В отпуск — на завод

Будет ли в России развиваться промышленный туризм

В Ростуризме решили продвигать промышленные туры: в ведомстве считают, что интерес к российскому производству позволит привлечь дополнительный турпоток. Уже сейчас этот вид туризма называют одной из ключевых «точек роста» отрасли. Насколько это интересно туристам и турагентам и готовы ли предприятия вкладываться в экскурсии по собственной территории, разбирался Николай Долгополов.

Известные фабрики, заводы, месторождения ископаемых могут скоро составить конкуренцию привычным отпускным планам россиян — пляжу или горнолыжному склону. По крайней мере, о росте популярности туров на промышленные предприятия заявил руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов. Например, только автозавод в Ижевске в день открытых дверей посещают 30 тыс. человек. Гости могут увидеть процесс производства автомобилей Lada Vesta и Lada Granta, заявлял Гендиректор автозавода Михаил Рябов: «Вы увидите изготовление автомобиля с самого начала, с прессового производства. Здесь много всевозможных аттракционов для детей. Я надеюсь, что детям тоже будет там достаточно комфортно».

Промышленными турами занимаются обычные турагентства и специализированные операторы — явление довольно новое на сегодняшнем рынке. В Сети можно найти предложения поездок на ракетно-космический завод имени Хруничева, конвейер Coca-Cola и на действующую атомную станцию. Турфирмы, занимающиеся внутренним туризмом, тоже могут организовать промышленный тур, но у них не всегда есть действующие предложения:

— Хотелось бы на промышленные предприятия. Какие у вас есть туры?

— Сейчас пока никаких.

— На Волховскую ГЭС?

— Нет-нет-нет, там они это делают очень-очень редко, надо подавать заранее списки людей, которые хотят ее посетить, с полными паспортными данными. Вот с этим как раз морока.

— Скажите, а вот на какие-то крупные предприятия еще можно попасть посмотреть?

— Так… Я давно этим вопросом не занималась.

В Европе экскурсии на BMW или шоколадную фабрику Cadbury становятся чуть ли не основными пунктом в программе туристов. Такие объекты посещают почти полмиллиона человек в год. В России об этом направлении предметно заговорили всего год назад, поэтому каких-то больших подвижек в настоящее время ждать не стоит, считает президент Национальной ассоциации по развитию туризма Карен Гончаров: «Промышленный туризм существует с середины XIX века, он зародился в Америке. Началось все с посещения завода по производству крепких алкогольных напитков, с тех пор он стал достаточно быстро развиваться. Есть лидеры в Германии, люди ездят на заводы, смотрят, как там собирают автомобили, это служит для укрепления бренда. В принципе, это хорошая составная часть экскурсионного туризма, но у нас он находится еще пока в стадии становления».

Стоимость промышленных туров, как правило, невысокая — компании зарабатывают на попутных продажах. Например, в Испании широко развиты винные туры, во Франции — винные и сырные, а в Нидерландах — цветочные. Туристы редко уезжают с пустыми руками. В России свои особенности: в Мурманской области желающие могут побывать на старейшем в Заполярье Кировском руднике. Туристов обеспечивают шахтерским снаряжением и спецодеждой. Можно немного поработать в качестве бурильщика, если удастся удержать бур-перфоратор. Такой тур включен в недельный пакет по Кольскому полуострову, который стоит с проживанием порядка 30 тыс. руб.

Пивоваренная компания «Балтика» проводит экскурсии по своим предприятиям самостоятельно. Осмотр бесплатный, дегустация оплачивается отдельно, рассказала специалист по корпоративными коммуникациям компании Ирина Прешпективых: «На большей части заводов построены специальные галереи, откуда можно наблюдать бродильное отделение, где, соответственно, происходит брожение, варочный цех, где происходит варка сусла, пульт управления, где сидят пивовары. Есть возможность заказать дегустацию».

В России есть множество индустриальных городов, которые могли бы стать центрами промышленного туризма — прежде всего, Челябинск, Воронеж, Липецк и многие другие. Однако для развития промышленных туров на конкретном предприятии требуются немалые вложения. К тому же, сбор экспозиции и обеспечение безопасности — лишняя головная боль для крупных производств. Многие отказываются от туристов, так как не хотят раскрывать технологические секреты.

Глава Ростуризма Олег Сафонов считает, что промышленный туризм положительно влияет на имидж страны и помогает иностранным туристам избавиться от ложных стереотипов о России. По его данным, в 2017 году было зафиксировано рекордное увеличение въездного турпотока. Число поездок туристов из республики Корея выросло на 58%, из Канады — на 28%, из Соединенных Штатов — почти на 20%.

kommersant.ru



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest