10 главных выставок Москвы: Казимир Малевич, Бьорк, Климт и другие

VII Московская биеннале современного искусства

КОГДА: 19 сентября 2017 — 18 января 2018

ГДЕ: Новая Третьяковка

Самая ожидаемая выставка не только осени, но и последних двух лет для тех, кто уже не шутит о разнице между перформансом и инсталляцией. Итальянским словом «биеннале» (лучше использовать женский род) принято называть выставку, которая проходит раз в два года. Для Москвы это событие экстраординарное: каждый раз у него новый международный куратор, который выбирается на конкурсной основе экспертным советом. Первая биеннале вошла в мировую выставочную историю, ее курировали тогда еще звезды, а сегодня уже классики — Ханс-Ульрих Обрист, Даниэль Бирнбаум, Роза Мартинес и Николя Бурио, проходила она в Музее Ленина. Вторая состоялась в недостроенной башне «Федерация» в Москва-сити, а нынешняя займет здание Третьяковской галереи на Крымском Валу. Как сказал на пресс-конференции ректор института имени Репина Семен Михайловский, японцы просто не умеют делать некрасиво. Наверняка умеют, но в этом случае заявка на красоту выходит на первый план, как бы консервативно это ни звучало. Куратор VII биеннале — Юко Хасегава — директор Музея современного искусства в Токио. Ставка делается на визуальность: новые проекты представят такие мастера изобразительной избыточности, как Мэтью Барни и Олафур Элиассон, также в участниках — экс-супруга Мэтью Барни, певица Бьорк и Пьер Юиг, один из самых загадочных современных авторов.

Такаси Мураками «Будет ласковый дождь»

Музей современного искусства «Гараж» неизменно пытается радовать креативного зрителя с достатком не ниже среднего бессмысленными зрелищными блокбастерами. И раз уж в культурной Москве японские сезоны, то без Такаси Мураками было точно не обойтись. Его называли японским Энди Уорхоллом и Джеффом Кунсом. Его искусство имеет куда больше отношения к дизайну и аттракциону, чем к концептуальной традиции Японии. От его работ буквально рябит в глазах, и многих экспертов они заслуженно бесят. Этот японский кич можно чаще увидеть на художественных ярмарках, чем в музеях. В дизайнерских магазинах можно купить что угодно с его принтами или маленькие фигурки его развеселых персонажей. Поклонники Мураками говорят, что это олицетворение национального менталитета и художественных практик, что его работы построены по иным, не европейским законам. Якобы смешение манги, трагедии, всевозможных рукодельных техник и вообще всего на свете необходимо, чтобы получить на выходе, например, трехмерный комикс о бомбардировке Хиросимы, который ухватывает самую суть принципиально иного подхода к производству культуры. Решать это в «Гараже» придется зрителю.

КОГДА: 29 сентября 2017 — 4 февраля 2018

ГДЕ: музей «Гараж»

Кеичи Танаами «Страна зеркал»

Налицо сговор музея «Гараж» и «Галереи Татинцяна», и не важно, в какой форме он был осуществлен. Ну или японские недели принимают тотальный масштаб. Имя Кеичи Танаами стоит примерно в одном ряду с Такаси Мураками. Возможно, он чуть менее известен широкой публике, но на самом деле куда более заслуженный. Всем обычно нравится романтическая история о том, что известным художником он стал после того, как после войны, в которой участвовал понятно на какой стороне, поехал в США и увидел, что делают художники там. По сути, таким образом он экспортировал идеи поп-арта к себе на родину, где они превосходно прижились. По сравнению с Мураками, работы Танаами чуть более мистические и загадочные, не лишенные эффектов сюрреализма, наверное, в этом случае надо сказать, олдскульные. И если уж говорить о том, кто сегодня представляет национальный колорит Японии — хотя говорить так европейцам совершенно неприлично — то это скорее Танаами.

КОГДА: 28 сентября — 18 ноября

ГДЕ: «Галерея Татинцяна»

Константин Бранкузи

КОГДА: 16 сентября — 12 ноября

ГДЕ: Московский Мультимедиа Арт Музей

В Московский Мультимедиа Арт Музей привезут работы Константина Бранкузи, одного из самых известных скульпторов XX века, из коллекции Центра Жоржа Помпиду. Самое неожиданное, что акцент в этой выставке сделают не на традиционно вспоминаемой при упоминании фамилии Бранкузи скульптуре, а на его фотографии. Ход не самый очевидный. Действительно, его скульптуры «Бесконечная колонна», «Начало мира», «Молитва» или «Птица в пространстве» очень хорошо известны любому образованному зрителю. Но мало кто знает, что в какой-то момент, в очередной раз будучи недовольным репродукцией своих работ, автор начал фотографировать их сам. Его учителем в технике фотографии был Ман Рэй, он помогал ему и подсказывал, что нужно делать, чтобы добиться желаемого эффекта, и он же говорил, что бракованные, недо- или переэкспонированные, засвеченные, с пятнами фотографии Бранкузи как нельзя лучше выражали суть его скульптур. Так это или нет, можно будет увидеть на выставке в ММАМ, где кроме фотографий будут показаны рисунки Бранкузи и его знаменитые скульптуры «Прометей» и «Спящая Муза». Видимо, для сравнения.

Эль Лисицкий

Помимо Японии, еще одной темой начала выставочного сезона станет русский (и не только) авангард. Одна из самых ожидаемых выставок — огромный проект про художника, в последние годы несправедливо оставшегося без внимания, которым обласканы его коллеги, куда менее значимые. Выставка Лисицкого как раз призвана исправить эту несправедливость. Она состоит из двух частей: одна расположится в Третьяковской галерее, вторая — в Еврейском музее и Центре Толерантности. Соответственно, разделены они будут тематически. Тиражную графику и фото покажут в бывшем Бахметьевском гараже, а все, что связано с главными его изобретениями, проунами, — в здании на Крымском Валу. Эту выставку стоит посетить тем, кто думает, что русский авангард исчерпывается Малевичем или — в более продвинутом варианте — Малевичем и Татлиным, потому что она позволит понять синкретичность и взаимопроникновение всех видов культуры и искусства, показывая Лисицкого великим бумажным архитектором. Также расскажут и о жизни художника, восстановив его записную книжку со всеми контактами на основе писем и исторических свидетельств. Одним словом, покажут все, что было скрыто.

КОГДА: 17 ноября 2017 — 4 февраля 2018

ГДЕ: Третьяковская галерея, Еврейский музей и центр толерантности

Казимир Малевич «Не только „Черный квадрат“»

В последние дни осени в выставочном центре «Рабочий и колхозница» откроется еще одна выставка русского авангарда, на сей раз, снова и опять, Малевича. Ну не все же в Москве показывать других художников, пора к корням. На этой выставке нам обещают показать большую ретроспективу художника и, более того, малоизвестные его работы. Куратором выставки выступит главный специалист по творчеству патриарха русского авангарда в мире Александра Шатских. Своей задачей она видит показать, что искусство Казимира Севериновича было настолько разносторонним, что «под именем Казимир Малевич как будто действовал целый отряд творцов, сумевших сказать первое, а нередко и определяющее слово во многих сферах художественной культуры». В основном произведения на выставку приедут из российских региональных музеев и будут охватывать весь период творчества автора, от ранних, малоизвестных широкой публике, гелиогравюр из «Юбилейного альбома Московского художественного театра» до открыток, фотографий и, конечно, совершенно разной живописи — от ранней футуристической до поздней фигуративной. То есть идти на эту выставку придется даже специалистам.

КОГДА: 24 ноября 2017 — 25 февраля 2018

ГДЕ: выставочный центр «Рабочий и колхозница»

Густав Климт. Эгон Шилле

КОГДА: 10 октября 2017 — 14 января 2018

ГДЕ: ГМИИ имени А. С. Пушкина

Горячо любимых советской интеллигенцией художников покажут в галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Для фанатов «Бетховенского фриза» и «Поцелуя» оговоримся сразу: покажут графику. Работы привезут из собрания венской (разумеется) Галереи Альбертина, одной из лучших коллекций австрийского искусства первой половины XX века. Основой творческого метода обоих художников была, прежде всего, отточенная, сложная, изогнутая линия рисунка, и, чтобы это понять, нужно видеть их графику, а не живопись. Густав Климт с его идеальными символическими сплетающимися телами, образами, аллегориями и фактурами составляет достаточно странную пару упадническому в лучшем смысле этого слова портретисту страданий Эгону Шилле. И вообще, то, что работы последнего покажут в Москве, скажу честно, довольно неожиданно, но в любом случае это сопоставление, вероятно, идет из изящности и мастерства владения карандашом обоих авторов. Идти надо в любом случае, вряд ли в Москву в ближайшее время привезут более хрестоматийных декадентов.

