Жизнь внутри радуги


Россия заметно отстает от развитых стран по потреблению изделий из драгоценных металлов. Особенно в секторе драгоценностей с камнями высшей категории – на нас приходится менее 1% от мирового объема. Однако российский ювелирный рынок подвержен тем же тенденциям, что и мировой, – это сдвиг вкусов потребителей в сторону ювелирных украшений с цветными камнями.

Конечно, по-прежнему главенствующее положение принадлежит бриллианту. Представим себе одно из светских торжеств. Выход короля, принца, телезвезды, бизнесмена или бизнесвумен. Благородство осанки. Ослепительное сияние драгоценных камней в отсветах свеч и вспышках фотокамер. Демонстрация украшений в лучших ракурсах – все для поклонников и подданных. Короли экранов, принцессы в жизни, просто богачи – они полагают, что важнее всех. Но на самом деле у подобных торжеств царь и бог один – его величество сияющий бриллиант.
И вдруг оказывается, что добрая половина украшений взята напрокат. Причина в том, что ограненный алмаз остается самым дорогим предметом роскоши, ее воплощением. Он скорее объект тезаврации, фамильная драгоценность. Носить бриллиантовые украшения ежедневно, не опасаясь кражи, потери или разрушения, мало кто может себе позволить. И хотя то же самое можно сказать и о других драгоценных камнях – о рубине, изумруде и сапфире, выбор многих склоняется в пользу более дешевых камней, наиболее привлекательные из которых – обладающие теми или иными цветными оттенками. Эти цвета и оттенки, как части спектра, которые дарит окружающим чистой воды бриллиант, искрящийся и холодный, расщепляющий сам солнечный луч.

В его спектре есть красный. Самый верный адепт красного – рубин. Камень пряностей, древности и Востока. Камень шахов. Кровь низвергнутых богов. Огнями стоп-сигналов рассыпается красный по вечерним улицам мегаполисов современности. Взойдите вечером на мост через любое шоссе с напряженным автомобильным движением – не счесть ярких рубинов там, под вами, движущихся куда-то вдаль и мерцающих.

Рубин – “ратнарадж” – “царь самоцветов” Древней Индии. Его цвет – цвет тревоги. Темнея, рубин предупреждает об опасности. Ожерелье с кроваво-красными камнями на смуглой шее и груди встречной незнакомки предупреждает как раз об этом, говоря: будь осторожен. И тот же огненный рубин в перстне на ее прекрасной руке в тон лаку на ухоженных ногтях – может, это уже нечто другое. Может, это талисман, который излечит поклонника от многих тяжелых недугов, самый страшный из которых – одиночество. Кто знает?
У рубина есть младшие слуги – красные гранаты и красная шпинель. Они мало отличаются по цвету и в Античности вместе с рубином именовались одним названием – карбункул (от лат. carbunculus – “уголек”). Углями и угольками они горят на крыльях самолетов, на “усах” телебашен, на трубах заводов и вышках сотовой связи, на панелях видеокамер и телевизоров. Попадая в руки художников-ювелиров, эти угольки становятся частью их необычной фантазии, вплетаясь в изгибы драгоценных металлов. Металл охлаждает их вечное горение, но не тушит. Горящие в металлических оправах, потенциально опасные тяжелыми ожогами… Такими их носим мы, ежедневно рискующие люди современности.

Зеленый. В отличие от красного, он разрешает. Не обжигает, но успокаивает. Это ее зеленые глаза, ласковые и искрящиеся в солнечном, лунном или искусственном свете. Купаясь в этом взгляде, мало кто из сильной половины человечества замечает, что за ним следит третий зеленый глаз – изумруд в ее кулоне или хризолит в ее кольце. Следит пристально и, несмотря на свою не всегда ласковую судьбу, прощает все даже самым отпетым ловеласам. А судьба камней, изумрудов например, бывает даже жестокой.
В Колумбии, где добываются лучшие изумруды со времен, когда Америка еще не была открыта европейцами, на месторождении этого самоцвета драгоценную породу беспощадно взрывают. Получившуюся рыхлую смесь методично промывают водой, и из черной сланцевой грязи проявляются зеленые кристаллы. По местным поверьям, изумруды – это слезы молодой женщины Фуры, оплакивавшей здесь в стародавние времена смерть своего возлюбленного. Извлекаемые руками рабочих, черными от сланцевой пыли, изумруды практически в полном объеме попадают в руки колумбийской кокаиновой мафии. Далее по неведомым каналам черного рынка колумбийские изумруды попадают к огранщикам Индии, Голландии и Израиля. От них ограненный изумруд переходит к ювелиру. Такой извилистый и опасный путь не может быть бесконечным. Изумруд наконец находит успокоение. Он в оправе на шее той прекрасной женщины, чьи зеленые глаза сейчас напротив ваших.

