Губернатор Архангельской области рассказывает о перспективах развития туризма в северном регионе.
Игорь Анатольевич, не подсчитывали, насколько увеличилось количество туристов в вашем регионе по сравнению с прошлым годом?
Есть данные за девять месяцев: территорию Архангельской области за неполный 2013-й год посетило более 280 тысяч человек. По сравнению с аналогичным периодом 2012-го года турпоток увеличился почти на 40 процентов!
А как вам удается отличить туристов от людей, приезжающих в регион в командировку?
Есть специальные документы. В настоящее время подсчет туристов осуществляется в соответствии с Порядком определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации, утвержденным приказом Федерального агентства по туризму от 18 июля 2007 года. Впрочем, планируется внесение изменений в эту методику — с учетом базовых принципов подсчета туристов Всемирной туристской организацией ООН.
Какие программы поддержки туризма разработаны и действуют в вашем регионе?
Существует долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Архангельской области на 2011–2013 годы». Со следующего года будет действовать подпрограмма до 2020-го года – в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание, развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в Архангельской области», утвержденной Постановлением нашего правительства. Среди основных задач – развитие туристской и сопутствующей инфраструктуры, продвижение туристских продуктов Архангельской области на российский и мировой рынки, повышение качества и доступности предоставляемых туристских услуг.
Предусмотрены ли какие-либо налоговые или иные льготы для предпринимателей, вкладывающих свои средства в развитие туризма в вашем регионе – в строительство отелей, зон отдыха и развлечений?
Для микро- и малых предприятий в сфере туризма возможна упрощенная система налогообложения. Среди механизмов поддержки инвестиционных проектов в рамках государственных программ Архангельской области предусмотрены конкурсы и субсидии на поддержку открытия собственного бизнеса, создания, строительства и реконструкции объектов туристского показа, обеспечивающей инфраструктуры, новых туристских продуктов.
С какими проектами участвует ваш регион в федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации»?
11 ноября состоялось заседание Координационного совета ФЦП, на котором мы представили проекты создания на территории Архангельской области туристско-рекреационных кластеров «Каргополье» и «Устьяны». Развитие кластера «Устьяны» нацелено на формирование крупного круглогодичного центра активного отдыха в Северо-западной части России с акцентом на продвижение возможностей лыжного, горнолыжного, роллерного и других видов спорта для профессионалов и любителей. Перспективы продвижения туристско-рекреационного кластера «Каргополье» определяются высокой концентрацией на территории города Каргополь памятников архитектуры и объектов культурного наследия федерального значения, рекреационным потенциалом национального парка «Кенозерский», близостью государственного испытательного космодрома «Плесецк» как перспективного объекта для посещения детско-юношескими группами.
Общая стоимость заявленных проектов оценивается в полтора миллиарда рублей. По итогам заседания Координационного совета ФЦП Федеральным агентством по туризму проекты были рекомендованы для проведения оценки экспертами и финансирования с 2014 года.
Существуют ли в вашем регионе объединения отельеров и рестораторов? Встречались ли вы лично с ними?
В Архангельской области успешно работают общественные организации и ассоциации, объединяющие различных представителей сферы туризма, в последний раз на рабочей встрече активно обсуждалась тема классификации гостиниц и иных средств размещения. Совместно с нашими рестораторами в Архангельске проводился фестиваль «Помор – Этнофуд», обсуждается возможность сотрудничества с Великим Новгородом по продвижению северной кухни в рамках Гурмэ-фестиваля.
Каков размер инвестиций в развитие туриндустрии региона со стороны частных предпринимателей?
Пока ежегодные инвестиции в основной капитал объектов туристской инфраструктуры Архангельской области составляют около 100 миллионов рублей. Но за счет создания в 2014-2018 годах на территории региона туристско-рекреационных кластеров объем привлеченных инвестиций составит уже более 1 миллиарда рублей.
Что изменилось за время вашего руководства в туристической индустрии региона? Что, на ваш взгляд, получилось, а что не смогли воплотить и почему?
Главным шагом стало создание в конце 2012 года в структуре Правительства Архангельской области агентства по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области. За год работы агентства налажены продуктивные партнерские отношения с ключевыми федеральными органами государственной власти – Министерством культуры Российской Федерации и Федеральным агентством по туризму, региональными туристскими администрациями, подписаны соглашения о сотрудничестве с Ассоциацией туроператоров России, Российским Союзом Туриндустрии, крупнейшими российскими круизными операторами.
В этом году во второй раз прошел Архангельский международный туристский форум с участием около 500 представителей сферы туризма и гостеприимства из 10 стран мира и 24 субъектов Российской Федерации. Форум вошел в перечень ключевых туристских мероприятий, проводимых в 2013 году по линии государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма до 2020 года» на территории Северо-Западного федерального округа. Область стала заметней на российском туристском рынке, о чем свидетельствует увеличение въездного туристского потока. В следующем году мы планируем направить большие усилия на продвижение региональных туристских продуктов в России и за рубежом. С этой целью в 2014 году создается государственное учреждение «Туристско-информационный центр Архангельской области», центр должен занять одно из лидирующих мест среди туристско-информационных центров, действующих на территории Северо-западного федерального округа. Безусловно, требуется интенсивное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры на территории Архангельской области, способной удовлетворить потребности российских и иностранных туристов.
В силу географического положения Архангельской области особое место в развитии регионального туризма отводится морскому круизному туризму. Ежегодно область принимает до 5-6 иностранных круизных судов с туристами из разных частей мира. Однако эта цифра может быть доведена до 10-15 судозаходов в навигационный период, а в долгосрочной перспективе и до 30, прежде всего за счет привлечения судов круизной экспедиционной направленности. В настоящее время в Правительстве Архангельской области разрабатывается концепция развития морского круизного туризма до 2030 года. Совместно с Мурманской областью и дирекцией национального парка «Русская Арктика» прорабатывается проект создания межрегионального продукта арктического туризма по маршруту Мурманск – архипелаг Земля Франца Иосифа – Архангельск.
Если бы вы были гидом или руководителем местного туристического агентства, какие маршруты, не входящие в список «обязательных», вы предложили бы гостям региона и почему?
Для тех, кто устал от суеты городской жизни, есть замечательный способ уединиться в наших северных деревнях, которые сохранили не только внешний облик и памятники деревянного зодчества, но и уклад быта и традиционные ремесла местного населения. Например, в деревне Кимжа Мезенского района находятся самые северные ветряные мельницы в мире, в Приморском районе вы можете увидеть уникальные северные маяки, которым уже более 150 лет, Каргополье славится самой большой в России коллекцией росписных церковных сводов – Кенозерскими «небесами».
Архангельская земля богата историей, небольшой город Сольвычегодск, некогда центр солеварения, считался главной резиденцией знаменитой династии купцов Строгановых – об этом напоминают Благовещенский и Введенский соборы, построенные по их заказу. Введенский собор является первым в ряду оригинальных построек XVII в., которые составили особое направление в развитии стиля московского барокко. Сольвычегодск известен также как место политической ссылки Сталина и родина знаменитого литературного персонажа Козьмы Пруткова.
Сказочные маршруты заслуживают отдельного внимания. У нас есть Царство Белого Гриба в Красноборске, Родина Ивана Дурака в Плесецком районе, Резиденция Снеговика и Деревня Деда Мороза в Архангельске, а также Резиденция Матушки Зимы в Яренске!
Если бы у приехавшего к вам в регион с визитом Президента страны Владимира Путина оказался свободный денек, куда бы вы его сочли незазорным пригласить – на какую базу отдыха, в какой ресторан, в каком отеле предложили бы остановиться?
Начну с гостиницы. Думаю, каждому понравится остановиться в гостинице «Пур-Наволок – Отель», которая расположена в историческом месте: на берегу Северной Двины на мысе Пур-Наволок, где был основан по указу Ивана Грозного город Архангельск. Всего в тридцати минутах от Архангельска расположен туркомплекс «Малые Карелы», он находится напротив одного из самых любимых мест отдыха жителей и гостей региона – музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».
Если интересна охота и рыбалка, можно остановиться на базе отдыха «Серебряный перекат», которая расположена в Вельском районе в сосновом бору на берегу реки. Для проведения активного отдыха зимой приглашаю всех на юг области, в спортивно-оздоровительный комплекс «Малиновка» в Устьянском районе.
Что касается ресторана – разумеется, я бы предложил места, в которых угощают традиционными блюдами северной кухни, и рыбными, и мясными, из северных ягод и грибов. Практически в каждом районе у нас есть достойные повара.
Практикуют ли представители вашей администрации так называемую программу «тайный гость», когда под видом рядовых туристов они могут оценить уровень сервиса оказываемых услуг?
Лично мне «тайным гостем» не получается представиться, узнают… А вот сотрудники нашего агентства по туризму и международному сотрудничеству, путешествуя по области, используют эту тактику. Стоит сказать, что повышение уровня сервиса в регионе – одна из главных задач, которую мы решаем при участии всех предприятий сферы туризма и образовательных учреждений. В качестве обратной связи служат и сами туристы, которые приходят в наш региональный ТИЦ и оставляют отзывы.