Кирилл Савченков Office of Sensitive Activities / Applications Group

Фонд V-A-C — сегодня один из самых крупных и интеллектуально безупречных игроков на поле современного искусства Москвы и России. Их проект «Геометрия настоящего» сделал ГЭС 2 на четыре дня самым посещаемым местом для любителей электронной музыки и современного искусства даже по сравнению с лучшими вечеринками «Рабицы», а «Опыты нечеловеческого гостеприимства» на время превратили здание на Гоголевском бульваре в дизайнерский отель, в котором было место и бактериям, и инопланетянам, и грибам, и современным производным органической химии, и важным международным философам и музыкальным командам. Так вот, фонд V-A-C продолжает серию выставок в этом пространстве ММОМА, и следующий проект — персональная выставка молодого художника Кирилла Савченкова, знакомому профессионалам, например, по проекту «Музей скейтбординга». В этот раз автор обещает сделать выставку «учебником, развернутым в объекты». Она будет называться Office of Sensitive Activities / Applications Group и будет посвящена тому, как человек учится выживать в возможных условиях постчеловеческого будущего. Выставка станет единой инсталляцией, представляющей собой учебный центр, где два раза в неделю будут проходить тренировки и ридинг-группы по космологии, криптозоологии, паравоенным и медитативным практикам.

КОГДА: 9 сентября — 5 ноября

ГДЕ: ММОМА

Ирина Корина «Прощание с вечной молодостью»

Ирина Корина — самая известная московская художница и в России, и за границей (после Ольги Чернышевой). Есть еще Анна Ермолаева, но она уже давно австрийская гражданка. Корина уже много лет осмысляет ту окружающую нас визуальность, которую нам преподносят власти, коллективное бессознательное, усредненный потребитель и мировая история. Начиная с пронзительных инсталляций, навеянных практиками евроремонта, она постепенно пришла к малым архитектурным формам, в которых отражает визуальные коды собянинской эпохи, связанные с городским освещением, новым госрегулированием внешнего вида окружающей среды, политикой потребления и взгляда. То есть в буквальном смысле точно и скрупулезно описывает современность новой Москвы. Все это можно будет увидеть на выставке на «Винзаводе» в рамках цикла «Прощание с вечной молодостью», который посвящен лучшим российским emerging художникам, которым уже исполнилось 35 и они перестали быть молодыми, но у которых еще не наступила вершина или середина карьеры. Ирина Корина покажет несколько больших инсталляций. И это, как говорится, must see, потому что после них вы уже не сможете как раньше смотреть на городское освещение на бульварах или декорации фестивалей московского варенья или рыбы. То есть увидите заново мир, в котором мы живем.

КОГДА: конец осени

ГДЕ: «Винзавод»

«Некто 1917»

Ну и в конце не будем забывать, что в этом году отмечается столетие Октябрьской революции. В это будет включено максимальное количество музеев и культурных центров, и отмечать будут целый год. В связи с этими торжественными (как бы глупо это ни звучало) событиями, Третьяковская галерея открывает выставку «Некто 1917». По сути, ГТГ таким образом налаживает производство выставок на заказанные государством темы, как, например, прошлогодняя «Оттепель». И в этом нет ничего плохого, так как главный государственный музей национального искусства страны должен как минимум уметь адекватно и точно реагировать на запросы современности в лице власти и общества (доживем и до такого). По сути, выставка «Некто 1917» представит нам тему практически борьбы за знамя между фигуративными живописцами, названными здесь «мифотворцами», и абстракционистами, которые станут «утопистами-беспредметниками». К первым относятся Михаил Нестеров, Кузьма Петров-Водкин, Борис Григорьев, Борис Кустодиев и так любимая командой музея Зинаида Серебрякова, а в утописты записали Казимира Малевича, Ольгу Розанову, Лидию Попову, Ивана Клюна, Александра Родченко и Василия Кандинского. Как бы то ни было, компания подобралась звездная — любителям российского искусства первой половины XX века повезло.

КОГДА: 28 сентября 2017 — 14 января 2018

ГДЕ: Третьяковская галерея

the-village.ru



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest