У ярославской туротрасли низкие доходы
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» провёл исследование, посвящённое туристической привлекательности регионов РФ и их популярности среди туристов. Ярославль ухудшил свои показатели: с прошлого года потерял 13 позиций и опустился в рейтинге с 8 на 21-е место. Что повлияло на такое «падение»?
«Нужно быстро бежать»
В ходе проведения исследования учитывались следующие критерии: уровень развития гостиничного бизнеса и инфраструктуры, значимость туристической отрасли в экономике региона, объём средств, заработанных в сфере туризма, популярность региона у россиян и иностранцев, количество достопримечательностей, внесённых в реестр объектов культурного наследия.
В лидерах рейтинга — Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край. Впереди Ярославля и наши «соседи» — Тверская и Владимирская области.
«21-е место Ярославской области, где расположены три города «Золотого кольца», — говорится в пояснительной записке к исследованию, — можно объяснить самыми низкими в группе доходами туротрасли, а также очень низкой популярностью региона в интернете по запросам пользователей».
То, что Ярославль всё же вошёл в топ-21 самых активных в работе по развитию туризма регионов, говорит о большом потенциале города. Чего же нам не хватает?
«Туризм — очень динамичная сфера. Здесь, чтобы остаться на месте, надо бежать очень быстро, — комментирует Антон Голицын, депутат городского муниципалитета. — Ярославль получил хорошие преференции при подготовке к 1000-летию: набережная, дороги, планетарий, зоопарк и так далее. Но невозможно почивать на лаврах: надо развивать инфраструктуру, постоянно креативить, думать, чем мы можем быть интересны. В этом отношении у нас мэрия Ярославля пассивна, а региональная власть развивает туризм в районах и не занимается городом».
Антон Александрович, по его словам, недавно предлагал мэрии пакет решений: единая пешеходная зона на Кирова — Депутатской — Депутатском переулке с оформлением её в стиле 19 века — со старинными вывесками, тумбами, городской скульптурой, стилизованными фонарями, созданием в этом месте музейного кластера. Но никакой реакции, к сожалению, не поступило.
«Туризм мало интересен властям, — уверен депутат, — налогов много он не приносит, больших денежных потоков здесь тоже нет, а вложений, прежде всего временных, административных и творческих, требует много. Так и нет у нас туристского информационного центра, хорошо хоть навигация минимальная на улицах города появилась».
Просто лень
Уходящий год, по мнению доктора экономических наук Валерия Гордеева, был малоуспешным для туристической отрасли в целом по стране. Однако ухудшение места именно нашей области в рейтинге по туристической привлекательности не объяснишь только общероссийской ситуацией, надо посмотреть на специфику Ярославии в этом деле.
«У нас достопримечательностей столько и они таковы, что абсолютное большинство регионов бескрайней России может завидовать нам — какое уж тут может быть снижение доходов в туротрасли? — возмущается Валерий Гордеев. — Не думаю, что и экскурсоводы ярославские хуже коллег из других регионов по уровню своего профессионализма. Теперь посмотрим следующий аспект: состояние инфраструктуры для туризма. Ещё с советского времени мы с сожалением констатировали, что посещение Ярославля туристами какое-то неполное: выбегут с теплохода, пробегут к Илье Пророку да на Стрелку — и обратно на теплоход, долой из нашего города — никто не остаётся ночевать. Потому что гостиниц мало и они не бог весть какого качества. Правда, за предыдущие десятилетия тут сделаны некоторые подвижки, да и гостиницы ярославские сейчас относительно недорогие, но эти подвижки ещё недостаточны».
И всё-таки ответ ещё не здесь. А, по словам Валерия Александровича, в системе спроса и ответственности менеджеров этой сферы, вернее, в слабости, практическом отсутствии такой системы.
«Ну, почему в других регионах лучше, чем у нас, смогли повысить популярность в интернете по запросам пользователей? Что тут мешало нашим менеджерам и маркетологам? Ничего, кроме лени и безответственности, — уверен экономист. — Снижение доходности туротрасли в сравнении с другими регионами должно анализироваться помесячно, поквартально руководством области и города с жёстким и своевременным спросом с ответственных за отрасль, с оказанием при этом им помощи, например, в вопросах той же инфраструктуры».
Источник: www.yar.aif.ru