Причем все это происходило при абсолютном попустительстве государства, в результате чего вокруг курортов сформировалась масса групп интересов, и сейчас, чтобы навести элементарный порядок, нужно быть готовым рубить шашкой, как это делал в Грузии Саакашвили.

Кроме того, мы по-прежнему очень зависим от сезонности — с октября по апрель почти все наши курорты просто вымирают. Правда, можно вспомнить, что Анталья тоже так жила, пока туда не пришли немцы со стратегией, понимая, что они будут строить отели, где будут зимой отдыхать европейские пенсионеры. Хотя если взять старые отели Турции уровня 3−4 «звезды» — это один к одному наши частные гостиницы. Но в Турции это умирающий сегмент, а у нас он дал огромный прирост номерного фонда, который увеличивался быстрее, чем поток. Из-за этого мы получили перегрузку всей инфраструктуры — прирост туристов формально тоже произошел, но в деньгах это никак не отражается на экономике края. Налогов край с этого частного сектора почти не собирает, обороты проходят где-то в тени. Есть, понятно, некая синергия, потому что заработанные в этой сфере деньги идут в конечное потребление, но сами туристы свои деньги зачастую увозят назад, потому что потратить их негде.

 Такое устройство рынка уникально для нашего побережья, или вы знаете какие-то аналогичные примеры в мире?

Отчасти допустимо сравнение с Грецией, где на побережье тоже множество частных пансионов и небольших отелей, хотя есть и крупные объекты. Мелкие объекты в Греции порой работают не лучше, чем наши гостевые дома. Другое дело, что там в принципе невозможна та вакханалия, которая творится у нас. Можно предположить, что в Греции у этого бизнеса совершенно другая социальная основа. Даже если пансион находится в не самом лучшем состоянии, в любом случае вы не забываете о том, что находитесь в Греции — стране гораздо более гостеприимной, с чистым морем, огромным количеством достопримечательностей. У нас же в этом сегменте по-прежнему выгодно работать вчерную, воровать коммунальные услуги, давать взятки, не проходить классификацию и так далее. Процесс самоочищения рынка, конечно, идет, но очень медленно.

В связи с этим можно вспомнить нашумевшую историю с введением курортного сбора. По идее, его и решили ввести, чтобы как-то упорядочить рынок. Например, в Черногории, где культура ведения бизнеса напоминает нашу, а частный сектор тоже очень велик, этот сбор возложен на самих хозяев гостиниц или апартаментов, и вам всегда выдадут свидетельство о временной регистрации после того, как вы его заплатили.

У нас речь вообще идет не о том. Регистрация отдыхающих и так должна производиться без всяких курортных сборов — другое дело, что в частном сегменте у нас это вообще никто не делает, и где гарантия, что там будут платить курортный сбор? Вы вспомнили о Европе, но там этот сбор, как правило, вводится как некий сдерживающий фактор, где нет проблем с потоком и продажей услуг, где инфраструктура развита, либо как визовый сбор для тех, кто въезжает страну — это очевидная выгода. Но у нас нет этого потока. Поэтому надо не сборами туризм душить. Мало того, что курортный сбор обременит стоимость путевки, он еще создаст дополнительную нагрузку на отельеров. Гостиницам придется сдавать колоссальное количество отчетности, создавать дополнительные рабочие места для администрирования сбора, фактически возникнет еще одна бухгалтерия — в масштабах малого бизнеса это очень большие издержки,

Тем не менее, ряд глав регионов — например, в Ивановской и Тверской областях — уже сами заявляют, что хотели бы участвовать в эксперименте с курортным сбором.

Это бред. Может быть, губернаторы и хотят — но спросите у бизнеса, хочет ли он и будет ли от этого толк. Это ведь только гипотеза, что курортный сбор даст свободные деньги, которые можно будет направить на развитие курортной инфраструктуры. Серьезные объекты, я думаю, таким способом возникнут очень нескоро. Сначала надо собрать деньги, потом решить, куда их направить, дальше потребуется разработать проектную документацию, а когда начнут строить, окажется, что денег не хватило — все это мы уже не раз проходили. В итоге затраты по администрированию сбора покроют почти все, что удастся собрать, а остальное используют неэффективно.

Можно ли в этих «репликах с мест» видеть проявление недавно возникшей во многих регионах моды на туризм? Не появилось ли еще в России новых сильных конкурентов Краснодарскому краю?

Во многих регионах сейчас развивается туризм выходного дня как бюджетный вариант отдыха — это популярный сегмент, учитывая падающие доходы населения. Но на море ездить будут всегда — другое дело, сколько на это будут тратить. На мой взгляд, сейчас основная возможность получить гостей с хорошим «кошельком» — становиться площадкой для международного туризма. По крайней мере у Сочи и у Краснодара как центра делового туризма такой потенциал есть. Но чтобы весь край стал привлекателен для международного туризма, надо, чтобы был подходящий продукт, чтобы сюда было интересно приезжать. Такой перспективы у нас я пока не вижу.

Если же говорить о новых конкурентах, то это прежде всего Грузия, где уже несколько лет идет туристический бум. Батуми — прекрасный международный курорт, который очень динамично развивается, и это однозначно конкурент Краснодарскому краю. Там тоже Черное море, но оно более чистое, и там очень правильно работают с сервисом, формируют инфраструктурные проекты. Горнолыжные курорты Грузии — явный конкурент Красной Поляны. И даже несмотря на отсутствие профессионализма во многих грузинских отелях, культура гостеприимства там на высоте. Хотя у нас при отсутствии врожденного гостеприимства многие отельеры и рестораторы сосредотачиваются именно на сервисе, и здесь многие уже достигли хороших результатов.

Как в России можно развивать культуру гостеприимства? Сформировать очередную госпрограмму и написать десяток очередных «дорожных карт»?

Поскольку влияние государства на бизнес у нас очень велико, надо, чтобы государство сказало: нам нужны гостеприимные курорты, и давайте для этого что-то делать. Плюс к этому — дешевая перевозка и хорошая инфраструктура. Если государство будет профессионально добиваться этих целей, только тогда что-то произойдет, хотя это маловероятно.

Судя по заявлениям чиновников, они хотят от курортов только снижения цен. При этом чиновники прекрасно помнят о задаче, поставленной президентом — довести долю туризма до десяти процентов ВВП.

Только у чиновников отельеры и забыли спросить, какие у них должны быть цены. Ценообразование — это абсолютно рыночная категория. В прошлом году, когда на рынке не было Турции, рынок легко «проглатывал» цену 10 тысяч рублей за ночь в трехзвездном отеле в Сочи на первой линии без завтрака. Мы, честно говоря, не думали, что такое возможно. Но если Сочи продается за 10 тысяч, я его и будут продавать за 10 тысяч. Другое дело, чтó за это получает гость — об этом и надо думать. Десять процентов ВВП — отличная цель, но снижением цен этого показателя не достичь. Хорошо, конечно, что сейчас на курорты обратило внимание государство, но во что это вылилось? — все тот же курортный сбор. Раньше корову доили на местном уровне, теперь давайте подоим ее по-крупному. Но, как я говорил много раз, прорыва в нашей отрасли можно добиться только при активном диалоге власти с профессионалами рынка. Диалоге, который будет выливаться в стратегии, конкретные решения и реальную поддержку разумного, я бы сказал — умного роста рынка.

Подробнее: eadaily.com



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest