Очень часто люди не рискуют куда-либо отправиться, не слишком хорошо представляя сам механизм такого путешествия. К примеру, очень многие из россиян уже объездили полмира, но до сих пор не отправлялись в речные круизы. Имейте в виду – минусов у такого отдыха практически нет, но есть несколько вещей, о которых нужно помнить.
Дo:
До того, как приобрести путевку, у менеджера туристической компании необходимо попросить график стоянок теплохода со списком городов, в которые он будет заходить. Как правило, в этих городах для вас будут организованы экскурсии.
Нужно узнать, какие экскурсии уже входят в стоимость путевки, а какие будут организовываться за дополнительную плату. Заранее о добавочных экскурсиях могут не сказать, вам же они могут показаться интересными, но не предусмотренными в вашем бюджете. Таким образом, вы расчитаете количество необходимых в поездке денег и не пропустите ничего интересного. Особенно это касается путешествий в направлении Санкт-Петербурга.
При покупке путевки внимательно прочитайте договор — здесь будут описаны вопросы, напрямую касающиеся денежных отношений. Самый главный раздел – штрафные санкции за возврат путевки незадолго до поездки. Если не уверены насчет своих планов – не покупайте путевку, продлите бронирование (тем более, что почти везде оно бесплатно).
Туристическая компания должна иметь ваши паспортные данные и номер телефона на случай форс-мажора во время поездки. Рекомендуем вам настоять на том, чтобы в базе компании остались телефоны ваших родных и близких.
Посмотреть теплоход и каюты перед покупкой тура можно только на фотографиях и в буклетах. Сделать это «живьем» практически невозможно. Во-первых, многие клиенты начинают покупать туры еще зимой, когда судно находится на ремонте, а во-вторых, в сезон оно большую часть времени в рейсе. Если вы все-таки дотошный клиент и хотите увидеть все своими глазами, то во время стоянки судна у причала по предварительной договоренности сможете его осмотреть.
Постоянные клиенты знают – чтобы получить какую-то определенную каюту, обеспокоиться нужно задолго до грядущего путешествия. Не меньше, чем за три месяца. На длительные рейсы (от двух недель) заказывать путевки нужно за два месяца, на круизы выходного дня – лучше за месяц. Так вы сможете выбрать те каюты, которые больше вам подходят и по комфортабельности, и по стоимости. Тем, кто едет в речной круиз впервые и пока не очень хорошо знаком с этим явлением, специалисты рекомендуют купить краткосрочное путешествие.
Людям с серьезными хроническими заболеваниями путешествовать по воде не рекомендуется. Во-первых, потому что судно все-таки находится на расстоянии от суши, а во-вторых, в медицинском блоке теплохода оказывают только первую помощь. Аптеки, в которой можно купить абсолютно любое лекарство и стационара не предусмотрено. На теплоходе не могут путешествовать люди с ограниченными физическими возможностями – к сожалению, для них пока не предусмотрены пандусы и специальные условия проживания.
При выборе каюты менеджер должен вам показать план-схему всех палуб теплохода и объяснить разницу между каютами. Сегодня почти все речные теплоходы выдерживают требования по комфортабельности, везде есть санузлы, размещение для одного, двоих, троих и четверых гостей. Важно знать следующее: машинное отделение, которое чаще всего причиняет неудобства, находится в кормовой части. Поэтому самые тихие каюты – на носу. Они же и более дорогие. Но на корме тоже вполне можно путешествовать, если вы не зависите от фоновых шумов. Также, если вы путешествуете с маленьким ребенком или просто из всех звуков больше всего цените тишину – можно разместиться в трюме: здесь иллюминаторы и никто не будет под вашими окнами гулять или играть в карты. Каюты в трюме такие же комфортабельные, а вы в любой момент сможете подняться и свободно гулять по любой палубе. И еще один момент: любители тишины должны узнать, нет ли над их каютой дискотеки. Это, конечно, совершенно не помешает тем, кто любит отдыхать на танцполе до поздней ночи.
В одной каюте, как правило, не размещают незнакомых друг с другом людей. Если вы предпочитаете путешествовать в одиночестве, но одноместных кают уже не осталось, туроператор может пойти вам на встречу и поселить только вас в двухместной каюте. Подселение к вам практически невозможно, но в любом случае туристическая компания должна еще до путешествия узнать ваше мнение по этому поводу и, если оно будет положительным, гарантировать вам соседа того же пола. Вообще же этот нюанс иногда возможен на весенне-осенних рейсах.
На воде:
Развлекательная программа чаще всего предусмотрена для людей всех возрастов и статусов: на борту вместе с вами поедут аниматоры, ди-джеи, народные артисты, оперные певцы и многие другие специалисты по развлечениям. К тому же, на теплоходе всегда работает методист, который рассказывает о городах, мимо которых вы проходите.
Никаких рекомендаций по дресс-коду нет, в отличие от морских лайнеров, где к коктейлю или ужину нужно выйти одетым сообразно поводу. Также, в отличие от морских круизов, на речных пока нет обслуживания в каютах, но в ближайшие годы, вероятно, появится.
И на борту теплохода, и в местах стоянок при вас всегда должны быть паспорт и страховой полис, собственно, как всегда, когда вы уезжаете далеко от места проживания.
В первый же вечер путешествия на теплоходе пройдет знакомство с командой корабля. Здесь же вам расскажут правила техники безопасности, они очень простые – нельзя трогать механизмы, перевешиваться за борт, бегать по крутым трапам и пользоваться кипятильниками. В отличие от голливудских фильмов, где с капитаном все общаются на короткой ноге и «порулить» кораблем может практически каждый, в реальной жизни все обстоит немного иначе. В рубку будет организована экскурсия, никто не будет допущен до управления теплоходом – капитан этого не разрешит, а приказать ему никто не может, на борту он единоначальник.
Качка – это практически миф. Во-первых, она бывает только в Ладожском и Онежском озерах, во-вторых, только в августе и сентябре, да и то локально.
Не рискуйте, покупая сувениры никому неизвестных мастеров на берегу в никому неизвестных палатках. Желание сэкономить вполне естественно, но ручная работа (особенно та, что сделана с включением полудрагоценных камней или металлов) не может стоить дешево. На теплоходах есть сувенирные киоски, в которых весь товар сертифицирован, производитель известен, а хохлома выглядит не поделкой, а произведением искусства. К тому же, если вам вдруг покажется, что это не оригинальный товар, вы сможете без проблем его вернуть.
На суше:
В стоимость путевки полностью заложено пребывание в круизе: проживание, трехразовое питание, экскурсионная и развлекательная программа на борту. Иногда, чаще всего весной или осенью, есть возможность заказать неполное питание и перекусить в городах стоянки. Чаще всего, это не имеет никакого смысла. Цель организаторов круиза – сделать путешествие максимально комфортным, позволить человеку отвлечься от забот. Поэтому вся экскурсионная программа разработана таким образом, чтобы вы в любом случае успели поесть. Бывают выездные программы на целый день, зеленые стоянки – но в этих случаях обед выдается туристам сухим пайком или команда готовит пикник на берегу. В любом случае, будет лучше, если вы из-за ланча в городе не отстанете от группы, не будете переживать, смотреть на часы, сравнивать цены в заведениях и так далее. За наличный расчет в баре или ресторане судна всегда можно купить дополнительные напитки и еду.
Внимательно читайте план экскурсий – теплоход будет останавливаться в старинных городах, где вы увидите памятники архитектуры. Как правило, это храмы и монастыри, здесь вам потребуется особая форма одежды – никаких шорт, декольте и открытых плеч, на женщине должна быть юбка и косынка. Нужно взять с собой удобную обувь, и всегда пригодится небольшая бутылка воды.
Карина Обухова