С президентом одной из старейших туристических компаний Саратова «Ювента-тур» Еленой Анатольевной Казаковой мы встретились для того, чтобы выяснить, почему сегодня россиянам проще и привычнее купить готовый тур за границу, чем открыть для себя безгранично интересный и удивительный мир родного края.
«Ювента-тур» сейчас выходит на новый виток своего развития. За десять лет из маленького агентства, в котором работало пять человек, «Ювента-тур» превратилась в крупного туроператора на саратовском рынке, аккредитованного в МИДе, имеющего собственный автобусный парк и налаженные связи за рубежом и в России. Казалось бы, можно успокоиться, но рынок требует постоянного движения. Инвестор, который пришел в этом году, поставил перед новым руководством одну из главных стратегических задач – сделать акцент на создании собственных турпродуктов.
– Наступает время отдыхать в России, – убеждена Елена Анатольевна, – Но для этого и государству, и бизнесу нужно многое сделать. В своей родной стране мы превратились в людей, которым легче и зачастую дешевле купить путевку за границу, чем найти подобного уровня тур по России, особенно по своей малой родине. Продавать готовый продукт, особенно разрекламированный, всегда легче. Поэтому Турция и Египет разлетаются, как горячие пирожки. А вот чтобы предложить оригинальный местный маршрут, сотрудникам турфирмы нужно исколесить губернию вдоль и поперек, провести десятки переговоров и согласований, покопаться в ворохе краеведческих документов. А это — время и средства, которые, говоря языком бизнеса, быстро не «отбиваются». Вот почему большинство коллег вынуждено продавать чужое.
«Ювента-тур» идет другим путем, активно создавая свое. Сотрудники фирмы несколько лет назад стояли у истоков возрождения байдарочных сплавов по малым рекам Саратовской области совместно с областным министерством спорта и туризма помогали гостям из-за рубежа прикоснуться к быту поволжских немцев. Кстати, интерес к своим корням сегодня актуален не только для иностранцев, но и для наших соотечественников. Поэтому в планах «Ювенты-тур» – строительство целой этнической «Немецкой деревни», где будет воссоздан быт и колорит колонии немцев Поволжья: возведены не только дома, часовня, лавки, конюшни, но также народные промыслы и обычаи. «Ювента-тур» готова сотрудничать в этом проекте с учеными, краеведами и всеми заинтересованными структурами.
– Массовый турист едет туда, где развита инфраструктура, где можно вкусно пообедать, развлечься, поправить здоровье, – поясняет Елена Казакова, – Задача принимающей стороны – буквально по минутам расписать его досуг. Летом нам помогает природа, а вот зимой сценарий встречи туриста от заезда до «прощального тоста» требует детальной проработки от меню до тамады. Иностранцы в восторге от Волги, саратовских лесов, степных горизонтов, местного колорита. Однажды в поездке по области, к нашему удивлению, группу испанцев привел в восторг случайно встретившийся им на маршруте не вполне трезвый сельский тракторист! Это, конечно, нештатный случай, но говорит о том, что, если тур разработан грамотно, даже такие «накладки» становятся «изюминкой».
«Ювента-тур» бережно использует исторические легенды губернии, хотя их «звездный час», по мнению Елены Анатольевны, еще впереди. Из-за общей для России беды – недостатка целенаправленной краеведческой рекламы и пропаганды – не только российский, но даже саратовский турист плохо осведомлен, что, например, в заволжском селе Лох Новобурасского района есть Кудеярова пещера, где, по преданию, знаменитый атаман спрятал свои несметные сокровища; а, например, родник Белый Ключ (всего в получасе езды от Саратова!) по своей целебной силе и исторической значимости сравним со знаменитыми на всю Россию Дивеевскими источниками. А место приземления Гагарина! Это ведь готовый всемирный брэнд…
Чтобы лучше обслужить туриста, новое руководство «Ювенты-тур» обновило свою материальную базу: приобретены новые автобусы, компьютерное обеспечение; ведутся переговоры о покупке собственной базы отдыха на берегу Волги, установлены прямые контакты с саратовскими яхтсменами для «туров выходного дня под парусом».
Опыт «Ювенты-тур» показателен для сегодняшнего дня всей туриндустрии России: в нашей стране наконец-то начинается активное развитие внутреннего и въездного туризма. Одним из коньков «Ювенты-тур» был и остается летний отдых на Черном море. В сезон каждую неделю из Саратова идут фирменные автобусы в Крым, в Сочи.
– В будущем сезоне наши связи с сочинским регионом станут еще теснее, – говорит наша собеседница. – Программу туристического моста «Саратов–Сочи» координирует правительство Саратовской области. Волжане с удовольствием едут на сочинские пляжи, причем мы предлагаем разный уровень пансионатов и санаториев. Сейчас, в межсезонье, особой популярностью пользуется Красная Поляна, а в сезон на пике популярности – здравницы побережья. Такие, например, как «Южное взморье», где добрые традиции черноморского гостеприимства удачно сочетаются с современным уровнем сервиса.
Саратовская «Ювента-тур» всегда верна своему девизу «Искусство путешествовать!» Приезжайте на Волгу, вас здесь ждут!