Хвалынск мало известен в масштабах страны, но очень популярен у жителей Саратовской и соседних областей. Почему сюда возят туристов автобусами, чем знаменит этот край и есть ли в нем современные купцы-предприниматели – в материале Антона Семёнова
Из Саратова мы отправились на машине в Хвалынск. Расстояние между городами – 230 км. По дороге остановились в мусульманском, как потом выяснилось, кафе. Рядом с умывальником была открыта дверь в молельную комнату, пол которой устилал разноцветный ковер. Все женщины-сотрудницы – в платках. Ассортимент блюд впечатлял: от традиционных харчо, бозбаша и плова до русских щей, рыбы и блинов. Порции большие, а цены демократичные.
Дорога была хорошая, за исключением последних 30 км. Путь на Хвалынск шел вдоль берега Волги, через деревни и села. И хотя дорога в конце была в плохом состоянии (что, надо признаться, мы редко встречали в Саратовской области), вид открывался красивый. Справа – широкая могучая река, а слева зеленые холмы и меловые горы. Уже на обратном пути, проезжая другой дорогой, мы видели бескрайние яблоневые сады, которыми также знаменит этот край. С давних времен от волжских берегов Хвалынска на кораблях отправляли тысячи тонн собранных фруктов. Здесь и по сей день производят яблочный сок, а с недавних пор и сидр под названием «Притяжение Ньютона».
Хвалынск как горнолыжный курорт хорошо известен жителям региона и соседней Самарской области. Но сам старинный город заслуживает отдельного внимания и изучения пытливым туристом.
Центр старообрядчества
Небольшой город с населением чуть более 12 тысяч человек был основан в 1556 году как сторожевой пост на острове Сосновом. Поселение управлялось келарем московского Чудова монастыря, а через 50 лет было перенесено на место современного города и стало селом Сосновый Остров. С 1780 года указом императрицы Екатерины II это уездный город Хвалынск.
Город и его окрестности до революции 1917 года были одним из центров старообрядчества России. Переселившиеся сюда из Хлынова (ныне – город Киров) в 1703 году гонимые верующие и стали его жителями.
К 1914 году в Хвалынске было семь православных церквей и только один старообрядческий храм – Покрова Пресвятой Богородицы, построенный на средства купца Михайлова в псевдорусском стиле. В годы советской власти все церкви были разрушены, кроме старообрядческой. Рядом с ней находился консервный завод, и в храме организовали склад продукции.
В 1947 году он был передан православной общине и освящен в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В 2009 году начались современные восстановительные работы, которые длились до 2014 года. Удалось восстановить дореволюционные росписи храма, а вокруг него создать настоящий парк с розарием. На дорожках можно увидеть макеты утраченных церквей.
Еще один страшный факт из истории уездного города. В 1892 году в Хвалынске произошел знаменитый холерный бунт, сопровождавшийся жестоким убийством доктора А.М. Молчанова, забитого разъяренной толпой, и грабежом домов богатых горожан. Эти события обсуждали по всей стране и были пересказаны многими писателями того времени, в частности В.В. Вересаевым в повести «Без дороги».
Знаменитый земляк
Без сомнений, самым знаменитым жителем Хвалынска является художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, автор картины «Купание красного коня», выставленной в Третьяковской галерее. Родившийся и проведший свое детство в этом местечке на Волге, он на всю жизнь запомнил красоту его холмов и водные просторы. Притом что еще в юные годы он переехал в Петербург, где стал учиться на художника, да так там и остался, он регулярно приезжал в дом своей матери, писал картины, отдыхал от столичной суеты. «Чем ближе подходит время к маю, тем скорее мне охота уехать туда, в родное для меня место, бежать скорее отсюда, из этого Вавилона. Отдохнуть и поработать, сбросив с себя весь столичный хлам… Как мне надоел Петербург с его всегдашними безобразиями, где всегда видишь пустую, бесцельную жизнь, хотя я многому здесь научился, узнал хотя немного человека, понял то, к чему я стремлюсь, цель искусства…» – писал художник в 1896 году.
Фамилию свою Кузьма Сергеевич унаследовал от отца, коренного жителя Хвалынска, а тот – от деда, то ли торговавшего водкой, то ли любившего выпить. Мать воспитывала его в обстановке старообрядчества, поэтому у него сформировалось противоречивое отношение к религии. Он верил в духовные силы человека-творца, созидателя, в стремление к нравственному совершенствованию, хотя ничто человеческое ему не было чуждо. Религиозность у него отступала на второй план перед силой мысли, разума, поисками научной мысли. При этом он часто расписывал храмы, а его картина «1918 год в Петрограде» напоминает изображение Мадонны с младенцем на руках.
В юности художник много рассуждал о месте человека в этом мире. И как герой знаменитого балабановского фильма «Брат-2», сам себе отвечал на вопрос: в деньгах ли сила? Так, в своем письме двоюродному брату он говорит, что ездит в Петербург зарабатывать на хлеб, чтобы помогать родным в Хвалынске, а далее продолжает: «Да и совсем не в деньгах сила – сила, брат, в таланте да в уме человеческом, только эти две стихии и владеют, и двигают, и управляют душой и жизнью человеческой…»
Благодаря крупным заказам, выполненным в Петербурге, Петров-Водкин смог осуществить давнюю мечту – приобрести собственный дом на родине, где впоследствии жили его родные. Сейчас в нем работает дом-музей Петрова-Водкина, который мы с удовольствием и посетили.
В Европу – на велосипеде
Кузьма Сергеевич был настоящим туристом: он постоянно путешествовал как по России, так и по Европе. Набирался знаний, опыта, впечатлений, узнавал людей и постоянно писал картины. В Мюнхен он, не имея средств, отправился на велосипеде, взятом напрокат в Москве. С большими трудностями добрался на нем до Австрии, где пересел на поезд в Германию. Через какое-то время Петров-Водкин отправился на учебу в Париж, где провел три года, а вернулся домой с сотней готовых картин и женой-француженкой – Марией Жозефиной Йованович, которую в России называли Марией Федоровной. Она посвятила всю себя мужу, тоже часто переезжала с места на место, бывала в Хвалынске.
Именно благодаря стараниям Марии Федоровны знаменитую картину «Купание красного коня» мы можем сейчас видеть в России. Дело в том, что из-за начавшейся войны в 1914 году Швеция оставила у себя 250 картин известных русских художников после прошедшей в стране выставки. Как тут не вспомнить историю со скифским золотом из четырех крымских музеев, «застрявшим» после выставки в частном музее Алларда Пирсона в Амстердаме из-за событий 2014 года, из-за которого сейчас идет судебное разбирательство? Только спустя 36 лет, в 1950 году, картина Петрова-Водкина вернулась на родину. Сначала холст оказался в частной коллекции, а в 1961 году был передан в Третьяковку.
В Хвалынске напротив здания картинной галереи, которая носит имя Петрова-Водкина, в 2016 году был установлен памятник художнику – он стоит с велосипедом, а на плече висит этюдник. Кстати, здание музея – бывший дом семьи Радищевых.
Потомки Радищева
Правнук известного русского писателя и философа А.Н. Радищева – Михаил Алексеевич Радищев, служивший в должности городского судьи, является основателем Хвалынского краеведческого музея. Собранные им коллекции холодного и огнестрельного оружия, нумизматическая, орнитологическая коллекции уже в конце XIX века составили частное музейное собрание, которое в 1919 году получило статус естественноисторического музея.
Музей располагается в центре города в двух зданиях. Отдел истории музея расположен в старинном двухэтажном помещичьем особняке, хозяином которого был Михаил Радищев. Именно в этом особняке им был открыт первый в Хвалынске публичный музей.
Прогулка по городу подарит вам массу впечатлений. Среди привычных жилых одноэтажных домов вы увидите изумительные старинные здания с оригинальной архитектурой: пожарную каланчу, в которой, говорят, помимо действующей пожарной части располагаются обычные квартиры, особняк купца со сказочной фамилией Кащеев, дома купцов Черткова и Солдаткина, дачу купца Михайлова-Кузьмина, которую проектировал известный петербургский архитектор Р.Ф. Мельцер, многолетний друг Петрова-Водкина.
В лес по билету
В Хвалынске располагается головной офис одноименного национального парка. Территория парка впечатляет – 26 тыс. га. Но пройтись по живописным экологическим тропам среди сосен и берез можно, только купив входной билет. Ярко-желтые информационные таблички стоят на каждой тропе, ведущей в заповедные чащи. Но вот приобрести сами билеты, которые стоят по нынешним временам смешные 30 рублей, онлайн на сайте учреждения или еще где-то не получится. Нужно обязательно прийти в контору. А вы говорите: цифровизация! Штраф за нарушение правил уже приличный – от 3 до 4 тыс. рублей. Кто попадется, говорят, договариваются с егерем на месте. Администрацией парка предлагаются также экскурсии по экотропам «Святой родник», «Пещера монаха», «Елшанский хребет», «По дну древнего моря». Вы можете арендовать конный экипаж, микроавтобус и даже остаться на ночь в гостевом домике в туркомплексе «Солнечная поляна».
С видом на Волгу
В окрестностях города есть несколько хороших мест для отдыха и релаксации. Один из них – парк отдыха «Хвалынь» с горнолыжным курортом, своей крафтовой пивоварней, спа-комплексом и термами с подогреваемой родниковой водой. Жить можно в домиках-шале или гостинице. Виды на красавицу Волгу, достигающую здесь 10 км в ширину, и начинающаяся на территории парка экотропа, уходящая в реликтовый лес, станут прекрасным дополнением к вашим впечатлениям от посещения этих исторических мест.