Почему подавляющее большинство российских предпринимателей считают, что заниматься туризмом очень тяжело, или о чем говорили на дискуссионной панели «Развитие гостеприимства в России».
10 марта в рамках всероссийского совещания, организованного Ростуризмом, обсуждались актуальные вопросы развития индустрии гостеприимства у нас в стране.
На болельщиках заработали все
Так, заместитель министра, руководитель Департамента туризма Минкультуры Самарской области Михаил Мальцев рассказало том, как область готовилась к чемпионату мира по футболу.
— Чтобы простимулировать инвестиции в средства размещения мы потратили несколько лет, — сообщил он. — Для проживания команд и болельщиков требовалось более 7760 номеров. Пришлось провести серьезную модернизацию номерного фонда. К чемпионату мира были построены 20 новых отелей, в том числе два пятизвездочных отеля.Общий объем инвестиций в гостиничную инфраструктуру составил 3 млрд 300 млн рублей.
По словам Мальцева, департамент туризма вместе с профессиональными общественными объединениями и гостинично-туристскими ассоциациями провели большую работу не только по классификации отелей, но также по повышению безопасности мест проживания и уровня гостеприимства. Итогом этой работы стало минимальное количество негативных отзывов от туристов.
Михаил Мальцев также рассказал, что одним из направлений работы областных органов власти было формирование информационной системы.Были созданы: интернет-портал, сеть указателей, а в местах скопления болельщиков открыты новые павильоны туристического информационного центра. У болельщиков была возможность получать информацию на пяти языках и скачивать мобильные приложения. В период чемпионата мира действовала электронная карта гостя, которую каждый болельщик мог скачать на смартфон. Это приложение позволяло приобретать электронные билеты в музеи и на экскурсии, воспользоваться скидками в ресторанах и развлекательных центрах. Этот проект действует и сейчас.
— Если говорить о результатах, Самарская область получила большое количество болельщиков, к нам приехали представители более 140 стран. За каждым органом исполнительной власти была закреплена группа болельщиков той или иной страны. Это позволило нам оперативно реагировать на возникавшие вопросы и ситуации. В результате, никаких серьезных инцидентов или правонарушений на территории нашего региона не было, — отметил руководитель Департамента туризма Минкультуры Самарской области.
— Подводя итоги, можно констатировать, — сказал Михаил Мальцев, — что туризм способен дать серьезный вклад в экономику региона. Мы получили рост туристического потока и кратный рост объема гостиничных услуг. Предприятия индустрии туризма работали с короткой доходностью, поэтому и налоговые поступления в бюджеты всех уровней были достаточно серьезными. Например, ресторанный бизнес заплатил налогов в бюджеты всех уровней почти в 2 раза больше, а некоторые предприятия — в 3 раза больше. Это говорит о том, что при повышении объема услуг на 20-30%, рост налогов может быть кратным».
Тему гостеприимства продолжила заместитель председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Нана Гвичия.
— Санкт-Петербург в прошлом году принял более 15 млн. туристов, российских и иностранных. Эта цифра вызвала очень много вопросов у участников рынка. Но здесь нужно учитывать,что многие туристы останавливались не только в отелях, но также у родственников и друзей, в меблированных комнатах,которых очень много в городе, — сообщила она.
Гостеприимство, по ее мнению, это, в первую очередь, доступность территории, безопасность, информационная поддержка. К чемпионату мира по футболу нужно было обеспечить определенный уровень качества средств размещения и локальную безопасность, провести классификацию отелей. Это удалось сделать благодаря взаимодействию с представителями служб безопасности. Безопасность туристов обеспечивала также туристическая полиция.
Одним из требований к организаторам чемпионата мира, рассказала заместитель председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, было обеспечение информационной поддержки. К чемпионату в Санкт-Петербурге была развернута большая сеть информационных центров,созданы мобильная информационная служба,которая работает летом, кол-центры, мобильное приложение.
— Чемпионат мира позволил нам создать инфраструктуру, которую мы должны сохранить и использовать,чтобы стать востребованной дистинацией на мировом рынке. Требования, которые предъявляют международные организации к территориям, где проводятся крупные массовые мероприятия, позволили нам изменить многие подходы к гостеприимству, они стали для нас учебником,- заявила Нана Гвичия.
Никто не понимает, за что отвечает
Председатель Комитета по туризму, вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников развернул разговор о гостеприимстве несколько в другое русло.
— Гостеприимство для меня– это, в том числе, честность и открытость,в этой связи я не думаю, что заявленные сегодня цифры туристических потоков соответствуют действительности, надо признаться в этом, потому что нет определения туристического потока и методики его подсчета, — заявил эксперт.
— Нам важно, чтобы власть относилась к предпринимателям также гостеприимно, как мы относимся к тем туристам, кто к нам приезжает, — продолжил он.-Количество издержек, которым подвергается бизнес, очень велико. И нам поддерживать конкурентоспособный продукт и услугу очень тяжело. Все знают, что у нас происходит с налогами. Каждый год они повышаются, в этом году двойное повышение, растут цены на бензин. Это все включается в стоимость продукта. Это опасно. И если сегодня Сочи и Крым могут конкурировать по ценам с Болгарией, то, если так будет продолжаться, мы не сможем конкурировать ни с кем.
Одна их главных проблем в туризме, по мнению Кожевникова,–плохое межведомственное взаимодействие.
— Это такая пропасть, которая не дает нам двигаться вперед. Никто не понимает, кто за что отвечает, — сказал он.-Например, за детский отдых отвечает Минпросвещения, за детский спорт – министерство спорта, а за детский туризм и за детский активный отдых– непонятно кто. Каждый пытается перевести стрелки на другого, в результате имеем огромное количество зарегулированности в данной сфере.
Событийные календари регионов, по мнению Кожевникова, не согласованы между собой и поэтому состоят из набора одних и тех же мероприятий — празднование 23 февраля, 8 марта, Масленицы, 9 мая…
— Исследования показали,что 80% предпринимателей считают, что заниматься туризмом на федеральном уровне очень тяжело, — без особого оптимизма сообщил в конце своего выступления вице-президент «Опоры России».
Звезды на погонах и отелях
Разработчик современной системы классификации отелей, генеральный директор группы компаний «Отель Эксперт» Маргарита Немоляева поделилась своими мыслями о том, кому и зачем нужны «звезды» применительно к отелям.
Многие хотельеры не понимают, какая «звездность»им нужна, считает она.
— У меня такое впечатление, что они воспринимают «звездность», как оценку себя, как звезды на погонах. Круто встретили,круто поселили, круто покормили. У меня гостиница 4 «звезды» — я крутой. А у тебя 2«звезды» – ты не тянешь,- вот так с юмором описала эксперт психологию некоторых хотельеров.
Звезды, по мнению Немоляевой, прежде всего нужны потребителю,который выбирает гостиницу по соотношению цена-качество. Ему нужно знать, что за эту цену он будет иметь.
— Если отель заявил 4 «звезды», а номера крохотные, тогда потребитель чувствует себя обманутым, — отметила Немоляева. По ее словам, система классификации нужна также отельерам для того,чтобы найти своего потребителя, и инвесторам. Инвесторы, прежде чем вкладывать деньги в гостиничный бизнес, должны понять, какую гостиницу нужно строить в данном месте, чтобы она приносила прибыль. «Звезды» также необходимы органам исполнительной власти федерального и регионального уровней,чтобы выдавать рекомендации предпринимателям, в строительство какой гостиницы лучше вложить деньги. Важно отметить,заявила Немоляева, что система классификации гостиниц не должна быть застывшей, она должна развиваться в зависимости от ситуации на рынке.
Нужны медицинские кластеры с налоговыми преференциями
Председатель Ассоциации оздоровительного туризма Елена Трубникова рассказала о развитии медицинского и оздоровительного туризма в России и его перспективах.
— Активное развитие этой сферы туризма сегодня является мировым трендом. Ежегодный рост составляет 15-25%. Объем мирового рынка медицинского туризма достиг в 2017 году $50 млрд, объем мировой велнес-индустрии за тот же год -$4,2 млрд,что составляет 5,5% от мирового ВВП,- сообщила Елена Трубникова.
По ее словам, в сфере мирового медицинского и оздоровительного туризма наблюдаются следующие тенденции: туристы из более развитых стран все чаще едут в менее развитые страны, где стоимость лечения ниже, растет число медицинских работников, прошедших обучение в ведущих странах,широкое распространение получают страховые программы,обеспечивающие лечение за рубежом.
По мнению Трубниковой, этот вид туризма в России недостаточно развит. Много проблем. Например, нет единого органа, отвечающего за развитие медицинского туризма, медицинских виз, медицинский персонал плохо владеет иностранными языками, отсутствует понятный для иностранцев и молодежи медицинский продукт.Чтобы повернуть ситуацию в лучшую сторону, государство должно предпринять ряд мер – например,сформировать региональные медицинские кластеры с налоговыми преференциями для инвесторов и внедрить международные стандарты системы оценки медицинских услуг. В свою очередь российским медицинским учреждениям необходимо повышать свою репутацию за счет получения общепризнанных международных аккредитаций и сертификатов, участвовать в международных рейтингах, развивать немедицинский сервис.
Владимир Савельев