Шесть выставок must see этой зимы
Петр Авен помог Музею декоративно-прикладного и народного искусства сменить постоянную экспозицию, благотворительный фонд Михаила Гуцериева F 20 «Самфар» и «Транснефть» помогли организовать выставку Эля Лисицкого в Третьяковке и Еврейском музее, фонд Леонарда Блаватника поддержал Московскую биеннале в Новой Третьяковке, Наталья Опалева, меценат, создатель музея AZ — выставку «Атака Дон Кихотов» в музее AZ, фонд VAC Леонида Михельсона F 1 — проект «Дипломатия образа» в МоМА, Музей русского импрессионизма Бориса Минца F 72 — выставку «Михаил Шмякин. Совсем другой художник».
Где и что смотреть.
На Делегатской, в усадьбе Остерманов, где расположен Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, впервые за 20 лет сменили постоянную экспозицию. Новая выставка «Русский стиль. от историзма к модерну» демонстрирует этапы становления русского стиля в декоративно-прикладном искусстве. В экспозиции — живопись, вышивка, керамика, майолика, изделия из металла и дерева.
Новая экспозиция в Музее декоративно-прикладного и народного искусства
Открывает новую экспозицию вводный зал «Народное искусство». Здесь можно увидеть прялки, керамику, народный костюм из коллекции Кустарного музея. Отдельные залы отведены Абрамцеву и Талашкину. Участники Абрамцевского художественного кружка — Василий и Аполлинарий Васнецовы, Константин Коровин, Михаил Врубель, Валентин Серов и другие художники, — стремились создать искусство, в основу которого легли народные и национальные традиции. Так появились Абрамцевская столярно-резчицкая, гончарная мастерские.
«Русский стиль. От историзма к модерну» в ВДМПНИ
Гончарным делом в Абрамцеве руководил Михаил Врубель. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже работы, созданные кружком, были удостоены золотых и серебряных медалей.
Резьба по дереву в новой экспозиции в музее ВДМПНИ
В разделе «Историзм», среди экспонатов выставлено деревянное кресло мастера Василия Шутова с подлокотниками в виде топоров и гравированной надписью «Тише едешь, дальше будешь».
Успехи Абрамцевского кружка вдохновили княгиню Марию Тенишеву на создание творческого объединения в своем имении Талашкино. Талашкинскими мастерскими руководили Сергей Малютин и Александр Зиновьев. Основным видом работ Талашкина была резьба по дереву.
Ретроспектива Эля Лисицкого в Новой Третьяковке и Еврейском музее
Первый совместный проект Третьяковской галереи и Еврейского музея и центра толерантности, первая ретроспектива Эля Лисицкого в России. Впервые в Россию привезли живописные «проуны» Лисицкого. В Еврейском музее показывают раннего, доавангардного Лисицкого, Лисицкого-ученика Малевича, книжные иллюстрации, плакаты, фотоколлажи, фотомонтажи, рукописи, документальные фотографии. В Новой Третьяковке — живописные и графические проуны, архитектурные и выставочные проекты (идеи и приемы организации выставок, придуманные Лисицким, в музейном мире в ходу до сих пор), фотографии. Как сказал Александр Борода, генеральный директор Еврейского музея, реализация таких масштабных выставочных проектов возможно только при помощи меценатов: «Компания «Транснефть» уже неоднократно поддерживала проекты музея, и идея этой выставки им понравилась. Наш попечитель, фонд «Самфар» содействует развитию разных культурных проектов. Наши партнеры, Третьяковская галерея, самостоятельно вели переговоры со своими спонсорами: изначально было принято решение, что создание экспозиции на каждой из площадок осуществляется своими возможностями, а общие траты, такие как реклама, создание каталога и транспорт, мы делим с коллегами пополам».
«Пространство резонирует от нашего присутствия» Олафура Элиассона в рамках Московской биеннале в Новой Третьяковке
В основном проекте Московской биеннале в Новой Третьяковке на Крымском валу показывают 213 работ, созданных 51 художником из 24 стран. Среди авторов — Бьорк, Мэтью Барни, Пьер Юиг, Олафур Элиассон. Специально для выставки в Москве создал свой проект «Пространство резонирует от нашего присутствия» Олафур Элиассон, который, по словам директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, войдет в историю искусства. Биненнале в этом году поддержали компании-спонсоры «Газпромбанк», «Транснефть», фонд Гейдара Алиева и семейный фонд Леонарда Блаватника. Миллирадер не только вошел во вновь сформированный попечительский совет Московской международной биеннале современного искусства, но и стал одним из основных доноров, поддержав тем самым выбор куратора выставки Юко Хасегавы и ее концепцию.