«Зеленое кольцо России» – спасательный круг для уставших горожан

07.08.2023 | Статьи

29 июля в нижегородском парке «Швейцария в рамках финальных конкурсных мероприятий финалистов конкурса «Экософия» президентской платформы «Россия – страна возможностей» экспертам был представлен проект системы добровольной сертификации устойчивого развития туризма на природных территориях «Зеленое кольцо России», который вызвал большой интерес. Сразу после презентации мы обратились за комментариями к автору проекта, директору АНО «ТУРИЗМ» и руководителю коммуникационной группы Insiders Андрею Лапшову. 

– Андрей, ваш проект привлек внимание экспертов. В чем его актуальность? 

– Сейчас один из самых быстроразвивающихся видов туризма – экологический. В мире он растет на 10% в год, а у нас и того быстрее – по понятным причинам все виды внутреннего туризма у нас сейчас получили дополнительный импульс для развития. По данным ФГБУ «Росзаповедцентр», на особо охраняемых природных территориях туризм в прошлом году и вовсе вырос почти на 40%.

В декабре прошлого года российское правительство разрешило своим постановлением строить с определенными ограничениями апарт-отели и гостиницы на землях лесного фонда. В продолжение программы, весной этого года президент поручил правительству выделить в 2023-24 годах 8 млрд. рублей на создание модульных отелей. В 2022 году правительство уже выделило 4 млрд. рублей на строительство кемпингов и автокемпингов.

Безусловно, за этими решениями стоит желание сделать жизнь россиян более комфортной, дать им больше возможностей для отдыха и восстановления сил. Но мы видим обратную сторону медали: начинает расти антропогенная нагрузка на территории, не всегда продуманная и имеющая последствия для природы.

Вот Посол доброй воли ООН по окружающей среде от нашей страны, народный депутат РФ Вячеслав Фетисов спросил на презентации проекта: может ли «Зеленое кольцо» предотвратить запланированную вырубку лесов на Байкале под развитие там инфраструктуры и строительство там отелей? Конечно, пока нет, мы еще только в стадии запуска. Но чем больше здравых усилий, чем больше центров для внедрения целей и принципов устойчивого развития, тем больше возможностей защитить природу и местные сообщества.

– И как ваш проект может помочь природе, если решения уже приняты, и возведение коллективных мест размещения на природных территориях идет полным ходом? 

– Начиная с 70-х годов и по нарастающей, в мире начали говорить об ограниченности ресурсов планеты и опасности безудержного вторжения в природу, о необходимости устойчивого развития экосистем. Под патронатом ООН была принята повестка так называемого устойчивого развития, сутью которой является удовлетворение потребностей человечества сегодня без ущерба для последующих поколений.

Россия также вступила в этот процесс, включив цели устойчивого развития в Национальные проекты, в стратегии развития регионов и в другие важные документы.

Отталкиваясь от этих трендов, проект «Зеленое кольцо России» предлагает внедрить механизмы устойчивого туризма на природных территориях, сделать их «модными», а для идущих этих путем рестораторов разработать систему поощрения. Формат проекта – система добровольной сертификации коллективных средств размещения и других объектов экологического туризма, которые берут ответственность перед нынешним и будущими поколениями за свою деятельность на территории.

– Что может простимулировать владельцев мест размещения к прохождению вашей сертификации? 

Андрей Лапшов

С учетом того, что государство тоже все активнее поддерживает цели устойчивого развития, получение нашего сертификата повысит лояльность финансовых организаций, если речь будет идти о предоставлении финансирования на развития туробъекта, улучшит шансы на победы в тендерах, повысит доверие клиентов, которые будут понимать, что и к ним тоже тут будут относиться бережно. Получение знака «Зеленое кольцо России» сможет влиять на капитализацию объекта. Наш проект призван заинтересовать бизнес в том, что вести деятельность на природных территориях, основываясь на принципах устойчивого развития – выгодно.

В результате выиграют все: и сам бизнес, и местные сообщества, и живая природа. А в регионе, в котором будет активно развиваться наша система добровольной сертификации, повысится инвестиционную привлекательность. Такие механизмы начинают работать все заметнее.

Объектам туризма, которые подтвердят приверженность ее критериям, будет присваиваться знак «Зеленое кольцо России». Гости обязательно будут обращать внимание на наш знак, который будет размещен перед входом в отель-лауреат и на его сайте. Также мы планируем запустить сайт «Зеленого кольца России» с объектами, прошедшими нашу сертификацию, который будем активно продвигать.

– Существует ли привязка вашего проекта к каким-то регионам? 

