Говорят, что на Камчатке комфортнее всего отдыхать и путешествовать с августа по сентябрь, когда наступает “золотая осень”. Но если вы – любитель экзотики, то ее здесь можно найти в любое время года.
Под крылом – страна
От Москвы до Петропавловска-Камчатского – девять часов беспосадочного перелета на Ил-62 или Ил-96. Если посчастливится, солнце будет освещать ваш путь, заметно сокращая день. Хороший маршрут для знакомства с необъятным величием страны. Бескрайние поля европейской части в Западной Сибири сменят круги тундровых болот, перемежающиеся редкими елями. Чуть севернее снег ложится уже в сентябре, по нему тянутся ровные нитки нефтепроводов, время от времени мелькают газовые факелы. Широкой темно-серой лентой тянется Обь поперек, в сторону Ледовитого океана. На четвертом часу полета увидите пейзажи Таймыра – полукруглые выступы плато Путорана, застывший смог над “никелевым” Норильском, дельту великого Енисея, а потом – гладкие круглые белые сопки, похожие на животы и груди древнегреческих богинь.
Чем дальше на восток, тем суровее природа. Вода в Лене почти черная. За ее восточным берегом постепенно вырастут полузаснеженные кекуры – близко Колыма. Сопки станут острее и выше, и самолет возьмет курс на юг. Под крылом потянется почти ровная полоска берега Охотского моря. На подлете к столице Камчатки вас встретит красавец-вулкан Вилючинский – на противоположной стороне Авачинской бухты (2175 м). Его украшение – летящий почти с вершины водопад. А совсем недалеко – родниковые источники, излюбленное место купания горожан.
Метровый сувенир
Петропавловск вытянулся длинной полосой, кажется, у самого подножия пяти вулканов – Авачинского, Корякского, Козельского, Арика и Аага. Здесь сразу понимаешь, что попал в один из самых экзотических уголков России. Можно совершить восхождение на вулкан Плоский Толбачик (3080 м) и увидеть новые кратеры, можно “погулять” у кратера вулкана Мутновский (2323 м). Кратер окружают ледники и причудливые трещины, а внутри – необыкновенное озеро с небольшими айсбергами. Из кратера 80-метровым водопадом вырывается речка по имени Вулканная.
Уж чего-чего, а вулканов на Камчатке хватает. Ассортимент самый широкий. Как говорится, на любой вкус. Причем один краше другого. С полуострова Горелый, если опять же взобраться на вершину вулкана, увидишь по меньшей мере еще три – Мутновский, Опалу, Авачу. А дальше решайте, на фоне которого вам лучше сфотографироваться. Какой вам больше к лицу.
Если не желаете утруждать себя дальними походами, то советуем прогуляться на пригородный Авачинский вулкан, всего-то в 25 километрах. Отсюда открывается изумительный вид на Авачинскую бухту, вход в которую стерегут Три Брата – живописные скалы, своего рода привратники Петропавловска. По бухте курсирует прогулочный катер, здесь же можно порыбачить и добыть натуральный “сувенир”: ленка, камбалу, палтуса – последний может быть размером более метра.
На Камчатке более 200 видов термальных и минеральных источников. Но особенно популярны Малкинские – возможно, из-за одноименной минеральной воды, которую камчадалы всегда предпочтут сладким иноземным напиткам. Говорят, из-за необыкновенной воды и пиво на Камчатке самое вкусное в России…
Как все начиналось
Край этот уникален во всем. Впервые его прославил участник экспедиции Беринга, друг Ломоносова Степан Крашенинников в своей книге “Описание земли Камчатки”. Этот труд – самая первая в истории России академическая монография. Считается, что с нее начинается русская географическая наука. В ней, кстати, впервые в нашей стране были опубликованы ноты казачьей песни “Желтенький песочек”, которую и сейчас любят исполнять ительмены.
По преданиям коренных народов – коряков и ительменов, – создал эту загадочную страну величайший из богов Ворон Кутх. Пролетая над водной гладью, приказал Ворон своему сыну землею стать, а сам на лыжах пошел по поверхности. Где он шел, образовывались впадины, ущелья, долины. А по краям – горы высокие. И чтоб не замерзало все живое, вдохнул Кутх в горы высокие свой горячий дух.
Сотворив вулканы, долины, застелив землю диковинным ковром из разноцветных мхов и сочных ягод, задумал Ворон создать и людей. Для этого взял деревья: из березы сделал русских, поэтому и тело у них белое, а из тальника – коряков, оттого они смуглые. Коряки называют всех русских “мэлгитанн’ын”, так как у них лица на морозе краснеют, как языки пламени в зимнюю стужу. Русских женщин называют “милгин’эв”, то есть “огненная женщина” – за те же румяные лица и нередко рыжие волосы.
Самым последним на земле Ворон создал мухомор, чтобы людям было жить веселее. Коряки, как поведал мне устроитель обрядового праздника Хололо Николай Чечулин из поселка Оссора, употребляют мухомор строго дозировано и никогда не мешают со спиртным: смешать – значит, погибнуть. Во время продолжительного праздника старики могут целый месяц “лакомиться” мухомором. Если его употребляют двое, рядом обязательно должен находиться третий, “трезвый” – он будет бдительно следить, чтобы не случилось ничего непредвиденного…
Коряки – оленеводы от Бога. Их олени самые красивые и большие на Севере. Выпасают этих животных в горах и на побережье Охотского и Берингова морей. Впрочем, не брезгуют пастухи и добычей рыбы. Потом готовят из нее юколу для ездовых собак (это вяленая рыба), коптят для себя балыки из горбуши и нерки.
“Оленные” и “береговые”
Гостей оленные коряки встречают всегда радушно. Сначала предложат горячий чай, без него не обходится ни одна беседа. В честь особо уважаемых людей могут забить оленя, затем предложат отведать свежую оленью кровь. Для местных жителей это основной источник витаминов.
Блондинкам не стоит паниковать, если дети оленеводов назовут их бабушками: для них беловолосыми в тундре могут быть только бабушки или дедушки, у всех остальных волосы почти без исключения густые, блестящие, иссиня-черные. Оленеводы-чавчувены редко соприкасаются с нашей цивилизацией. Для них встреча с белым человеком – особый знак.
Когда лет 300 назад казаки начали осваивать эти территории и обращать инородцев в христианство, коряки решили не поступаться своими традициями. В результате это, пожалуй, единственный из северных народов, сумевший сохранить верования в целости и сохранности. Здесь, например, не хоронят умерших родственников, а кремируют на вершинах предназначенных для этого сопок. По их поверьям, жизнь со смертью не прекращается, а плавно переходит в другую ипостась. Этакий северный вариант реинкарнации: души отправляются на небо, к Верхним людям, а затем вновь возвращаются, вселившись в кого-нибудь из народившихся родственников. Поэтому кроме официальных фамилии-имени-отчества у каждого коряка есть второе имя. Его не пишут в свидетельстве о рождении – оно передается изустно. Такое имя может повторяться несколько раз в роду. По корякским поверьям, в человеке, получающем имя ушедшего в мир иной, воплощается его характер. У коряков принято не плакать над усопшим – иначе путь его к Верхним людям будет долгим и трудным.
Иные объекты поклонения этого народа способны озадачить даже язычников. В селе Тиличики, например, на центральной площади стоит огромный священный камень-валун. Такие камни называют “Дед”, он может указать путь заблудившемуся путнику, ему поклоняются, а чтобы умилостивить – обмазывают оленьей или нерпичьей кровью, украшают травами, приносят к нему “внуков” – мелкие камешки. Эти камни считаются живыми, они могут менять свое место, путешествовать.
Внешность и одежда оленных коряков достаточно своеобразны. В национальном селе Ачай-Ваям у стариков на затылке можно увидеть длинную прядь, которую они заплетают в косичку. На запястье они носят браслет-оберег – он охраняет от злых духов. На лицах пожилых женщин нередки татуировки, рисунок которых говорит о принадлежности к определенному роду.
Береговые коряки-нымыланы всегда были отважными морскими зверобоями, охотились на нерпу, лахтака и тюленя в Охотском и Беринговом морях. Поскольку нымыланы чаще общались с пришельцами, их одежда и поведение ближе к привычным нам, европейцам. Они убежденные ихтиофаги – поедатели рыбы (хотя и оленинкой любят иногда полакомиться). Да и в прочих дарах моря нымыланы знают толк. Они знают, где колонии самых вкусных устриц, как правильно приготовить мидии, какие травы использовать в приправу, как заготовить впрок богатую йодом морскую капусту. Каждую весну коряки “вызывают” рыбу из моря, чтобы ее было много в реке. Первую пойманную рыбу привязывают за голову бечевкой, тащат по берегу или по воде, приговаривая: “Появись летом много-много рыбы, чтобы ловушки из березы все лето были полны рыбы”. Коряков-нымылан можно встретить на севере полуострова, в селах Тиличики, Вывенка, Апука, Оссора, Лесная.
Коряки – народ поэтический и одаренный. Их сказки и легенды символичны и метафоричны. А мифы удивляют своеобразием. По их поверьям, на севере Камчатки есть гора, которая видна только шаманам. На ее вершине озеро, по берегам которого рассыпан бисер. Если шаман прихватит горсть бисера, он вновь туда вернется – правда, внизу бисер превратится в маленькие камешки. Не чужды они и изобразительному искусству. В Камчатском краеведческом музее можно увидеть необыкновенные полотна “корякского Рериха” – художника Кирилла Килпалина. По ночам он смотрел на свет любимых звезд и писал свои волшебно-космические картины.
Ительмены – второй коренной местный народ, вероятно, самый древний. Как и нымыланы, они потомственные зверобои и рыбаки. Ученые считают, что примерно 15 тысяч лет назад это племя по перешейку, соединявшему тогда Азию с Америкой, перекочевало на Аляску. Поэтому язык и культура ительменов имеют немало общего с живущими там индейцами племени тлинкитов. Столкновение с цивилизацией на пользу аборигенам, увы, не пошло. До прихода русских на Камчатку в конце ХVII века ительменов было около 150 тысяч человек, их землянки стояли на берегах рек по всему полуострову. Сейчас представителей древнего народа немногим более полутора тысяч. Большинство из них живут в Корякском автономном округе на северо-западном побережье Камчатки, почти треть – в национальном селе Ковран на берегу Охотского моря.
Здесь, недалеко от священной сопки Эльвель, во второй декаде сентября в полнолуние проводят древний ительменский праздник очищения от грехов и поклонения природе со звучным названием “Алхалалалай”. О его начале оповещает гром бубнов. Каждый участник обряда должен пройти через березовое кольцо.
На площади у реки стоят идолы – Хантаи, олицетворяющие человека-рыбу. Они охраняют ительменский род от бед и несчастий. Праздник не обходится без шаманов, которые должны отогнать от священного места злых духов. Несколько дней будут звучать песни и не прекращаться продолжительные (более 15 часов) ритуальные танцы. В танцевальном марафоне найдется место каждому желающему. Но едва ли им удастся превзойти выступающих – обязательно – на Ахалалалае артистов национального ансамбля “Эльвель”. Ительмены состязаются в умении разделывать тушу нерпы и в приготовлении рыбы. Самое активное участие в празднике принимают и женщины. Местные красавицы, не желая отставать от мужчин, соревнуются в конкурсах на лучшее знание песен, танцев и секретов национальной кухни.
Особенности национальных промыслов
Самая активная рыбалка в этих местах – с конца июня до середины сентября. Надо только заранее озаботиться приобретением лицензии на вылов. В реках нерестятся лосось, чавыча, семга, нерка, кижуч. Зимой и ранней весной можно поучаствовать в подледной рыбалке и наловить буквально гору наваги и корюшки, пахнущей душистым огурцом, иногда попадется сельдь, порой крючок зацепит морскую звезду, а то и “морского черта”. В зимних реках можно выловить хариуса или вкусных пятнистых гольцов.
Уникальна на Камчатке и охота. С 25 апреля по 25 мая и с 20 сентября по 15 декабря сюда едут добыть самого большого в мире медведя. С 1 сентября по 15 декабря можно уложить опять же самого большого в России лося, а самые, конечно же, большие рога горного барана можно добыть в августе. Зимой и в начале весны есть возможность поохотиться на рысь, росомаху и лису-огневку. Весной вам предложат охоту на волка. Правда, северное сафари имеет свои особенности: нужно быть готовым к 30-градусным морозам зимой и проливным дождям весной и осенью.
Погода на Камчатке, мягко говоря, неустойчивая. На неделю могут зарядить дожди или набежит густой тяжелый туман, а зимой, глядишь, месяц будет бушевать пурга. Особенно не любят жители полуострова, когда дует “курилка” – мокрый восточный ветер, приносящий ненастье. Зато как ясно светит солнце после таких передряг, как красивы восходы на Беринговом море и закаты на Охотском, как ярко по ночам освещает тундру огромный – в полнеба – диск луны!
Говорят, сюда нужно приезжать ближе ко второй половине жизненного пути, когда уже немало повидал и можешь оценить своеобразие и уникальность камчатской природы…
Впрочем, красота этих мест, как показывает практика, способна, без сомнения, заворожить любого человека любого возраста. Лишь бы он сохранял способность удивляться и держал глаза широко открытыми.
Где остановиться
Гостиница “Петропавловск”, HHH
Находится в центре города. Стоимость номеров весьма разнится в зависимости от класса: от 850 до 5100 руб.
пр. Карла Маркса, 31. Тел.: (415-22) 5-03-74
Гостиница “Авача”, HHH
Расположена неподалеку от центра города.
Цена номера: от 1300 до 7000 руб.
ул. Ленинградская, 61. Тел.: (415-2) 12-73-31
Гостиница “Альбатрос”
Находится в тихом месте, рядом с деловым и культурным центром города, в 30 км от аэропорта Елизово. Стоимость номера: включая завтрак, 1800–3100 руб.
ул. Кутузова, 18. Тел.: (41522) 7-67-52; 7-68-06
Гостиница “Бел-Кам-Тур”, HHHH
Располагается в поселке Паратунка, известном своими целебными термальными источниками и кристально чистым воздухом. Цена номера: от 1950 до 24 000 руб.
Камчатская обл., г. Елизово, п. Паратунка, 39.
Тел.: (4152) 16-91-29
Где поесть
Ресторан “Гейзер”
ул. Топоркова, 10,
тел.: 5-63-91
Ресторан “Золотой якорь”
проспект Рыбаков, 13,
тел.: 3-27-66
Ресторан “Korea House”
ул. Ленинская, 26,
тел.: 111-193, 12-11-93
Ресторан “Лисья нора”
г. Елизово, ул. Завойко, 21А,
тел.: 8 (231) 6-25-28; 8 (231) 6-24-35
В меню каждого ресторана в Петропавловске обязательно присутствуют национальные блюда.