Родина слонов

Том почти в четыре сотни страниц обещает, казалось бы, рассказать о Костромской земле многое. Но оказывается, что Кострома и окрестности – лишь повод, чтобы поговорить о насущном: о российской истории, разворачивающейся на фоне воспеваемой территории, где «общий потенциальный православный контингент – не менее 98 % жителей». Для пущей доходчивости история представлена в лицах: тех, кто здесь родился, учился, женился, отдыхал, сидел, проезжал мимо, имел дальних родственников… Главный научный авторитет – историк В.Н. Татищев, живший в первой половине XVIII в. Вероятно, из тех же времен и пафос просветительства, стремление объяснить жизнь.

Историософия автора незамысловата: все благое на Руси – от православия, все беды – от отступления от него. «Нравственно-идеологическим стержнем всех правителей Москвы и России было православие». Романовы хороши только первые (потом – «лица с инославными корнями» и «немецко-английской кровью»), декабристы были масонами, ну а еврейские фамилии большевиков аккуратно приводятся при каждом упоминании – с уточнением: неправославные, нерусские люди. От зашкаливающей духовности временами становится душно.

С Романовыми сложно: хотя они и нерусские и имели «мало общего с генетико-психологической базой подавляющей массы своих подданных», но лучших вариантов правления не было. Поэтому, когда они слушались Церковь, дела шли неплохо. Но власть – дело грязное, потому «участие в тех или иных управленческих компромиссах неизбежно подтачивало физическое здоровье и духовное равновесие первых лиц» (болезни и несчастья «в личном плане»). В ХХ в. еще хуже: «Костромская земля была одной из жертв борьбы с православием в России» (главные враги – троцкисты, спаситель православия – Сталин).

Вся эта одиозная концепция изложена чудовищным языком, состоящим из красот, канцелярита и как бы научной терминологии. Хочется цитировать и цитировать: «костромичи результативно участвовали в освобождении России»; «очень многие россияне, и особенно творческие личности, приезжали и приезжают на Костромскую землю во имя творческого вдохновения, обновления и подпитки интеллектуальных возможностей, укрепления духовно-нравственных сил, упрочения связи, ощущения единства с простым русским народом и осознания того, что ты – его часть»; «Кострому нужно оценивать как неповторимый территориальный урбанистический акцент; как своего рода древний и уникальный бриллиант в емкой сети российских городов»…

Земля эта – просто страна Утопия. Современному человеку там вроде и не место: «С давних пор костромичи были добрыми, терпимыми, доверчивыми, в массе своей небогатыми людьми, но не склонными к переворотам, нарушению стабильности в стране, не мыслившими жизни без Бога и православия». Да и всякий ли выдержит обещанное: «Приехав в Кострому, каждый ощущает, что здесь «все Русью пахнет».

Не стоит думать, что эта книга – продукт местного краеведения. Местные исследователи могут быть наивны, не очень умелы, слишком увлечены или восхищены своим объектом, но их книги всегда какие-то теплые; даже если книга не нравится, все равно хочется поехать в описанные места. Нет, это произведение профессора, доктора географических наук, работающей в Финансовом университете при правительстве РФ в Москве. Ехать в Кострому – в один из самых интересных культурных регионов России – после этой книги не захочется. Да и читать путеводители – опасаешься.

Родина слонов. Глушкова В.Г. Костромская земля.
М.: Вече, 2012. Серия «Исторический путеводитель».



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest