Эпоха «Очаково»

Сегодня в России на рынке безалкогольных и слабоалкогольных напитков доминирует продукция западных производителей, за последние два десятка лет скупивших контрольные пакеты большинства отечественных предприятий отрасли. Стоит ли удивляться тому, что практически все полки наших магазинов забиты напитками, изготовленными по чуждой для нас рецептуре.

Предприятие принципиально не использует ненатуральные компоненты при изготовлении напитков, что требует дополнительных условий, прежде всего идеальной чистоты в цехах.

Предприятие принципиально не использует ненатуральные компоненты при изготовлении напитков, что требует дополнительных условий, прежде всего идеальной чистоты в цехах.

Закрытое акционерное общество «Московский пивобезалкогольный комбинат «Очаково» – единственное в отрасли крупное на все 100 процентов российское предприятие.

Ядро комбината – Очаковский пивобезалкогольный завод, построенный в 1978 году для обеспечения участников и гостей Олимпиады-80 пивом и безалкогольными напитками. Кстати, именно здесь впервые в нашей стране освоили выпуск знаменитых «Пепси» и «Фанты». Десять лет спустя после запуска комбината в перестроечном 1988 году на должность его главного инженера, а затем и.о. директора был назначен 46-летний инженер Алексей Кочетов, выпускник Московского технологического института пищевой промышленности. А еще через пять лет, в 1993 году, его должность зазвучала согласно новым реалиям – президент ЗАО «МПБК «Очаково». Был взят курс на повышение качества продукции комбината. Более того, очаковские напитки – в отличие от того, что предлагают нам западные фирмы, – содержат только натуральные ингредиенты. Поэтому они с успехом продаются не только в России, но и еще более чем в трех десятках стран. Среди них США, Канада, Китай, Германия, Греция, Испания, государства ближнего зарубежья и многие другие.

Президенту компании «Очаково» Алексею Кочетову 10 июля этого года исполнится 74 года. Но он по-прежнему руководит «штабом» предприятия.

Президенту компании «Очаково» Алексею Кочетову 10 июля этого года исполнится 74 года. Но он по-прежнему руководит «штабом» предприятия.

В бушующем море конкуренции с соблазнительными иностранными напитками бренд «Очаково» можно сравнить с одиноким, но неприступным бастионом, который безуспешно пытаются захватить зарубежные фирмы. Это невольно навевает исторические аналогии с ситуацией, в которой оказалась одноименная черноморская крепость Очаков – ее, если помните, в далеком XVIII веке очень хотели отбить у России английские, французские, турецкие и иные, так сказать, «конкуренты». Но крепость Очаков выстояла. Выстояло и ЗАО «МПБК «Очаково», доказав и показав, что может работать не хуже, а во многом и лучше зарубежных производителей. Как говорится, очаковские традиции в строю!

Словом, у корреспондента журнала «Отдых в России» было о чем поговорить с президентом компании Алексеем КОЧЕТОВЫМ.

– Алексей Андреевич, вы, по сути, являетесь одним из немногих так называемых «красных директоров», которые сегодня, в условиях уже не социалистической, а капиталистической экономики, продолжают успешно руководить своими фабриками и заводами. Как таким руководителям, как вы, привыкшим работать по законам плановой экономики, удалось не только приспособить свои предприятия к жестким законам рынка, не только выжить в нем, но и расширить производство и в настоящее время серьезно конкурировать с представителями иностранного менеджмента?

– Да, вы правы. Мы действительно без помощи иностранцев и без участия правительства построили – уже после распада СССР – ни много ни мало, а целых десять предприятий! Каждое из них – это инвестиции в пределах 50–миллионов евро. Это особенно сильно поразило искушенных иностранных предпринимателей, наблюдавших за тем, как нам удавалось ежегодно возводить новые цеха.

Продавец кваса. Фотография начала ХХ века.

Продавец кваса. Фотография начала ХХ века.

Сегодня очень модным стало выражение «эффективный менеджер». В советские времена директор отвечал за все. То есть он должен был знать и организацию труда, и бухучет, и технологию. Вот, к примеру, возьмем меня. Окончив институт по специальности «Машины и аппараты пищевых производств» и получив квалификацию «инженер-механик», я получил направление на Нижнетагильский ликеро-водочный завод, где мне, 24-летнему, сразу доверили должность главного механика. Я так и остался на всю жизнь в системе пищевой промышленности. Через шесть лет меня пригласили на ту же должность на столичный пивоваренный завод имени Бадаева. Там я тоже поработал шесть лет, после чего был назначен главным, но уже инженером Московского пищевого комбината. Потом были Минпищепром и Госагропром…

Говорю это к тому, что советские директора были вполне эффективными менеджерами, и вхождение в рынок позволило многим из них еще более расправить плечи.

На мой личный взгляд, одна из основных проблем сегодняшней экономики страны как раз в том, что настоящих профессионалов в отечественной промышленности осталось очень мало, начиная от самого верха и кончая руководителями цехов. Поэтому я не верю экспертам, утверждающим, что экономика страны начнет подниматься к 17–18-му году. Думаю, дай Бог, если к началу 20-х годов начнут проявляться положительные тенденции. И то только в том случае, когда из министерств и ведомств, особенно из системы управления промышленностью, в том числе и государственными предприятиями, уйдут непрофессионалы. У них нет интереса к делу, их не волнуют ни проблемы возглавляемого ими предприятия, ни настроения и нужды людей. Нужно ли напоминать о том, что миссия руководителя заключается не просто в том, чтобы худо-бедно обеспечить текущую деятельность, а в том, чтобы быть стратегом, предвидеть направление и способы развития производства?

TASS_2438074_opt

– А в чем, по-вашему, должна заключаться роль государства в современных непростых экономических условиях?

– Честно говоря, даже и не знаю, что ответить на этот извечный вопрос. После перехода на рыночные рельсы государство практически перестало помогать промышленному бизнесу. А если и помогает, то только на словах. Но при этом обставило деятельность предприятий всевозможными ограничениями, обложило, как флажками, десятками различных ненужных сертификатов! Я уж не говорю об изнурительных проверках! Но и это еще не все. Ушлые чиновники готовят хитрые документы, в которых изначально содержится коррупционная составляющая. Правительственные структуры, имеющие армию юристов, очень часто выдают на-гора недоработанные бумаги с претензией на то, чтобы называться законами. В результате получилось слишком много лазеек для тех, кто норовит обложить предпринимателей различным оброком.

Взять тот же обязательный сертификат на продукты. С нас по любому поводу требуют: приносите сертификат. И вот таких всевозможных документов, которые сегодня российские производители должны предъявлять по воле бюрократов, – сотни и тысячи!

Далее. Человеку, как известно, свойственно ошибаться. Но вот если ты ошибся при составлении налогового отчета, случайно ошибся, без злого умысла, то наши грозные надзиратели расценивают это не как нарушение, а как злоупотребление. То есть преступление. Человеку у нас элементарно не доверяют. Это опасно для страны. Помните послевоенную Германию с ее полностью разрушенной экономикой? Сегодня это одно из самых процветающих государств мира – не зря туда так исступленно стремятся беженцы. А все почему? Потому что там изначально видели в человеке не преступника и вора, а того, кто создает материальные ценности. Того, без кого стране не обойтись. Того, кто правильно понимает стоящую перед ним задачу.

Конвейер Московского пиво-безалкогольного комбината «Очаково» работает безостановочно.

Конвейер Московского пиво-безалкогольного комбината «Очаково» работает безостановочно.

Cолодовня в Тербунах, Липецкая область

Cолодовня в Тербунах, Липецкая область

Вот возьмем, к примеру, нашего гаишника. Его функция – обеспечить безопасность движения. Но он понимает ее по-своему, изощренно: спрятаться от водителя, а потом поймать и обложить оброком.

Я считаю, если предприятие приносит прибыль, создает рабочие места, то его надо на руках носить. В Чехии создал рабочее место – получи 3 тысячи евро. А у нас тебе за это спасибо никто не скажет. Мы бы, к примеру, могли уже услышать шесть тысяч спасибо – за создание соответствующего числа рабочих мест. Но не услышали ни одного. Никто нам не говорит: «Слушайте, очаковцы, а вы молодцы!»

Я не сталинист. Но нельзя не признать, что «вождь народов» очень быстро поднял отечественную промышленность. Во-первых, он сам читал все публикуемые законы, и если бы какой-то из них вышел с какой-нибудь хитрой лазейкой, виновным мало бы не показалось. Нас вот частенько ругают за, скажем так, панибратское отношение к природе – мол, русские ее не берегут и никогда не берегли. А ведь на это обращали особое внимание еще со времен Петра Первого. Если на корабле стружку подмели и выбросили в море, сделавшего этого матроса наказывали розгами. А офицера, это заметившего, но не принявшего мер, могли разжаловать в рядовые. Не надо забывать традиций, нужно строже к себе относиться. Тогда многое прояснится и жить станет хоть и не легче, но все равно лучше. А потом и легче будет…

– Алексей Андреевич, как стать успешным человеком? Таким, как вы, например. Может, как и в хорошем квасе, в человеке должна быть хорошая внутренняя закваска?

– С одной стороны, живя в крестьянской большой семье, я видел, как трудится мать. Рос же без отца. И она привила с детских лет мне любовь к труду. С пяти лет я знал свои обязанности, что должен сделать. А вообще-то считаю, мне по жизни все время везет. Меня никто никуда не двигал. Но ценили за работоспособность, за нормальные мозги, которыми наделила природа, меня замечали и давали расти… Прямо скажу, я получаю огромное удовольствие от работы, от общения с людьми в нашем огромнейшем коллективе. У нас в компании и сельское хозяйство, и виноделие, и промышленное производство. Когда я смотрю сводки и убеждаюсь, что все подразделения работают успешно, я реально чувствую себя счастливым.

Мэр Москвы Сергей Собянин, посетивший предприятие, остался доволен вкусом продукции.

Мэр Москвы Сергей Собянин, посетивший предприятие, остался доволен вкусом продукции.

– Получается, у вас настоящее натуральное хозяйство! Может, этим и объясняется то, что предприятия «Очаково» в производстве напитков используют только натуральные ингредиенты, в то время как другие прибегают к менее затратным технологиям? Как удается конкурировать с ними?

– Действительно, в нашем внутреннем регламенте прописано, что мы принципиально против использования ненатуральных компонентов. Будь то ферменты, ароматизаторы, консерванты. Конечно, это требует дополнительных затрат и особых условий. Прежде всего требуется идеальная чистота в цехах. Для этого ввели повышенную стерильность производства. Кроме того, чтобы предотвратить развитие посторонней микрофлоры, проводим кратковременную пастеризацию. В потоке продукт походит термообработку. Вот и все. Консерванты нам и не нужны.

Конечно, можно было бы этим не заморачиваться. Но тогда для чего выпускать продукты, если они не будут полезны потребителю? Меня лично, например, возмущает, что сегодня в продукты и напитки разрешили добавлять консерванты! Куда, как говорится, смотрит Минздрав? Этим же мы кормим детей. А потом говорят, что заболеваемость растет. Вот о чем сегодня нужно думать.

У предприятия «Очаково» все «фирменное», в том числе – автомобили.

У предприятия «Очаково» все «фирменное», в том числе – автомобили.

– А что взамен вы предлагаете?

– Наши отечественные напитки, но с пониженным содержанием сахара. Те же «Саяны», «Колокольчик», «Экстра-ситро»… Они производятся из натуральных компонентов, а у иностранцев преобладают искусственные.

Некоторые говорят, что Кочетов «ненормальный» в этом плане. Меня, конечно, интересует прибыль. Но главный наш принцип: «Чтобы хватило денег на зарплату и на налоги».

Квас не зря назвали «жидким хлебом» – он состоит из молотой ржи, пшеницы и других злаков.

Квас не зря назвали «жидким хлебом» – он состоит из молотой ржи, пшеницы и других злаков.

– Технология изготовления российского кваса у разных производителей разная. Образно говоря, здесь тоже есть «западники» и «славянофилы»?

– Комбинированная технология двойного брожения, та, что мы пропагандируем и считаем именно ее правильной для квасоварения, конечно, достаточно трудоемкая и требует большого числа квалифицированного персонала. Отдельный отдел в лаборатории занимается созданием уникальной комбинированной закваски из кисломолочных бактерий и дрожжей. Это два принципиально разных вида микроорганизмов, которые и образуют в итоге продукт. Их нужно определенным образом вырастить и скомбинировать, чтобы получить тот неповторимый, полезный, вкусный продукт – квас.

Что касается других предприятий, то они не усложняют себе жизнь созданием такой производственной среды и такого персонала. Поскольку наше законодательство и наши государственные стандарты говорят: «Пожалуйста, делайте квас спиртовым брожением. Добавляйте любые разрешенные органические кислоты».

Наша главная задача – продвигать собственную уникальность и потчевать российского потребителя нашим квасом. У нас ничего не добавляется извне. Только зерновые составляющие и уникальная закваска, которой мы гордимся. Мы делаем ставку на натуральность нашего продукта. Наши маркетинговая и пиар-службы тратят все свои силы, чтобы донести до потребителя именно эту информацию. Но пока государственный стандарт признает и то и другое допустимым, наши слова особого веса не имеют.

«Купец с кружкой» много лет является лицом титульной марки предприятия – пива «Очаково». Это пиво – 100% натуральный продукт, так как не пастеризуется.

«Купец с кружкой» много лет является лицом титульной марки предприятия – пива «Очаково». Это пиво – 100% натуральный продукт, так как не пастеризуется.

На наш взгляд, квас двойного брожения и квас, изготовленный только спиртовым брожением — разные напитки. Прежде всего по целебным свойствам. И их нужно по-разному обозначить, чтобы потребитель понимал, что он пьет, и мог сделать свой выбор.

– Как все-таки произошло, что сегодня в России больше популярны кока-кола, спрайт, другие иностранные напитки, чем отечественные квас, дюшес, лимонад? И почему в мире, кроме русской водки, не знают ни о каких других наших национальных напитках?

– Начнем с того, что фасованного кваса в России раньше никогда не было. Квас пили в больницах, госпиталях, в армии, дома. Кофе тогда не знали. Был чай и квас. Во время уборки на полях квас пили с хлебом и луком, и никто не болел. В деревнях в погребе стояла большая кастрюля, как говорили, «трехведерная». Квас даже плесенью сверху покрывался. Его размешивали и пили. В нем нет сахара. Он из муки – молотой ржи, пшеницы и других злаков. Не зря квас назвали «жидким хлебом». Квас не только пили, чтобы утолить жажду, – квасом и лечились. В России были регионы, как Южная Украина, где свирепствовала холера. И одними из средств лечения были кислое вино и белый кислый квас. Они уничтожали холерные бактерии.

Напитки должны быть не только вкусными, но и полезными. То есть такими, как «очаковские».

Напитки должны быть не только вкусными, но и полезными. То есть такими, как «очаковские».

А у иностранцев что? В литре колы содержится 110 граммов сахара. Когда пьешь ее холодной – приятно, но в жару через 10 минут ты захочешь еще выпить. Большое количество сахара не дает «напиться». Но на это мало кто обращает внимание. Хотя давно идет речь о том, чтобы ограничить продажу детям сладких напитков, потому из-за них идет большой рост веса. Да и не только у детей.

Но, увы, колу производить выгоднее. Отечественный производитель национальных напитков не имеет таких денег, чтобы настолько мощно рекламировать свою продукцию. Если предприятие среднее, у него просто нет денег, чтобы попасть на прилавки магазинов. Поэтому я и говорю о необходимости поддержки таких предприятий со стороны государства.



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest