«Мелихово» – один из главных музеев, посвященных Антону Чехову. Известный на весь мир писатель прожил здесь счастливые семь лет.
Мы успели побывать в усадьбе до ее закрытия на реставрацию.
В Московской области, в 15 километрах от города Чехова, расположен музей-заповедник «Мелихово».
С 1 ноября до 30 апреля 2025 года главный усадебный дом будет закрыт на реставрацию. Мы отправились в это знаменитое место, чтобы понять, почему Антона Павловича любят не только за его великие произведения.
Мечта о своем доме
На территории бывшей усадьбы Чехова местами идут строительные работы, где-то стоят ограждения. Но главный дом пока открыт – сюда торопятся группы туристов, школьники, любопытные парочки.
У Чехова всегда была мечта жить среди простого народа и служить обществу. После непростой поездки на Сахалин, где он вел перепись каторжного населения, привезя на материк 10 тысяч карточек, он твердо решил купить дом. В одном из писем он отмечал: «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке, с мангустом… Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни, а эта жизнь в четырех стенах без природы, без людей, без отечества, без здоровья и аппетита, это не жизнь».
Сначала рассматривались гоголевские места в Полтавской губернии, но покупка сорвалась. Однажды, увидев в газете объявление о продаже имения в Мелихове, Антон отправляет посмотреть его свою сестру Марию и брата Михаила.
Его владельцем был художник-декоратор Николай Сарахтин. Имение было огромным – почти 200 гектаров земли. Да и цена была для писателя неподъемная – 13 тысяч рублей. Для сравнения: в те времена лошадь стоила 40 рублей. Часть денег он занял у своего издателя Алексея Суворина, а часть обещал отдать в рассрочку в течение семи лет – так и поступил.
В марте 1892 года Чехов со своей семьей: матерью, отцом, братом Михаилом и сестрой Марией – переехал в Мелихово. Дому требовался большой ремонт. Поскольку Антон был главным кормильцем в семье и хорошо зарабатывал, ремонт начали с его рабочего кабинета. Затем у дома был сооружен колодец. Вскоре возвели кухню, людскую и скотный двор, баню, хозяйственный амбар для сушки снопов и молотьбы и конюшню.
В хозяйстве Чехова интересовало все: он вставал в 4–5 утра, выпив кофе, выходил в сад и подолгу осматривал каждое фруктовое дерево и куст, подрезал при необходимости. Он собственноручно посадил 60 вишен и 80 яблонь, разводил свои любимые цветы – розы и тюльпаны.
Любимыми домашними питомцами были две таксы – Хина, она была полная, и Бром – худой и юркий. Им даже установлен бронзовый памятник на территории музея.
Рыбалка из окна
Мы обходим домашний пруд, которому Чехов дал шуточное название «Аквариум». Любитель рыбалки, Антон привез в банке из Москвы мальков линей, карасей и запустил в воду. Многочисленным гостям он предлагал купаться в пруду или ловить рыбу. В письмах он в шутку упоминал, что может удить прямо из окна своей спальни. Он разбирался в снастях, наживках, ему нравился сам процесс ловли, при этом часто «даровал своим карасям конституцию» – отпускал их на волю.
Еще одним большим увлечением Чехова было собирание грибов. В сезон он даже пропускал сроки сдачи рукописей в издательство, говоря: «Грибной спорт чертовски мешает работе».
У пруда есть насыпь с лавочкой, на которой часто сидели художник Левитан с сестрой Чехова Марией и писали этюды. Рядом с домом растут тополя-великаны. Это берлинский тополь, саженцы которого были приобретены Чеховым в питомнике в Риге в 1889 году. Посадил их его отец, они хорошо очищают воздух и вообще не имеют пуха.
Когда Чехов переехал из московской квартиры в Мелихово, ему было 32 года. Известное всем пенсне он тогда не носил, был красивый, высокий – 1,86 метра, его любили женщины, а он отвечал им взаимностью.
Почти пять лет Чехов посвятил строительству школ – хлопотал в земстве, чертил планы, закупал стройматериалы, нанимал рабочих.
Антон Павлович был модником, старался покупать себе хорошую одежду, особенно за границей. В кабинете всегда приятно пахло ароматом фиалок. Он много работал, в том числе по ночам.
В Мелихово им были созданы свыше сорока знаменитых произведений, в том числе повести и рассказы: «Палата № 6», «Три года», «Мужики», «Ионыч», «О любви», «Скрипка Ротшильда», «Студент», «Черный монах», «Анна на шее», «Дом с мезонином», а также пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня».
Врач и строитель
Писал Антон, как он сам говорил, для денег. Помимо этого, он работал земским врачом, причем отказался от жалованья и вел своих больных абсолютно бесплатно. Он был терапевтом, окулистом, стоматологом, сам делал небольшие операции и принимал роды, готовил лекарства и бесплатно раздавал нуждающимся. В 1892 году, когда в России вспыхнула эпидемия холеры, Чехова назначили холерным доктором. В зоне его ответственности находилось 25 деревень, 4 фабрики и один монастырь. В ту пору писать ему было некогда.
Также Чехов проявил себя как общественный деятель: его стараниями открыли почтовое отделение в Лопасне (теперь город Чехов, где на бывшей станции располагается Музей писем Чехова). Он просил своих друзей покупать марки только там, чтобы поддержать это отделение. Почти пять лет он посвятил строительству школ – лично хлопотал в земстве, чертил планы, закупал строительные материалы, нанимал рабочих. За это время им было возведено три школы: в селе Талеж, в Новоселках и Мелихово. Две последние сохранились до сих пор и являются частью музейной экспозиции.
У пруда рядом с домом есть насыпь с лавочкой, на которой часто сидели художник Левитан с сестрой Чехова Марией и писали этюды.
Пол-Москвы гостей
Чехов любил гостей и говорил: «жду к себе пропасть гостей или пол-Москвы». Его друзья и знакомые с удовольствием приезжали в Мелихово: устраивали конные и пешие прогулки, играли в крокет, а дома по вечерам – в лото. В комнате рядом с его кабинетом часто музицировали на рояле и пели романсы. Вообще семья Чеховых была очень музыкальная: отец, Павел Егорович, прекрасно играл на скрипке, все шестеро детей пели в церковном хоре, а брат Антона Николай играл на рояле.
Людей в доме подчас собиралось так много, что их просто негде было разместить. Поэтому хозяева приняли решение построить для этого маленький флигель. «Флигель у меня вышел мал, но изумителен, – писал Алексею Суворину Чехов. – Плотники взяли за работу 125 рублей, а устроили игрушку, за которую на выставке мне дали бы и 500 рублей».
Маленький домик с двумя крошечными комнатками сохранился до сих пор. В одной стоит кровать, в другой – письменный стол. Желая уединиться и заниматься творчеством, Антон Павлович переселился в него и там впоследствии написал «Чайку». В теплое время года в сенях флигеля шел прием больных. На балкончике, на флагштоке поднимался красный флажок – сигнал для местных жителей, что Антон Павлович дома и к нему можно идти.
Сейчас флигель законсервирован и тоже ждет реставрации. Планируется, что он будет отапливаться и принимать гостей круглогодично.
В 16 лет Антон Чехов сильно простудился и заболел пневмонией. С тех пор у него начались проблемы с легкими. Он долго не признавался никому, что у него туберкулез. На зиму и в период холодов он уезжал в Ниццу или Ялту. Когда у писателя были периоды обострения, с людьми он не встречался, понимая всю опасность этого – в то время туберкулез не умели лечить.
Антон Чехов женился поздно – в 41 год, на актрисе Московского художественного театра Ольге Книппер. Во время первого ее визита в Мелихово Чеховы уже понемногу готовились к переезду в Ялту. Имение скоро продадут: одни вещи уедут на новое место жительства, другие увезут на свои квартиры братья писателя, а свои письменный стол, кресла, книжный шкаф Чехов подарит мелиховской школе.
А вот личная жизнь сестры Чехова Марии не сложилась – хотя у нее имелось много ухажеров, она никогда не была замужем и не имела детей. Она прожила 90 лет и возглавляла до самой смерти музей Чехова в Ялте.
текст: Антон Семенов, Юлия Балабанова
Фото: Антон Семенов / Музей-заповедник «Мелихово»