В минувшее воскресенье министр культуры РФ Владимир Мединский раскритиковал Федеральное агентство по туризму за распыление денежных средств и назвал Национальный туристический портал «Russia.Travel» многострадальным сайтом, который до сих пор работает в тестовом режиме.
— Russia.Travel — это многострадальный сайт, мы знаем, сколько денег сжег Ростуризм на реализацию этого сайта, — заявил Владимир Мединский на коллегии Министерства культуры РФ. После этого вывода он предложил Ростуризму объединить усилия с командой Фестиваля российской культуры FeelRussia по работе над информационными ресурсами из-за проблем с запуском сайта «Russia.Travel».
Куда ушел 221 миллион?
Два года назад Федеральное агентство по туризму объявило конкурс на создание автоматизированной информационной системы комплексной поддержки развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации. Это стало частью реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)». Контракт был заключен 18 ноября 2013 года с ЗАО «Ай-Теко» и подписан бывшим главой Ростуризма Александром Радьковым (копия есть в редакции). Работы по госконтракту заказчик оценил в 221 млн. руб. Работы в соответствии с условиями договора должны быть выполнены не позднее 25 декабря 2015 года.
Одним из субподрядчиков стало ФГУП «Национальная корпорация развития туризма». Предприятие получило заказ на создание фотобанка для будущего Национального туристического портала и занялось его текстовым наполнением. За 2 месяца до истечения срока контракта и запуска главного туристического сайта России заместитель директора корпорации Юрий Щегольков рассказал нашему журналу о том, как велась подготовка к его открытию.
Россия догонит Зимбабве
— Вообще, официального ресурса, посвященного российскому туризму нет. Если вы посмотрите, то, к примеру, у Зимбабве такой сайт есть. На всей территории бывшего СССР такие ресурсы есть, кроме России. В интернете много разной информации по российскому туризму. Но когда ты едешь в Россию, ты должен получать информацию не от коммерсанта, который пишет, как все хорошо, а читать на государственном ресурсе, — рассказал Юрий Щегольков.
— Конечно, все регионы, которые предоставляют информацию на наш сайт, любят свои города. Мы специально делаем в Москве такую систему, чтобы не мы придумывали за них, что у них интересного, а они сами. Поэтому задача № 1 – создать такой сайт. Задача № 2 — перевести материалы на разные языки, чтобы иностранцы могли к нам приехать.
12 млн. за фото и тексты
В разрабатываемой автоматизированной информационной системе, со слов Юрия Щеголькова, есть порядка 20 подсистем. Наш портал — одна из них, – продолжает свой рассказ Юрий Щегольков. — Наша группа выиграла один конкурс — на создание фотобанка. Он составил порядка 12 тыс. фотографий стоимостью 5 млн. руб. На создание текстов конкурс выиграла другая компания, а мы являемся их субподрядчиками. Им выделили порядка 7 млн. рублей. А всего получается 12 млн. рублей. Над этим проектом работают в Москве около 10 человек, включая фотографов, оператора, бухгалтера, директора и так далее. Если из этой суммы вычесть 45% налогов, так как у нас государственная корпорация, плюс аренда, другие расходы, то получится, что мы даже не покрываем наших затрат по этой работе. Мы не имеем права зарабатывать на этом портале: продавать, покупать, ставить рекламу. Но у нас есть другие проекты, исследования, иллюстрации, не связанные с государством напрямую, для того, чтобы заработать денег. В каждом регионе с нами работают два человека, они занимаются информацией и не получают за это зарплату. Наша работа приводить все к единому стандарту и сделать перевод на иностранные языки.
Тестовый режим
Запуск туристского портала «Russia.Travel» должен был состояться в декабре этого года. Это государственный ресурс, в котором должна содержаться информация обо всех субъектах России. На нем пока нельзя будет купить авиабилеты или забронировать гостиницы, это чисто информационный ресурс. Информацию заполняют субъекты Российской Федерации – всего должно быть 85 субъектов. Но сейчас распиаренный Ростуризмом проект до сих пор работает в тестовом режиме. На вопросы представителей регионов на последнем Координационном совете федеральной целевой программы по развитию внутреннего туризма о том, когда заработает портал, заместитель главы Ростуризма Николай Королев сообщил, что проект идет тяжело, 20 субъектов вообще не изъявили желания работать с сайтом, то есть не предоставили свою информацию. Почему они этого не делают – не понятно.
Ехать в Североморск не захотелось
Мы зашли в Интернет посмотреть портал «Russia.Travel». Пока он работает в тестовом режиме, но уже можно получить информацию об интересующем городе или регионе. Наугад выбрали город Североморск – уникальный город-порт за полярным кругом, военно-морская база Северного флота России с могущественными кораблями и подводными лодками. Город-музей на берегу Баренцева моря, в котором живут 50 тысяч жителей.
Цитата с сайта: «Частые и резкие смены погодных условий иногда приводят к сильным снегопадам с образованием снежных заносов на дорогах (со среднесуточной нормой осадков около 40 см), штормовым ветрам (с силой ветра 25 м/сек. и более), сильным морозам (с температурой -25-30ºС), гололеду на дорогах, обледенению линий электропередач.
Все эти условия затрудняют работу отраслей экономики, транспорта, общеобразовательных учреждений, иногда приводят к обрывам линий электропередач, а также усложняют проведение поисково-спасательных операций и аварийно-восстановительных работ».
Прочитав эту информацию о Североморске, составленную людьми, которые «любят» свой регион и город, нам как-то сразу перехотелось туда ехать.
Видя, что работа с порталом ведется не на должном уровне, что же предложил Министр культуры РФ Владимир Мединский? Он посоветовал Ростуризму объединить усилия с командой Фестиваля российской культуры FeelRussia. По его словам, информационный портал Фестиваля российской культуры FeelRussia также работает на привлечение туристов в Россию. — Так вы и работайте вместе с ними, — что мы деньги-то распыляем? Может, нужно как-то эти ресурсы объединить, слить?», — предложил министр.
Как можно объединить портал фестиваля культуры, проходящий за рубежом, и Национальный туристический портал, не совсем понятно. Сайт проекта FeelRussia ведет компания «Красный квадрат», специализирующаяся на крупные телепроектах. Почему министр выбрал именно ее, можно только догадываться.
Так или иначе, история с Национальным туристическим порталом уже давно пахнет жаренным, или, как уточнил министр, «сжиганием» бюджетных средств.
Примечательно, что в июне 2015 года Ростуризм заключил еще один «интересный» контракт, на этот раз с компанией АО «АСТЕРОС», на создание информационной системы «Электронная путевка» (1-я очередь) на сумму около 153 млн. руб. Срок по нему также истекает 25 декабря 2015 года. Каков будет результат этой работы – увидим. Но это, как говорится, совсем другая история…