… Зеленый. Цвет травы, листьев, благоухающего лета среди душного города, каменных стен, асфальта, в кольце автострад. Цвет свободы, открытого пространства, огонька не занятого никем такси, а значит, надежды. Цвет изумруда, хромдиопсида (якутского изумруда), хризопраза, уваровита, турмалина. Цвет, на котором отдыхают уставшие от экранов телевизоров, мониторов, спидометров, сотовых телефонов наши глаза.
Синий, голубой, небесный. Цвет молодости, стройности, джинсов. Любимый цвет американцев, их аборигенской одежды и их успеха. Цвет неба, что видно из окна, цвет операционной системы Windows. Может, потому синий сапфир и синие и голубые камни (танзанит, кордиерит, аквамарин, индиголит (синий турмалин) – одни из самых модных самоцветов жителей США.
Мир в последние десятилетия стал ярче, сами краски стали сочнее и радостнее. Цветные драгоценные камни, вырвавшись из-под власти алмаза, органично вплелись в это многоцветье. Они стали спутниками праздничного карнавала современной жизни с ее новыми технологиями и неоновыми улицами. Они стали спутниками успешных людей, создавших этот праздничный потребительский рай. Цветные камни оказались частью этого рая, забыв, как и мы, свое прошлое, свою магическую силу, выраженную во вплетении их в забытые людьми эпические сказания, мифы и легенды, в их способности дарить счастье, быть талисманом или преследовать бедами и даже поражать смертью своих владельцев. Цветные камни стали предметом потребления, товаром с набором тех или иных потребительских свойств, продающимся в многочисленных магазинах…

Рынок, прилавок ювелирного магазина или дорогого салона, бутика – это фронтовая полоса, где сталкиваются интересы производителей и потребителей, а при покупке заключается временный мир между предложением и спросом. Предложение цветных камней как товара имеет свою ограничительную особенность. Это предложение определяется наличием разведанных и освоенных месторождений цветных камней, а не технологиями, то есть только тем, что нам может предложить планета Земля, ее недра, и не более. Фантазия, творчество художников и дизайнеров может отталкиваться только от естественного, данного природой материала. И здесь у цветных камней есть явное преимущество перед бесцветным алмазом. При всем разнообразии ювелирных украшений с бриллиантами в массовом производстве преобладают классические виды художественного оформления этого камня в металле. Это либо изделия, сплошь усыпанные мелкими бриллиантами, возможно, в сочетании с жемчугом и другими более крупными драгоценными камнями, либо украшения с крупным – от полкарата – бриллиантом в единственном числе, так сказать, “моно”. Цветные же камни дают художникам-ювелирам практически неограниченную свободу творить и возможность воплотить в украшениях множество форм дизайна. Это и простые “светофоры”, и “тутти-фрутти”, и анималистика, и флористика. Сами камни подвергаются немыслимым ранее фантазийным, “авторским”, формам огранки. У дизайнеров практически нет ограничений как в цветовой палитре, так и в размере камней.
А что же покупатель, как он влияет на спрос? Прежде всего он готов потреблять разноцветные камни под разные случаи жизни – к конкретному костюму, на службу, на праздник, вечером, в туристической поездке – в силу того, что они относительно недороги и разнообразны. Покупатель также требует от ювелиров нового современного дизайна, и не только для “принцесс”, но и для “золушек”. Кроме того, хотя потребление драгоценностей подразумевает наличие у их владельца определенной культуры и положения, молодежь с каждым годом все активнее обращает внимание на ювелирные украшения. И тут роль драгоценных цветных камней трудно переоценить. Дизайнеры от ювелирной промышленности пошли на поводу даже у самой продвинутой части потребителей – тех, кто не может представить свою жизнь без технических новинок в стиле хай-тек. И когда-то начав с украшения наручных часов, ювелиры в наше время превращают в драгоценные изделия уже и сотовые телефоны. Это направление развития ювелирной промышленности также не сможет обойтись без цветных драгоценных камней.
А как же с рекламными слоганами типа: “Бриллианты навсегда”, “Бриллианты – лучшие друзья девушек”? Бизнесмены бриллиантовой отрасли не делают вид, что ничего не происходит. Они внедряют разнообразные технологии окрашивания бесцветных алмазов и активно продвигают такие новинки на рынок. Бесцветность выходит из моды, даже когда речь идет о бриллиантах?

Юрий Ермаков



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest