Еще лет десять назад у любителей горных лыж в нашей стране особой альтернативы не было: из отечественных курортов реальный интерес представляли только Домбай и Приэльбрусье. Однако за последние годы число мест для катания с современной инфраструктурой значительно выросло. «ОВР» решил помочь туристам сделать правильный выбор.
Как только выпадает первый снежок, перед горнолыжниками вновь и вновь встает вопрос: куда податься? Конечно, велик соблазн полететь за границу. Франция, Австрия, Андорра или, что проще и ближе, Болгария со Словакией… Но, во-первых, на западных курортах (если не брать, скажем, Шамони или Ишгль)не всегда есть снег. И крайне обидно, купив тур на неделю, а то и на более длительный срок, ждать «у моря погоды», т.е. у природы – снега. А во вторых, волокита с визой и прочие формальности – лишняя головная боль…
Другое дело – поехать на один из горнолыжных курортов России! Не выходя из дома, можно запросто по Интернету купить себе билет, забронировать номер в гостинице, сложить лыжи в чехол, а ботинки – в сумку и в тот же день выезжать… И вот тут опять встает вопрос: куда?
На самом деле, в России сейчас довольно много больших и маленьких горок, с которых можно съезжать на лыжах и сноубордах. Например, в «Бобровом логе» под Красноярском уже в ноябре открыт сезон. Это современный курорт, на котором работают два четырехместных кресельных подъемника, а из 14 трасс – пять «черных». Те, кого не пугает катание в сумерках, могут рвануть за Полярный круг в Кировск, на склоны горы с загадочным названием Айкуайвенчорр. Здесь, в Хибинах, все трассы «красные», зато достаточно длинные – по два километра и более.
Можно полететь в загадочный и пока еще до конца неоцененный Алтайский край. Здесь есть, к примеру, курорт Белокуриха, где катаются с горы Церковка (трасса длиной 2600 м, перепад высот – 550 м). Есть недавно построенный комплекс «Манжерок» (катание с горы Синюха, длина трасс – от 1500 до 3000 м). Наконец, есть гора Гладенькая в Хакасии, в 40 км от Саяногорска, где показатели трасс и вовсе сродни альпийским: длина 3500 м (перепад высот – 830 м)и 4200 м (перепад – 920 м).
Но уж слишком далеко находятся эти курорты: надо не только лететь несколько часов, но потом еще добираться до места на автобусе. Так же, как и в Горную Шорию, в уже раскрученный комплекс «Шерегеш» на юге Кемеровской области. Здесь трассы, проложенные по склонам горы Зеленая, длиной до 3000 м с перепадом высот 600 м.
Можно выбрать другой путь: сесть в машину и поехать на ближайшую горку. В Подмосковье уже немало мест, где можно блеснуть горнолыжным мастерством, – в основном на Дмитровском направлении: это и «Волен», и «Яхрома», и «Сорочаны»(в последнем работает четырех кресельный подъемник, а одна из трасс доходит до 1500 м). С недавних пор известен среди москвичей небольшой комплекс «Пужалова Гора», находящийся в 330 км от столицы (по Горьковскому направлению), в красивом городке Гороховец, – здесь трассы схожи с подмосковными…
И все же… Не ошибусь, если скажу: подавляющее большинство туристов навострили лыжи по давно проверенным направлениям – на Кавказ (Домбай, Эльбрус, Красная Поляна) и Урал (Абзаково, Банное, Завьялиха, Качканар).
Самый раскрученный бренд российского горнолыжного катания – Кавказ судя по всему, ждет далеко не лучший сезон в истории. И это при том, что зима здесь ожидается мягкая и снежная. Однако февральское нападение боевиков на московских лыжников, а также подрыв опоры канатной дороги в Приэльбрусье отпугнули почти всех, кто раньше ездил кататься на Эльбрус и Чегет. И все же, по прогнозам, на Эльбрус в этом сезоне приедет около 20 % обычного потока туристов.
Красная Поляна, которая готовится к Олимпиаде-2014, развивается очень стремительно. Однако гигантская стройка, развернувшаяся в поселке и его окрестностях, наверняка помешает заполнить все имеющиеся гостиницы до отказа. Те, кто ездил в Красную Поляну в прошлом сезоне, жаловались на шум спецтехники и строительную грязь. Общее мнение таково: то, что в этих местах появятся десятки новых горнолыжных трасс, просто здорово, но ехать туда лучше все-таки после Олимпиады.
Остается Домбай. Вот ему вряд ли что-то помешает собрать обычную квоту туристов. Однако по сравнению с тем наплывом, который был здесь в 70–80-е годы, этого все равно недостаточно. Что надо сделать в Домбае, чтобы вернуть прежние времена? Выскажу свое мнение. Во-первых, следует качественнее готовить трассы. Во-вторых, улучшить инфраструктуру в самом поселке. Скажем, кинотеатр и большой бассейн Домбаю точно не помешали бы.
Где полный порядок с инфраструктурой – так это на Урале. Здесь строят аквапарки и развлекательные центры, предлагают туристам пейнтбол и маунтинборд, прокладывают трассы для беговых лыж и биатлона. Ну и, само собой, ставят новые подъемники и улучшают горнолыжные трассы. Лидерами являются два соседних курорта на Южном Урале – Абзаково и Банное. Можно предположить, что в ближайшие сезоны число посетителей на них будет неуклонно возрастать.