«ОТДЫХ В РОССИИ» ПОБЕСЕДОВАЛ С ГЕНЕРАЛЬНЫМ МЕНЕДЖЕРОМ ГОСТИНИЦЫ «SWISSÔTEL КРАСНЫЕ ХОЛМЫ» В МОСКВЕ И УЗНАЛ, КАК НАЙТИ ПОДХОД К ЛЮБОМУ МЕНТАЛИТЕТУ, КАКИЕ ПЯТЬ КАЧЕСТВ ОТЛИЧАЮТ УСПЕШНОГО ТОП-МЕНЕДЖЕРА И КАК ЗА НЕСКОЛЬКО СЕКУНД НАУЧИТЬСЯ АЗАМ ОТЕЛЬНОГО БИЗНЕСА.
Ян, примите поздравления с назначением. Вы рады, что вернулись в Россию?
– Это было очень неожиданно, но волнительно и приятно, ведь в нашем бизнесе не принято возвращать менеджера на прежние проекты. Когда получил предложение вернуться в Россию, очень обрадовался, ведь для меня Swissôtel в Москве особый – я проработал здесь 5 лет, за которые мы реализовали массу необычных проектов. Один из них – ресторан KAI. Сейчас его уже нет, но тогда это было чем-то выдающимся. Да и само название имеет глубокий смысл и является аббревиатурой слов Knowledge – знания, Atmosphere – атмосфера и Inspiration – вдохновение. Кроме того, мы открыли один из лучших баров в мире. City Space – известный панорамный бар на 34-м этаже, который до сих пор процветает. Затем мы построили конференц-центр. В общем, за те пять лет было создано много уникальных объектов, украшающих не только отель, но и город. Так что это возвращение вызывает самые положительные эмоции. Тем более в следующем году у нас сразу две крупные даты – 10 лет отелю и 5 лет конференц-центру.
Бренд «Swissôtel Hotels & Resorts» входит в группу FRHI Hotels & Resorts – международную гостиничную компанию, которая управляет такими высококлассными отелями, как Fairmont, Raffles и Swissôtel.
– До вашего возвращения вы два года проработали в Китае. Специфика бизнеса по-китайски сильно отличается от работы в России?
– Китай – это другой мир. Тебе приходится менять свое восприятие, пытаться понять людей и их культуру. В первый раз я был в Пекине в 2004-м, и когда я вернулся туда вновь в 2011-м, после Олимпийских игр, город полностью преобразился. Он стал огромным мегаполисом. Я был поражен, и мне срочно пришлось менять свои представления относительно того, каким должен быть отель в Пекине. Ведь я продумывал концепцию Свиссотеля в соответствии со своими прошлыми впечатлениями. Что касается самой работы, то большой разницы между Пекином и Москвой нет. Везде, где бы мы ни были, мы работаем с людьми. Да, у них разные культуры, менталитет, цвет кожи – но это прежде всего общение. И если ты знаешь, как найти подход к человеку, работать можно везде. Главное – быть открытым новому.
– И все-таки разница менталитетов очевидна.
– Безусловно. И ее надо учитывать. Например, при первом общении с китайцами может сложиться неправильное впечатление из-за их эмоциональной манеры разговаривать. Ты думаешь, что они ругаются или чем-то расстроены, а они просто так общаются. В Китае я узнал многие восточные нюансы ведения переговоров – как правильно приветствовать, как обменяться визитками, что говорить во время неформального общения. Например, все бизнес-встречи в Китае проходят за круглым столом, где хорошим тоном считается обойти весь стол со своим бокалом и лично поприветствовать каждого. В Китае нужно уметь ждать, запасаться терпением и всегда помнить, что бизнес в Китае – это прежде всего переговоры. Доходит до того, что можно несколько лет вести переговоры по одному вопросу, а результат появится спустя несколько лет. На Востоке крайне важно быть вежливым. Что бы ты ни сказал, как ни посмотрел – все должно сопровождаться безусловным уважением к собеседнику. Соблюдать правила вежливости нужно везде, но в Китае к этому особо трепетное отношение.
В общем, в Поднебесной множество обычаев, которые нужно знать, чтобы успешно влиться в местную бизнес-среду. Зато в обычной жизни китайцы очень приветливые и открытые люди. Часто с женой мы гуляли в парке и фотографировали местные красоты. Так вот люди, увидев, что мы с камерой, предлагали сфотографироваться на память, пытались вручить нам своих детей для коллективного портрета. И были очень счастливы, потому что делают нам одолжение. Представляете реакцию людей в России, если кто-то захочет сфотографироваться с их ребенком? Это не хорошо и не плохо. Это разные культуры.
– А какие интересные особенности русских вы подметили за время своей работы в России?
– Я хорошо понимаю русских, потому что сам словак. Чтобы наладить коммуникацию с русскими, нужно постараться, но если это удается, отношения будут действительно теплыми и душевными. И ты обретаешь настоящего друга. Такого нет нигде. И когда я возвращался в Россию, я возвращался и к моим друзьям, которые встретили меня с огромной радостью.
– Двухлетний перерыв как-то изменил ваш взгляд на стратегию дальнейшей работы в России?
– Я уверен, что для генерального менеджера очень важно менять поле деятельности и отходить в сторону, чтобы посмотреть на свою работу со стороны. После смены обстановки начинаешь видеть вещи, которые не мог бы увидеть, сидя на одном месте. Ведь если ты работаешь на одном проекте много лет, развивается профессиональная слепота. Так что после Китая я вернулся в Москву со свежим взглядом и новыми идеями. И теперь я смогу посмотреть на все, что происходит здесь, новым взглядом.
– Помимо свежего взгляда какие качества необходимы успешному топ-менеджеру?
– Главное – нужно первым услышать своего собеседника, не ожидая, что должны понять сначала тебя. Прежде чем действовать, убедись, что ты правильно понимаешь собеседника и объективно оцениваешь ситуацию. И предпринимай что-либо исходя из данности. К сожалению, очень мало руководителей поступают именно так. Они приходят на новое место, не зная его специфики, и начинают все в корне менять, опираясь на свои абстрактные представления. И только спустя какое-то время понимают, что здесь это не работает. А нужно было всего лишь внимательно проанализировать исходную ситуацию. Много лет назад я сформулировал для себя «философию 5 F»: focus – необходимо концентрироваться на первостепенных задачах; flexible – очень важно быть гибким и адаптивным; friendly – без дружелюбности и коммуникабельности быть успешным невозможно; fast – быстро реагировать на изменения, и fun – все, что вы делаете, должно приносить вам радость и удовольствие. Иначе какой смысл? Я много общаюсь с людьми, и все, кто живет в соответствии с этими пятью принципами, успешны.
– А какие качества вы хотите видеть в своих сотрудниках?
– Когда человек приходит на новую должность, его сбивают с ног многочисленные миссии, корпоративная этика, стратегии, плюс еще технические моменты. И через пару дней такой ориентации голова у сотрудника идет кругом. Я же всегда прошу сделать три вещи. Займут они несколько секунд, но гарантируют успех в нашем деле. Когда вы встречаете человека, нужно, во-первых, установить контакт глаз, во-вторых, улыбнуться, и в-третьих, поприветствовать. Наша работа – это работа с людьми, поэтому умение установить контакт и расположить к себе людей – самый важный навык для сотрудников. Часто люди боятся языкового барьера. Многие китайцы и русские считают, что, не зная английского, невозможно общаться с иностранцами. Это не так. Некоторые из моих сотрудников не говорят по-английски, но это не мешает понимать и помогать нашим клиентам. Неважно, на каком языке вы говорите, важно – как вы это делаете. Так что мои требования крайне просты: сотрудник должен любить общаться с людьми и стараться оказать им услугу.
Чтобы наладить коммуникацию с русскими, нужно постараться, но если это удается, отношения будут действительно теплыми и душевными. И ты обретаешь настоящего друга.
– Каким вы видите будущее «Swissôtel Красные Холмы»?
– Принимая в расчет политическую и экономическую ситуацию в России, могу сказать, что сейчас все отели находятся в равных условиях. До того, как я уехал, мы уже понимали, что рынок меняется. Еще два года назад многие вещи не были понятны. И мы рады, что смогли предугадать сегодняшние тенденции. То, что вы видите сейчас, – это результат концептов, придуманных два года назад, но актуальных сейчас. Ресторан «Акапелла», лайтбар на первом этаже и закрытый Швейцарский клуб на третьем этаже – новые проекты. Они открыты буквально за последний год. Кроме того, мы открыли новый пентхаус – роскошный номер на 19-м этаже, жемчужина нашего отеля. К концу этого года планируем небольшие реновации в City Space на 4-м этаже. Мы сделали много нового и сейчас должны сконцентрироваться не на том, чтобы создавать еще, а на том, чтобы презентовать существующие проекты нашим клиентам. Что касается глобальной стратегии, то мы планируем сфокусироваться на местном рынке – России и странах СНГ, а также на Китае, чьи отношения с Москвой с каждым годом все более теплые. Конечно, мы вынуждены вести более агрессивную политику для привлечения корпоративных клиентов и компаний. Вместе с этим мы сохраняем уровень качества и сервиса. В 2014 году мы были названы лучшим отелем в России по итогам конкурса Travelers’ Choice на tripadvisor.com. Безусловно, мы будем повышать лояльность ценовой политики. И я уверен: когда совмещаешь эти два фактора – высокий уровень сервиса и гибкую ценовую политику, – успех неизбежен.