Открывая тайны

В этом году Русскому географическому обществу исполняется 177 лет. Среди многих важных направлений его работы есть и развитие туризма, которое вышло на новый уровень

Заместитель исполнительного директора РГО Сергей Корлыханов рассказал нашему журналу, как попасть в экспедицию и где в России есть свои Мальдивы.

– Сергей, расскажите, почему в РГО стали развивать внутренний туризм?

– За всю историю РГО теме путешествий уделялось особое внимание. У нас обширные фонды, богатые архивы и большое количество специалистов разного профиля. Отделения общества есть во всех регионах страны. Это дает нам возможность смело выступать в качестве экспертов в решении задач, связанных с туризмом. Для этого мы создали профильный Департамент экспедиционной деятельности и развития туризма. При этом мы не стремимся стать конкурентом туроператорам, а, наоборот, действуем совместно, ведь у нас одна большая задача – повышать культуру путешествий по России.

Заместитель исполнительного директора РГО Сергей Корлыханов

– Как вы взаимодействуете с турбизнесом?

– Прежде всего у РГО стоит задача поддерживать и продвигать активных участников туристической отрасли, тех, кто создает новые нестандартные маршруты. Например, предприниматель решает создать увлекательный авторский тур на яхте по Ладожскому озеру или островам Японского моря и обращается к нам. Мы со своей стороны оказываем ему маркетинговую поддержку, заинтересовав туристов и дав гарантию, что это безопасно. Все маршруты, которые рекомендует РГО, проходят экспертную оценку, поэтому за их качество мы можем поручиться. Для этих задач мы разработали целую систему добровольной сертификации. Коллекция этих маршрутов собрана у нас на сайте, в разделе «Путешествия с РГО».

– Какие виды туризма наиболее интересны для вашего проекта?

– Прежде всего, это авторские маршруты – этнографические, рекреационные, событийные, с насыщенной культурной или активной программой. Мы также готовы поддерживать более узкоспециализированные виды, например спелеотуризм. Недавно под эгидой РГО была издана книга «Атлас пещер России». В нашей стране известно более пяти тысяч пещер, при этом тех, что доступны для туристов и где проводятся экскурсии, – не более 50. Для развития этого направления необходимо на федеральном уровне разработать стандарты обустройства пещер для посещения туристами.

Очистка острова Кильдин от техногенного загрязнения

– Расскажите, как организуются ваши экспедиции?

– Ежегодно у нас проводится до 300 экспедиций. В этому году у нас проходят 16 крупных федеральных, которые длятся по несколько месяцев и насчитывают несколько сотен участников, и 270 – на региональном уровне, которые организуются региональными отделениями РГО или при их поддержке.

Некоторые экспедиции проводятся при участии коммерческих компаний, какие-то нуждаются в нашей дополнительной поддержке. Причем важна не столько финансовая составляющая, сколько организационная и административная помощь.

Что касается больших экспедиций, зачастую они организуются при поддержке Министерства обороны Российской Федерации и в них проводится серьезная научная работа. Большинство участников мы набираем на открытых конкурсах и формируем научные программы, исходя из предложений ведущих университетов и научных центров страны.

На помощь специалистам РГО для очистки Арктики прибыл Экологический взвод Северного флота

– А какие самые значимые экспедиции сейчас проходят?

– В этом году мы сконцентрировали свое внимание на нескольких крупных проектах, которые считаем приоритетными. Один из ключевых – это продолжение очистки Арктики.
В рамках экспедиции осуществляется сбор неутилизированных в 90-х годах прошлого века горюче-смазочных материалов, брошенной техники, оборудования на островах Кильдин и Врангеля. Это очень сложная и кропотливая работа. На следующий год мы планируем продолжить начатое – уже на Таймыре, в районе поселка Хатанга, одного из самых северных поселений России.

Еще одна центральная экспедиция этого года – это исследование воздушной трассы Алсиб, сокращенно от Аляска – Сибирь. По ней Соединенные Штаты Америки во время Великой Отечественной войны по договору ленд-лиза поставляли нам истребители и бомбардировщики. Она протянулась от самого Берингова пролива до Красноярска. В этом году мы обследовали красноярскую часть трассы, сейчас ведем работы на Чукотке, затем переместимся в Якутию. Все найденные детали упавших самолетов, двигатели и артефакты будем размещать в качестве экспонатов в музеях. Кроме техники, уже найдены и останки летчиков, потерпевших крушение во время перегона самолетов по воздушному коридору. Специалисты займутся идентификацией их личностей. Например, одна из последних находок – хорошо сохранившийся комсомольский билет, который поможет нам установить судьбу его владельца.

Ученые РГО отправились спасать экосистему острова Кильдин

– А можно ли присоединиться к какой-то экспедиции?

– Да, такая практика существует, ко многим нашим проектам мы активно привлекаем добровольцев, в том числе из молодежи. Например, в этом году у нас проходит второй этап добровольческих лагерей в рамках экспедиции «Тайны Янтарного края» в Калининградской области, где принять участие мог любой желающий. Главной задачей экспедиции является очистка и восстановление Балтийской крепости. Это потрясающий памятник военно-оборонительного зодчества, построенный в 1626 году в виде звезды. На протяжении 400 лет в разные периоды своей истории крепость принадлежала разным странам, но она всегда использовалась по своему прямому назначению. Сейчас Балтийская крепость – это российский военный объект, который тем не менее можно посетить в составе организованной туристической группы.

Участники экспедиции проводят предархеологическую очистку территории и внутренних помещений, в этом им помогают добровольцы. В каждой смене – около 20 человек, в основном студенты со всей страны, которые прошли наш конкурсный отбор. Целый месяц они живут на море, работают вместе с учеными над расчисткой завалов военного времени, участвуют в мастер-классах, где их учат пользоваться профессиональной техникой для изучения исторических объектов, 3D-сканерами для создания цифровой модели крепости. А в свободное время – путешествуют по Калининградской области и знакомятся с историей крепости. Кстати, с ней связано множество легенд и загадок, например, одна из них гласит, что где-то в ее подземельях немцы при отступлении спрятали знаменитую Янтарную комнату.

Основной вред экологии наносит брошенная военная техника и металлолом

– И эти подземелья действительно существуют?

– Да, но они засыпаны. Заглядываешь в помещение, а оно почти все заполнено землей, но видно, что вглубь от него идет тоннель. Или разбираешь заложенную кирпичом арку и обнаруживаешь за ней пустое пространство, а вот что там находится, еще только предстоит узнать. Конечно, первыми все вновь обнаруженные помещения исследуют военные инженеры, специалисты противоминного центра. Мы также изучаем окружающий крепость ров, заполненный водой. Уже составили карту рельефа дна и определили места расположения крупных металлических предметов. Теперь водоем будут обследовать водолазы – мы ждем интересных находок.

Арктика, к сожалению, загрязнялась в течение всего XX века. Теперь пришла пора большой уборки

– Кстати, о находках: именно РГО в свое время открыло целый комплекс скифских курганов, который назвали Долина Царей. Проводятся ли там экспедиции сейчас?

– Да, в Тыве уже пятый год продолжается экспедиция, в рамках которой по нашему заказу работают археологи из Санкт-Петербургского Института истории материальной культуры Российской академии наук. Несколько сезонов им помогали добровольцы, для которых мы устанавливали полевой лагерь. Сейчас они изучают курган Туннуг – могильник IX века до нашей эры, самый древний из всех обнаруженных ранее. Параллельно эта же команда исследует зону затопления Саяно-Шушенской ГЭС, проводит раскопки могильников периода хунну на дне Саянского моря в тех местах, откуда во время отлива уходит вода. Ученые постоянно находят что-то интересное, например, в позапрошлом году обнаружили мумию молодой девушки лет двадцати пяти, захороненную приблизительно в VII веке. Мы назвали ее Принцессой из-за богатых украшений, которые говорят о том, что жители этих мест уже тогда знали технологии изготовления ювелирных изделий.

Перед утилизацией металл разрезается при помощи плазмореза

– А что касается ваших личных предпочтений, где вы любите отдыхать?

– Я родился в Башкирии, в селе Новобелокатай. Это такая глубинка, медвежий угол. Но это мой родной уголок, очень красивый, и, конечно, стараюсь по возможности бывать на моей малой родине.

Добровольцы расчищают Балтийскую крепость от завалов

Недавно путешествовал по Северной Осетии: красивейшие места, чистейшая вода, живописные горы, хрустальные водопады, экотропы, вкусная еда и очень приветливые люди. Еще мне понравилось в Хакасии, в заказнике «Позарым» на границе с Тывой. Мы ехали туда из Абакана, за окном степи, курганы, тепло, и вдруг въезжаем в зиму – горы, снег, совсем другой климат, вокруг ни души.

В Балтийской крепости спрятано множество артефактов военного времени, которые изучают специалисты противоминного центра

Не так давно мы с семьей ездили в Псковскую область, по пушкинским местам, были в музее-заповеднике «Михайловское». Экскурсоводы так увлекательно рассказывают – дети (я многодетный папа) были просто в восторге. Теперь мы перечитываем Пушкина всей семьей.

Археологи изучают скифский курган Туннуг тувинской Долины Царей – могильник IX века до нашей эры, самый древний из всех обнаруженных ранее

Зимой мы обычно ездим на какой-нибудь горнолыжный курорт – Абзаково или Банное в Башкирии, в последнее время полюбили Красную Поляну. Летом – Севастополь. Там особый микроклимат, это отдельная культура отдыха. Оттуда можно поехать на мыс Тарханкут или местные «Мальдивы» – где белый песок и чистейшее море. Я путешествовал по разным странам, но именно отдых в России, как ничто другое, дает мне силы жить и работать.

Текст: Марина Круглякова



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest