Здоровье народа

08.10.2013 | Персона

cтороженкоСохраняют ли российские санатории и курорты свой былой потенциал? Об этом рассказывает президент Национальной курортной ассоциации и Всемирной федерации водолечения и климатолечения Николай Стороженко.

Николай Афанасьевич, сколько санаторно-курортных учреждений действует сегодня в России и какова их наполняемость?

– Это не такой простой вопрос, как кажется, потому что на данный момент в России нет достоверного и однозначного учета курортного фонда. По данным Минздрава, сейчас в нашей стране 1944 санаторно-курортных учреждения различных форм собственности, в которых, по данным Росстата, в 2010 г. (более свежих данных просто нет) пролечили 6 миллионов 297 тысяч человек. К сожалению, единый государственный реестр курортного фонда России уже давно не ведется. Хотя его наличие позволило бы не только учитывать, но и распределять больных по санаториям, включенным в реестр, через госзаказ – без всяких конкурсов.

– Госзаказ по-прежнему играет серьезную роль в отрасли?

– Государство слабо востребует сегодня потенциал санаторно-курортных организаций. В бюджете Фонда социального страхования РФ в последние годы не предусматриваются средства на оплату санаторных путевок работающим и членам их семей, сокращаются программы санаторной помощи социально незащищенным лицам и гражданам, относящимся к льготным категориям. Средства федерального и региональных бюджетов на санаторно-курортное лечение льготников из года в год уменьшаются. При этом конкурсы по распределению госзаказа в условиях его дефицита приводят к тому, что стоимость койко-дня пребывания в санатории устанавливается значительно ниже фактической. Предприятия идут на такие условия для того, чтобы сохранить рабочие места и обеспечить хотя бы частичное возмещение затрат.

Затраты на коммунальные услуги, продукты питания постоянно растут, что увеличивает и стоимость путевок. Издержки санаториев обусловлены также поддержанием необходимого уровня материально-технической и медицинской базы, номерного фонда, содержанием квалифицированного медицинского и обслуживающего персонала. Это особенно актуально для сезонных здравниц, которые получают доход 2–4 месяца в году, а издержки несут круглый год. Немалую часть в стоимости путевок составляют отчисления по земельному налогу. С 2006 г. для санаториев и курортов отменены льготы по налогу на имущество и земельному налогу, что не могло не отразиться и на стоимости путевок.

Замечу, что согласно СанПиН площадь земельного участка для санатория при размещении на курорте должна составлять 150 кв. метров на одну койку, а вне курорта – 200 кв. метров. По идее, за эту землю санаторий вообще не должен платить – не просто же так слово «курорт» означает «лечебная местность»!

– Но должно ли государство создать какие-то преференции для санаториев?

– По нашему законодательству они имеют статус лечебно-профилактических организаций и входят в номенклатуру учреждений здравоохранения. Когда-то санаторно-курортная отрасль была одним из звеньев отечественного здравоохранения – массовым и весьма эффективным. Ныне же, после частичного выпадения этого звена, нарушен принцип этапности медпомощи. Это уже привело к сохранению высокой заболеваемости населения, что наносит прямой удар по экономике страны.

Наносит его и выездной туризм, который растет год от года. К примеру в 2012 г. за рубеж с туристическими целями выехало более 15,3 миллиона россиян, что на 6% больше, чем в 2011 г. Ежегодно наши сограждане оставляют за границей более 1 триллиона рублей, или около 32 миллиардов долларов.

И это только прямой экономический ущерб. На большинстве зарубежных курортов, в отличие от российских – в частности, в Турции и Египте, – отдыхающих не лечат. Многие после зарубежного отпуска возвращаются на родину либо с обострениями хронических заболеваний, либо зараженные тяжелыми паразитарными или инфекционными болезнями. На их лечение тратятся потом серьезные средства из госбюджета.

Наконец, нельзя не учитывать, что санаторно-курортный комплекс может выступать локомотивом для развития других отраслей отечественной экономики: в частности, туристической, медицинской, фармацевтической. Кроме того, санатории – это ведь огромное количество рабочих мест, а в некоторых регионах – например, на Кавминводах – их можно считать градообразующими предприятиями.

– Какие меры должно предпринять государство в этой ситуации?

– Прежде всего надо составить государственный реестр курортного фонда, определить базовые санатории и обеспечить их госзаказом, отнести санаторное лечение к страховым случаям, увеличить бюджетную помощь при покупке «оздоровительных» путевок для льготников. Но при этом цены на такие путевки не должны опускаться ниже фактической стоимости койко-дня.

Разумеется, положительную роль сыграло бы госрегулирование на коммунальные услуги для здравниц и на тарифы ж/д и авиаперевозок. Кроме того, необходимо отменить налог на землю, используемую санаториями в лечебных целях; ввести льготы по налогу на имущество здравниц, обслуживающих льготные категории граждан; сделать гибкими сроки уплаты налогов с учетом сезонности в работе санаториев. При определении размера социальных налоговых вычетов учитывать надо стоимость не только лечения на курорте, но и питания и проживания, ведь они составляют единый комплекс услуг.

– Минздрав недавно предложил концепцию программы развития санаторно-курортного лечения до 2020 года…

– В принципе, в этой программе достаточно объективно освещены проблемы отрасли и намечены основные пути их решения. Однако предложенная концепция явно нуждается в конструктивной доработке. Задействовав резервы для развития отрасли, можно увеличить охват санаторно-курортным лечением с текущих 6% населения до 45%. И не к 2020 году, как задумано Минздравом, а в ближайшие два-три года. Резервы, о которых я говорю, заключаются прежде всего в том, что койка в санатории должна работать не 215–250, как сейчас, а 320–350 дней в году. Конкурсы по распределению госзаказа в условиях его дефицита приводят к тому, что стоимость койко-дня пребывания в санатории устанавливается значительно ниже фактической. Кроме того, необходимо разобраться с использованием земель курортного назначения и резервировать участки под будущее курортное строительство. У нас ведь давно уже идет «ползучая» приватизация курортных земель. Крайне важно ввести мораторий на продажу земель лечебно-оздоровительного назначения, взять их на учет, разобраться, кем и в каких целях они ныне используются. Не секрет, что многие такие участки незаконно застраиваются объектами, не имеющими никакого отношения к лечебно-рекреационному делу. Эта происходит, в частности, в рамках «околоолимпийских» проектов в Сочи.

Если мы хотим иметь здоровую нацию, то этим безобразиям надо раз и навсегда положить конец. А с другой стороны, мы должны не откладывая приступить к возрождению и активизации того огромного санаторно-курортного оздоровительного потенциала, который достался нам от прошлой эпохи.



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest