Мертвое озеро
В этом озере невозможно утонуть. Я чувствовала себя резиновым мячиком, когда купалась в «полынье», выдолбленной в толстой соляной корке. Соляной раствор настолько насыщен, что после купания немедленно пришлось обмываться последними граммами оставшейся у нас минералки. Иначе крупинки соли тут же застывают на коже, и через какое-то время можно превратиться в соляной столб, как жена Лота.
«Засоленные» кусты перекати-поля, занесенные на озеро степным ветром, сверкают на солнце, как люстры с кристаллами Сваровски.
С тюркского Баскунчак переводится как «собачья голова». Однажды ехал по астраханским степям караван. И заблудился. Вдруг путники, изнывающие от жажды, увидели блестящее, словно зеркало, озеро. Собака купца первая подскочила к воде и жадно начала глотать ее. Но поскольку вода в озере — насыщенный соляной раствор, псина забилась в судорогах и тут же свалилась в озеро. На поверхности видна была только ее голова. Так и назвали озеро «Собачьей головой».
Расположенный на берегу озера поселок Баскунчак жив благодаря соледобывающему комбинату «Бассоль». Все в поселке пропитано солью и потом. Вода в колодцах и та солоноватая. Даже кафе на площади называется: «Солонка».
Добраться до Верхнего Баскунчака из Волгограда можно любым попутным поездом, следующим в астраханском направлении. Мы с мужем выехали вечером, поскольку собирались гулять в заповеднике и фотографировать Баскунчак весь следующий день. Ночь пришлось провести на железнодорожной станции. А утром пришел паровозик с двумя вагонами и доставил нас в Нижний Баскунчак, что стоит на берегу.
По всему озеру тянутся рельсы. По дамбе ходят поезда. Загружают вагоны солью. И рельсы, и железнодорожные составы из-за разъедающего действия соляного раствора приходится менять каждые пять лет.
В 60-х гг. ХХ в. на соляной корке озера Баскунчак проводили Всесоюзные гонки на рекорд скорости. Толстый слой соли на озере спокойно выдерживает гоночные машины, а также «КамАЗы» и экскаваторы, ломающие соляные глыбы. В былые времена ломщики соли работали, стоя по колено в соляном растворе. Не спасала никакая обувь. Все они становились инвалидами. Частенько погибали и перевозчики соли – чумаки. Они умирали от жажды на возу драгоценной в то время соли, заблудившись в бескрайних степях.
Глубина воды в озере – максимум восемь метров, зато толщи соли под ней уходят в глубь земли на километр. При этом соль все время поднимается, так как ее удельный вес меньше веса окружающих пород.
Кровавые холмы и Поющие скалы
Неподалеку от соленого озера находится соленая гора. Святыня всех буддистов мира – гора Богдо на 90 % состоит из обычной соли. Эта гора каждый год подрастает на четыре миллиметра. Миллион лет назад Богдо была островом в океане Тетис. На остров погреться на солнышке выползали огромные чудовища – стегоцефалы и лабиринтодонты. Кости этих динозавров нашли недавно палеонтологи на горе Богдо.
Согласно калмыцкой легенде, давным-давно приехал на Волгу далай-лама. Ему стало скучно среди плоских бескрайних степей, и он повелел монахам притащить на берега Волги хоть одну гору, дабы было красиво, как на Тибете. Двое монахов-калмыков медитировали днем и ночью, а достигнув пика концентрации, подняли силой своего духа одну из гор Урала и понесли на Волгу. Но по дороге, как раз у Баскунчака, встретилась им красивая девушка-казашка. Молодой монах не выдержал искушения, отвлекся. Сила его духа уже не могла удерживать гору. И гора рухнула, раздавив монахов в лепешку. Кровь брызнула из-под горы в разные стороны. И поэтому якобы холмы вокруг Богдо окрашены в красный цвет. Девушка-казашка, ставшая свидетельницей трагедии, как водится, наплакала целое озеро слез, которое позже стало соленым озером Баскунчак.
В горе есть пещера, которую вырубили калмыцкие монахи-буддисты. Монахи приезжают медитировать на Богдо каждый год. Я была в той пещере. Там хорошо. Прохладно, даже когда снаружи пятидесятиградусная жара.
Это мистическое место еще и звучит по-особому. У подножия горы Богдо стоят причудливые поющие скалы. Тысячелетиями над ними работали ветер и вода. Когда ветер усиливается, скалы начинают гудеть и завывать. Древние калмыки верили, что так с людьми разговаривают духи.