– Это правильный вопрос, не смотря на то, что с первого взгляда он неправильный. Объекты, находящиеся в традиционных туристических провинциях, типа Сочи, Байкал, Алтай, Карелия, Камчатка в такой сертификации не очень нуждаются – Центральная Россия до них массово не доберется, да и само название этих территорий является практически «сертификатом».

Массовой целевой аудиторией проекта могут стать мегаполисы Центральной России и крупные города в целом. Тут много людей, у которых есть желание поддерживать здоровье, есть деньги, автомобиль и 52 уикэнда в году, которые надо как-то провести, и нет желания проводить выходные в городе. Вокруг больших городов в радиусе 1-6 часов на машине активно развивается сеть отелей и кемпингов, которые конкурируют между собой за выходные и отпуска посеревших от непосильных трудовых будней горожан.

В качестве важного конкурентного преимущества мы предлагаем позиционирование этих коллективных мест размещения с их территориями как экологически чистых. Это может быть особенно актуально, если экологическая чистота и следование принципам устойчивого развития территорий, на которых они расположены, не очевидны и требуют подтверждения (как и здания, проживание, инфраструктура, обслуживание, питание и т.д.).

Экологическое состояние территорий вокруг крупных городов неоднозначно и сертификация здесь точно нужна. При этом безусловно важно, чтобы экологическая чистота имела ценность для массовой целевой аудитории, в Норильске и Краснодаре ментальность населения может в этом смысле сильно различаться. Важно также, чтобы было достаточное количество объектов, владельцы которых будут считать такой сертификат конкурентным преимуществом.

– Вот этот вопрос у меня тоже «висел на языке». Есть ли в стране достаточное количество граждан и отельеров, которые способны такое большое значение придавать экологии и понять свою выгоду? 

– Возьмем определение экотуризма из Википедии: «Экотуризм- это форма туризма, предполагающая ответственное путешествие (с использованием устойчивого транспорта) в природные зоны, сохранение окружающей среды и повышение благосостояния местного населения. Его целью может быть просвещение путешественника, выделение средств на сохранение окружающей среды, непосредственное содействие экономическому развитию и политическому расширению прав и возможностей местных общин или воспитание уважения к различным культурам и правам человека».

Давайте посмотрим правде в глаза: такой концепт туризма в России сейчас не может быть востребован. Отношение к природе у нас значительно более потребительское и на государственном, и на бытовом уровне. Вот во время моего выступления Вячеслав Фетисов сказал: «У нас в законодательстве вообще пока отсутствует определение «экологический туризм». Верно, но зато есть ГОСТ «Туристские услуги. Экологический туризм» (ГОСТ Р 56642-2015), к которому у экспертов много вопросов. Определение не узаконено, зато есть ГОСТ. Это юридический казус,  который возможно возник из-за того, что сферу туризма как горячий пирожок много раз передавали друг другу под кураторство различные государственные ведомства.

В пору, когда про выездной туризм многим можно на время забыть, определение экотуризма было бы правильно «приземлить» до формулировки «потребление туристского продукта в условиях экологической чистоты». А основной мотив для выезда за город усталых горожан – «уикэнд на природе компенсирует рабочую неделю в городе».

– Есть ли у «Зеленого кольца» конкуренты? 

– До определенного момента нишу добровольной сертификации закрывали международные системы маркировки и сертификации. Сейчас они или ушли, как ISO, или их деятельность затруднена. Одна из таких систем на наш вопрос, продолжает ли она сейчас свою деятельность в России, ответила только через три недели что да, продолжает, а информация о ее работе в России «отсутствует по техническим причинам». Надо тут оговориться, что сертификаты от международных систем важны отелям, услугами которых пользуются зарубежные туристы. У нашей системы сертификации, с ее направленностью, конкуренты отсутствуют.

– В какой точке развития сейчас находится проект? 

– В настоящий момент система добровольной сертификации и ее критерии  зарегистрированы в Росстате. Создан Экспертный Совет проекта из числа уважаемых представителей туристической и экологической индустрий. Проект проходит верификацию в Российском Союзе Туриндустрии. Сейчас проекту нужен сильный партнер, который будет заинтересован в реализации своей социальной миссии в контексте нашего проекта.

В конце к разговору присоединяется Алексей Гроза, директор АНО Природно-культурный центр «Артемовские луга», расположенного недалеко от Нижнего Новгорода:

– К примеру, наша Нижегородская область имеет большое культурное и природное наследие, но их актуализация и содействие развитию экологическому туризму по большому счету еще впереди. У нас прекрасная природа, только особо охраняемых природных территорий – целых 413! Поэтому я с большим интересом отношусь к проекту «Зеленое кольцо России»: появление инструмента в виде добровольной сертификации позволит повысить качество работы туристкой инфраструктуры и поможет увеличить интерес со стороны туристов».

Анна Филатова



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest