Успокоительное плавание

16.03.2005 | Круизы

За прошедшие два столетия летний отдых на круизном пароходе стал такой же традицией, как блины с икрой или цыганский хор. Открытие навигационного сезона не за горами. О трудностях, с которыми приходится сталкиваться судоходным компаниям, а также о том, что ждет туристов в этом сезоне, мы беседуем с генеральным директором Столичной судоходной компании Михаилом Балезиным.
– Михаил Юрьевич, какова на сегодняшний день ситуация на рынке? Почему не видно новых компаний и что происходит с теми, кто уже давно работает?
– Вообще сегодня по рекам среднеевропейской части страны курсируют 56 круизных теплоходов. Однако по-настоящему крупных игроков, способных диктовать свою ценовую политику всем остальным, можно буквально пересчитать по пальцам. Это судоходная компания “Волжское пароходство”, в состав которой недавно вошло и Северо-Западное пароходство, Московское речное пароходство (“Мостурфлот”) и мы – Столичная судоходная компания. В Советском Союзе существовало 19 пароходств, и все деньги, заработанные за период навигации, складывались в общий котел, а потом делились. Зимой, в межнавигационный период, государство помогало бюджетными деньгами. Однако ситуация изменилась. Теперь каждый за себя. К сожалению, в последнее время флот не строится, и самым молодым нашим теплоходам уже по 20–30 лет. Наш бизнес – это “длинные” деньги, отдачу от которых можно будет получить лишь лет через 15. Поэтому никаких проектов, связанных со строительством новых теплоходов, сегодня ни у кого нет. Ведь если строить теплоход, то скорее всего это надо делать где-нибудь на заграничной верфи. Значит, готовьте около 20 миллионов евро, и потом еще 20 лет вы будете эти деньги возвращать. Так что сегодня мы фактически вырабатываем старые ресурсы. Многие пароходства в этих условиях были вынуждены закрыться и отправить суда на металлолом.
– Давайте подумаем о ближайшем будущем: какие суда у вас есть сегодня и что вы будете предлагать туристам в этом году?
– В этом году, как и в прошлом, мы будем работать с 8 круизными теплоходами. На четырехпалубных, как наиболее комфортабельных, мы перевозим интуристов, остальные работают на внутренний рынок. Наибольшей популярностью традиционно пользуется 12-дневный маршрут Москва– Санкт-Петербург. Кроме того, мы будем предлагать короткие маршруты выходного дня с заходом в Углич, Тверь, в зеленую зону Сосенки или в городок Мышкин. Также наши теплоходы будут ходить до Плеса, Ярославля, Нижнего Новгорода, Перми, Астрахани.

– А почему большие комфортабельные теплоходы работают только для интуристов?

– Понимаете, такой большой теплоход очень сложно загрузить нашими туристами. Рассчитывая на отечественных туристов, можно потерять два месяца: май и июнь. Не забывайте, что наши люди идут в отпуск в основном в июле–августе. А потерять два месяца при таком коротком сезоне мы себе не можем позволить. Впрочем, возможны разные формы работы с интуристами. Некоторые фирмы продают только часть теплохода, а остальные места оставляют для наших туристов. Но, к сожалению для наших туристов, этих мест с каждым годом становится все меньше и меньше. Иногда теплоход выкупает “целевик” – так между собой мы называем различные фирмы, устраивающие на теплоходах корпоративные мероприятия. Для “целевиков” мы разрабатываем индивидуальную развлекательную программу, с учетом их пожеланий. Бывает, что и свадьбы на теплоходах устраивают. В зависимости от финансовых возможностей клиента в аренду можно взять как большое судно, так и прогулочный теплоход. Например, теплоход “Иван Калита” может пойти в Углич, Тверь, на Оку… За годы работы у нас сформировался круг постоянных клиентов – многие люди плавают уже по несколько лет и хорошо знают капитанов и команду. Для таких клиентов у нас предусмотрена накопительная система скидок.
– Что вы можете сказать о другой стороне вашего бизнеса? Я имею в виду небольшие прогулочные суда в Москве. Увидим ли мы традиционный речной трамвайчик этим летом?
– Мы являемся одним из самых крупных судовладельцев в Москве, и когда-то пассажирские перевозки в столице были основным направлением деятельности нашей компании, созданной еще в 1933 году. Сегодня у нас в собственности около 45 прогулочных судов, и, конечно, и в этом сезоне в Москве будут работать речные трамвайчики. Прогулочные теплоходы будут ходить от Новоспасского моста (метро “Пролетарская”) до Киевского вокзала. Кроме того, этим летом мы хотим открыть несколько новых маршрутов: от Киевского вокзала до Филей, а также в спальные районы Марьино, Братеево и Коломенское. Планируем небольшой маршрут вокруг Серебряного Бора и в Рублево. Некоторые из этих маршрутов уже успешно опробованы в прошлом году. От Северного речного вокзала прогулочные теплоходы традиционно отправляются в любимые москвичами зоны отдыха: Бухта радости, Солнечная поляна и Хвойный бор, расположенные на подмосковных водохранилищах с чудесными пляжами и живописными берегами. Все теплоходы, полностью отремонтированы: установлены стеклопакеты, заменены двери и т.п. Есть у нас и банкетный флот. Несколько теплоходов “Москва” были специально переоборудованы под проведение банкетов, фуршетов и презентаций. Теплоходы “Москва-88” и “Князь Юрий” мы переоборудовали по специальному заказу – так что это у нас предложение для VIP-клиентов.
– Как изменится ценовая политика
в этом сезоне?

– В этом году мы планируем пойти следующим путем. Если раньше независимо от того, на какой остановке пассажир садился, он платил одну и ту же цену, то теперь мы вводим дифференцированный подход. Те, кто садится на середине маршрута, будут платить только половину стоимости. Мне кажется, это справедливо. В будни билет будет стоить 120 рублей, а в выходные дни – 200. Учитывая рост въездного туризма, думаю, что в ближайшее время прогулки по Москве-реке будут только развиваться.
Что касается цен на круизы, то стоимость проживания на теплоходе колеблется от 14 до 115 долларов в сутки в зависимости от комфортабельности судна.

– Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития речного флота в России?
– К сожалению, пока мы вынуждены ходить по кругу. Во всех странах, где навигационный период такой же короткий, как у нас, речникам оказывается государственная поддержка. В нашей стране мы – единственные из транспортников, кто не имеет сколько-нибудь влиятельного лобби в правительстве или Государственной думе. При нынешнем положении вещей возможны только два выхода: либо мы полностью выработаем старый ресурс и лишимся речного флота, либо нам удастся заручиться поддержкой власти. Можно было бы уповать на частный капитал, однако, как вы сами понимаете, сегодня трудно найти инвестора, который вложил бы деньги в бизнес, где срок окупаемости составляет 15–20 лет.

Беседу вела Кира Ремнева



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest