ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ «ПУТЬ-ДОРОГА», СОЗДАННЫЙ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ПО ТУРИЗМУ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРЕЗЕНТОВАЛ НОВЫЙ МАРШРУТ: ТАЛИЦЫ – МУРАНОВО – РАДОНЕЖ. ПРОЕХАЛАСЬ ПО НЕМУ И КОРРЕСПОНДЕНТ ЖУРНАЛА «ОТДЫХ В РОССИИ» МАРИНА КРУГЛЯКОВА.
Наша поездка началась с деревни Талицы, она находится в 30 километрах от Москвы. По легенде тут в 1380 году останавливался Дмитрий Донской, когда шел в монастырь к Сергию Радонежскому, чтобы получить благословение на битву с татарским войском, которая вошла в историю как Куликовская битва.
Из крепостных в купцы
«Если в сумерках зажечь спичку и она не менее четырех раз отразится в зеркале, оно подлинное», – рассказывает библиотекарь и экскурсовод из поселка Ашукино Татьяна Овчинникова. В антикварном зеркале отражается старинный немецкий шкаф XVII века. Он декорирован «соломоновыми» колоннами, украшенными виноградной лозой. Мы в купеческой усадьбе Аигиных.
В усадьбу сейчас попасть непросто. Она восстановлена – говорят, на реставрацию ушло 200 миллионов рублей, – но еще закрыта. Здесь собирались создать бутик-отель и ресторан.
Аигины, бывшие крепостные крестьяне, владели кирпичным заводом, двумя лесопилками, скупали земельные участки. Двухэтажный барский особняк был построен в 1869–1870 годах. Со временем вокруг него появились хозяйственные постройки и парк. Аигины сначала в имении жили сами, потом сдавали помещения, например, во флигеле размещался постоялый двор.
В 1914 году Аигины отдали здание под школу, и она располагалась в нем до 1985 года. По рассказам учеников, им никак не удавалось с досады хлопнуть дверью – настолько они тяжелые, деревянные, толщиной шесть сантиметров. В 1991 году в здании открыли музей «Талицы». Фактически это была мастерская народного художника РФ, скульп-
тора Вячеслава Клыкова.
Затем здание было сдано в аренду на 49 лет по губернаторской программе «Усадьбы Подмосковья». Предполагалось, что после реставрации в гостинице будут VIP-номера с антикварной мебелью стоимостью 1000 долларов. Но вот уже шесть лет усадьба простаивает. Мебель переставляется, в каких-то комнатах снова затевается ремонт.
А мы отправляемся дальше. И во второй точке нашего маршрута оказываемся через 15 минут.
Мураново: усадьба Тютчевых
Литературно-мемориальный музей Ф.И. Тютчева «Мураново» находится недалеко от железнодорожной платформы Ашукинская по Ярославскому направлению.
Череду известных владельцев Мураново открывает генерал-майор Лев Николаевич Энгельгард. В 1816 году он покупает имение и оформляет документы на жену, Екатерину Петровну. После маменьки владелицей усадьбы становится ее дочь, Анастасия, которая выходит замуж за поэта Евгения Абрамовича Баратынского. В 1842 году Евгений Абрамович решает построить новый дом, сам разрабатывает проект и выполняет все расчеты и чертежи. «Это произведение Баратынского, только не литературное, а архитектурное», – говорили современники о его творении.
ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ, ЧТО ПОСЛЕ
РЕСТАВРАЦИИ В ГОСТИНИЦЕ БУДУТ
VIP-НОМЕРА С АНТИКВАРНОЙ МЕБЕЛЬЮ
СТОИМОСТЬЮ 1000 ДОЛЛАРОВ.
Посетители обычно входят в музей через черный вход. Парадный, на противоположной стороне здания, сейчас закрыт. Проходим через узкий длинный коридор. Раньше он назывался темным, потому что предназначался для прислуги и не освещался. Уже следующие хозяева в потолке прорубили окно, через него проникал тусклый, но какой-никакой свет.
Бревна укладывали вертикально, что значительно ускорило строительство – дом был готов уже через три месяца. Он получился эклектичным снаружи и внутри, к тому же холодным, и жилые комнаты пришлось обложить кирпичом для дополнительной изоляции. Благодаря этому зимой, когда топили печи, а их насчитывалось 16, в доме было 16–17 градусов. По представлениям того времени, а речь идет о XIX веке, – это тепло. Летом же стояла спасительная прохлада.
Меньше чем через год Баратынский с семьей уезжает в путешествие по Европе и в Италии умирает от инфаркта.
В МУРАНОВО САМАЯ БОЛЬШАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
ВЕЩЕЙ ФЕДОРА ТЮТЧЕВА: КНИГИ, МЕБЕЛЬ,
КАРТИНЫ, РУКОПИСИ И ФОТОГРАФИИ.
Анастасия передает имение своей сестре, Софье Путяте, жене действительного статского советника Николая Васильевича Путяты. Он дружил с Пушкиным, Одоевским, Сологубом, Жуковским, Тютчевым и другими известными литераторами. В усадьбе постоянно собираются гости, устраиваются литературные вечера. Николай Васильевич достраивает дом, и при нем он обретает современный вид. Правда, некоторые элементы пришлось упразднить, например, зимний сад. После отмены крепостного права ухаживать за ним стало тяжело.
И наконец Мураново переходит к Тютчевым, точнее, к дочери Николая Васильевича, вышедшей замуж за почетного мирового судью Ивана Федоровича Тютчева, сына известного поэта. Тютчевы владеют Мураново до 1917 года. Во время революционного хаоса, когда местные жители собирались разграбить усадьбу, внук поэта, Николай Иванович, сумел их утихомирить, задав вопрос: «А что вам Тютчевы плохого сделали?» Возможно, тогда ему и пришла в голову идея передать права на Мураново государству. Уговорить матушку не составило труда. Тютчевы получают охранную грамоту и в 1920 году добиваются открытия на территории усадьбы музея. Николай Иванович становится его директором.
Почти сразу же после приобретения усадьбы Иван Федорович перевозит сюда вещи своего отца. Сейчас в Мураново самая большая коллекция вещей поэта. Книги, мебель, картины, рукописи и фотографии. Сохранился и интерьер спальни, в которой умер Федор Тютчев.
В Мураново все располагает к неторопливости и размышлению. Баратынский устроил себе кабинет так, что там прохладно и сумрачно в любой зной. Стол-бюро изготовили по его чертежам. Рядом расположен рабочий стол Тютчева. На витринах письменные принадлежности, сборники стихов поэтов. А сам зал сейчас называется «кабинет двух поэтов».
Кстати, первую биографию поэта Федора Тютчева написал Иван Аксаков, он был женат на его старшей дочери Анне. Она передала в Мураново обстановку рабочего кабинета мужа. Этот зал располагается на втором этаже и называется «аксаковский кабинет».
Еще хозяева усадьбы собрали богатую коллекцию фарфора: сервизы, чашки, пасхальные яйца, произведенные на Императорском фарфоровом заводе. Последние нельзя было купить, только получить в подарок на Пасху.
Если раньше время в Мураново для его обитателей и гостей текло неторопливо, то для нас оно пролетело быстро. Окунувшись в атмосферу дворянской усадьбы XIX века и поиграв в крокет, наша группа направляется в село Радонеж. И через 25 минут мы уже на месте.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
На портале «Путь-дорога», travel.riamo.ru, представлено более ста маршрутов, рассчитанных на один или два дня. Также тут можно узнать о достопримечательностях, расположенных вдоль основных трасс по девяти направлениям от Москвы, описания городов, музеев, их адреса, часы работы, стоимость билетов. А если зарегистрироваться на сайте, то еженедельно можно получать подборку новых вариантов путешествий.
Край спокойный и уединенный
Село Радонеж связано с жизнью одного из самых почитаемых русских святых – Сергия Радонежского. Впервые в письменных источниках он упоминается в X веке. Считается, его название произошло от Радонега, который в давние времена построил здесь крепость.
Во время татаро-монгольского нашествия монголы образовали в Радонеже таможню и пункт сбора дани. По преданиям недалеко от села, на холме, располагалось капище Белые Боги, где они молились. О тех временах напоминают названия окрестных деревень – Баскаково, Рахманово…
СЕЛО РАДОНЕЖ СВЯЗАНО С ЖИЗНЬЮ ОДНОГО
ИЗ САМЫХ ПОЧИТАЕМЫХ РУССКИХ СВЯТЫХ —
СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО.
Когда Радонеж вошел в Московское княжество, дань стали собирать его наместники. Различными льготами они привлекали в эти места новых жителей. Одними из них были родители Сергия Радонежского, ростовский боярин Кирилл и Мария. Самому преподобному тогда было 12 лет, и звался он Варфоломеем. Считается, что Кирилл и Мария основали в Хотьково монастырь, в те годы он еще был совместным – мужским и женским.
После смерти родителей Варфоломей решает начать иноческую жизнь и поселяется в дремучем лесу, который раньше простирался на месте Радонежа и его окрестностей. В 1342 году принимает монашеский постриг, получает имя Сергий и основывает глухой и уединенный Троицкий монастырь, ныне известный всем как Троице-Сергиева лавра. Обитель находилась на территории Радонежской волости, поэтому ее основателя стали называть Сергием Радонежским. Впоследствии больше половины российских монастырей были основаны его учениками и учениками его учеников. Мощи Сергия Радонежского находятся в Троице-Сергиевской лавре, а в Радонеже сейчас располагается монастырское подворье.
Мы поднимаемся по крутой лестнице на колокольню храма Преображения Господня. С нее открывается захватывающий вид на окрестные поля, памятник Сергию Радонежскому работы скульптура Клыкова, словно игрушечную часовню Матроны Московской, смотровую площадку и водяную мельницу. Около последней когда-то была устроена поливалка, приводившая в восторг детей. Но ее убрали – вода реки Пажи опасна для здоровья. Река пахнет нечистотами, что неудивительно, ведь в нее выливается канализация Хотьково.
Зато вода в источнике Сергия Радонежского, по словам нашего экскурсовода, отца Михаила, чистая и отвечает всем санитарным требованиям. По пути к источнику установлена часовня, а на самом источнике – две купели. Неподалеку находится озеро Всех Святых.